Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20011108_ry.html

Газетное единодушие
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  8 Ноября 2001

На прошедшей неделе отделы культуры были на редкость единодушны - не в оценках событий, тут как раз можно говорить о некоторой диалогичности, ведь все обозреватели люди эмоциональные, субъективные, но никуда не деться - события для всех одни и те же.

Но сначала √ о "позднем громе", который раздался, можно сказать, вослед уже прошедшей грозе. "Литературная газета" публикует сразу два отклика на съезд Союза театральных деятелей. Оба √ негативные. Но статья Ольги Галаховой √ наиболее непримиримая "ремарка" к состоявшемуся театральному форуму. В статье, названной "Так или сяк - победим!", автор пишет, в частности: " В интернетовском издании √ ⌠Русский журнал■ √ накануне съезда публикуется интервью с одним из ⌠современных менеджеров■, который утверждает, что они, мол, пришли в СТД со своими деньгами и уже вложили 12 миллионов долларов.
⌠А почему вкладываются такие деньги? √ спросил Сергей Юрский. √ Не хотят ли те, кто их вкладывает, получить назад уже 120 миллионов долларов?■
Если перед нами талантливые дельцы, то почему так дешево продается в Звенигороде детский сад (за 3 млн. рублей)? Кому продается? Где гарантия, что наша собственность и дальше не будет продаваться по заниженным ценам? Как застрахована немалая недвижимость союза от нечестных сделок?
И это только макушка айсберга. Мы отрезаны от правды происходящего с нами.
Новые современные менеджеры и не скрывают, что СТД в коммерческом отношении самая привлекательная из всех союзов организация, поскольку не разделилась на несколько частей и обладает реальной собственностью.
Есть серьезная опасность подмены целей СТД РФ. На собственности, принадлежащей союзу, будут зарабатывать не ради творческих программ, лабораторий, семинаров, не ради спокойной старости для тех, кто всю жизнь отдали сцене, а ради самих себя.
Что же происходило на съезде у нас? Во-первых, беспрецедентное давление на делегатов с нарушением процедуры ведения. Если на голосование важнейших вопросов отводилось по пять минут, то суперважнейших вопросов √ как поправки к уставу! √ 15 минут. Режиссерам съезда представлялось, что сначала делегаты быстро проголосуют, а потом будут обсуждать! А зачем?
Делегатам съезда на страницах, извещающих о порядке и регламенте, сообщалось: ⌠В соответствии с решением правления СТД РФ и секретариата союза, съезду рекомендовано поправки, дополнения и изменения к проекту устава с голоса не принимать. Поправки, дополнения и изменения к проекту устава союза, поданные в письменном виде, принимаются к рассмотрению съезда только после заключения юристов на предмет их соответствия нормам федерального законодательства■!
Каждая рекомендация в этом абзаце дышит неуважением к закону. Мы забыли, что съезд √ высший орган, что СТД не военная организация, подчиняющаяся приказам, а демократическое объединение людей, которое собирается один раз в пять лет не для того, чтобы за пять минут поднять мандаты по приказу, а вдумчиво и ответственно обсудить положения, которые будут регламентировать жизнедеятельность союза. Когда возникает такая спешка, то совершенно естественны подозрения части делегатов съезда в искренности законодательных намерений устроителей".

В Большом - долгожданная премьера - Ролан Пети представил взору московских балетоманов новую редакцию балета "Пиковая дама" на музыку 6-й симфонии Петра Чайковского, которая тоже подверглась некоторым изменениям. Кто-то иронизирует, кто-то восхищается. В этой последовательности и процитируем. Анна Гордеева ("Время новостей", 29 октября) ставит диагноз: "Этот спектакль о двух людях и двух недугах. Германн (Николай Цискаридзе) изначально болен душевно, и состояние его не меняется. Графине (Илзе Лиепа) выворачивает кости ревматизм. <...> Весь балет, несмотря на наличие однообразных классических пар на балу и шеренг игроков и дам полусвета в игорном доме, поставлен как дуэт страдающих людей". Татьяна Кузнецова ("КоммерсантЪ", 29 октября) отмечает, что Большой театр, "полуразвалившийся за прошлый сезон, не просто ожил, но показал работы мирового класса.

Спектакли (а кроме "Пиковой дамы" был представлен балет "Пассакалья" на музыку Веберна) Ролана Пети стали нечаянной радостью театра и зрителей: 77-летний автор оказался темпераментнее, изобретательнее и современнее подавляющего большинства своих младших коллег".

Еще одно событие в хореографической жизни - завершился 2-й Международный фестиваль европейского танца. На московских сценах выступили коллективы из многих стран. Последние два вечера были отведены отечественным группам, которые продемонстрировали всю широту диапазона: от почти самодеятельности и художественной вторичности до уровня хай-класса и уникальной оригинальности. Последний день напоминал гала-концерт, состоящий из коротких "нарезок": чтоб вместить побольше участников в привычный хронометраж. Елена Губайдуллина ("Известия", 31 октября) в этом вечере выделяет: "Среди эстрадных поскакушек, попсовых излияний про девичью любовь и сарафанных хороводов с модерновым уклоном гордо и одиноко выглядели московские "П.О.В.С.Танцы". Они упорно гнут свою линию, развивая эксперимент, ради эксперимента, движение ради движения, искусство для искусства. И именно поэтому их многомерное действо "Далеко, далеко..." не рассказывает о том, что и так все знают, а провоцирует догадки и предположения.

"П.О.В.С.Танцы" играют спектакль об интуиции и чувствах, которые легко разрушить малейшим движением. В грубом мире современного танца это почти невозможно".

Союз архитекторов России проводил в Манеже выставку-фестиваль "Зодчество", уже в 11-й раз. Сергей Хачатуров ("Время новостей", 1 ноября) саркастично заметил: "5-го ноября в рамках фестиваля впервые будет вручаться национальная премия с несуразным названием "Хрустальный Дедал" (в названии заключено двойное отрицание труда архитектора: хрусталь - эфемерный для зодчих материал, а Дедал - самый неудачливый в мире изобретатель)". В скобках надо было бы заметить, что фантазия наших газетных обозревателей явно идет на убыль. Не в первый раз в разных газетах выходят заметки с одинаковыми заголовками. На сей раз во "Времени новостей" статья про выставку-фестиваль называется "Миссия? Невыполнима", а в "Независимой" отчет Николая Малинина еще проще √ "Миссия невыполнима".

Пожалуй, впервые достижения современной отечественной архитектуры были представлены так полно и в большом пространстве, которое предполагает немалое количество зрителей. "И несмотря на многие недостатки экспозиции (и прежде всего на неумение показывать архитектуру так, чтобы было понятно и интересно непрофессиональному зрителю), организаторов выставки можно поблагодарить за возможность увидеть, куда же идет российская архитектура, и не то чтобы совсем успокоиться, но перестать паниковать", - радуется в "Известиях" (1 ноября) Ольга Кабанова.

"Московские новости" (правда, вышедшие в следующую неделю, но освещающие предыдущую, # 45, 6-12 ноября) публикуют интервью Натальи Давыдовой с архитектором Андреем Черниховым, генеральным директором фестиваля "Зодчество - 2001". Рассуждая на тему о том, почему последние годы почти все награды увозят к себе нижегородские архитекторы, он констатирует: "Во-первых, они исповедуют современную архитектуру. Можно называть ее русским хай-теком или русским постмодерном, хотя, конечно, хай-тек плохо соотносится с Россией, потому что это новые технологии, в которых мы отстали безнадежно. Во-вторых, нижегородский феномен обеспечили частные архитектурные студии, объединившиеся в едином стилевом направлении.

А Москва хороша тем, что у нас много разного. Филиппов может сделать классицизм вдохновенно и артистично. Асадов - мастер современного экспрессионизма. Скокан и Киселев исповедуют минимализм. Но главенствует в городе то, что главенствует в эстетике общества. А она в любом обществе клонится к кичу". Прогноз неутешительный.

Григорий Ревзин в "Ъ" (31 октября) рассматривает фестиваль "Зодчество" со стратегической точки зрения: "Смысл поставленной планки не в том, что ее взяли, а в том, что это вызов, на который придется отвечать. Архитектура пока откровенно не дорастает даже до "Ники", но ей придется дорасти. И в том, что организаторы фестиваля поставили такую задачу, есть очевидный позитивный смысл".

Театральная неделя прошла под знаком Романа Виктюка: в день его 65-летия ему прислал телеграмму с поздравлениями президент России, а театр его имени сыграл последнюю премьеру мэтра "Мастер и Маргарита". "Известия" на странице "Хит" (29 октября) делают малоутешительный вывод к юбилею: "...полузапрещенный, нищий, вроде бы маргинальный, он был интересен решительно всем; став звездой в постсоветском значении этого слова, Роман Виктюк оказался маргинален по-настоящему" (Алексей Филиппов). Двумя днями позже "Известия" (31 октября) тот же автор "раскладывает" по полочкам и спектакль упомянутого "маргинала": "Спектакль поставлен в жанре сценического шоу, воздействующего на зрителя потоком идущей со сцены энергии. И все же это мелкая ворожба: несколько эффектных постановочных ударов, несколько счастливых актерских моментов да броская сценическая упаковка. Для зрительского успеха этого вполне достаточно, но для настоящего профессионального прорыва маловато". Интересно, кто определит уровень профессионального прорыва? И вообще, что за этим малопонятным словосочетанием скрывается? Более ясно свою точку зрения излагает Марина Давыдова ("Время новостей", 31 октября): "Мастер и Маргарита" - это вялое маловыразительное представление, в основе которого лежит абсолютно бессмысленная нарезка из популярного булгаковского романа. В этом спектакле невозможно разглядеть не только концепцию, но зачастую и самих персонажей". Что ж, и юбиляр имеет право на неудачу, которая, кстати, по словам известинского обозревателя, все равно обеспечивает зрительский успех. Так что - с какой стороны посмотреть.

Юбилей мастера не отменяет премьер в других театрах. "Сатирикон" на малой сцене играет "Гедду Габлер" Генрика Ибсена. Спектакль недавней выпускницы РАТИ, курса Леонида Хейфеца Нины Чусовой также не остался незамеченным: сезон вошел в основное русло, ни одно событие не должно быть пропущенным.

В конце следующей недели начнется очередной театральный фестиваль NET (новый европейский театр), который будет проходить в центре имени Мейерхольда. Андрей Сладков ("Ъ", 3 ноября) пишет: "Организаторы фестиваля считают, что Москве недостает как раз такого "рабочего" феста, посвященного новым театральным веяниям, и что именно подобный фестиваль должен стать уместным дополнением к двум проводимым в столице фестивалям-гигантам - международному Чеховскому и национальной "Золотой маске".

Фестиваль начнется 9 ноября, что для NETа принципиально. В этот день пала Берлинская стена, а то поколение, которое интересует авторов фестиваля, сформировалось и заявило о себе именно в десятилетие "после стены". У NETа, безусловно, звучание менее громкое, чем у вышеназванных фестивалей, по крайней мере - для зрителей. Но для развития театрального языка, не сиюминутного, а будущего, его значение нельзя переоценить.

В "киношной" жизни пока относительно спокойно - фестивали закончились, остается скромно рецензировать выходящие в прокат - в основном, малохудожественные - фильмы, чтоб как-то сориентировать публику. "Искусственный интеллект", "Ничего себе поездочка". "Известия" уже не в первый раз публикуют топ-десятку американского проката, рассказывая отечественному зрителю, по-видимому, снова об американских ценностях. Понимаю, что наш прокат - не показатель. Но я - такой же потенциальный зритель, и мне совершенно не интересно, что смотрят американцы. Да, они заполонили весь мир своими фильмами, но потихоньку везде начинается их отторжение. Может, стоит писать о собственном прокате, его проблемах, способах выхода из кризиса? А почему не топ-десятка Франции или, например, Индии? Там тоже снимается немало фильмов. Может, стоило бы лучше сравнить результаты проката тех же фильмов у нас: совпадают ли зрительские интересы разных аудиторий. Тогда была бы наглядно видна особенность вкусов двух стран.

На экраны кинотеатров вышел полнометражный анимационный фильм "Шрек". Валерий Кичин ("Известия" 31 октября), посмотрев его два раза, делится впечатлениями: "...особенность данного фильма: он делает счастливым младенца и профессора, бизнесмена и монашку. Он про то, что мы должны принимать себя такими, какие мы есть, потому что другого фасада не будет, и надо научиться видеть красоту бессмертной души".

Фильм Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья" выдвинут на "Оскара" в номинации "лучший иностранный фильм". Екатерина Сальникова ("НГ", 3 ноября), комментируя этот факт, приходит к парадоксальному выводу: "На международную киноарену Россия выносит фильм, похожий на работу зарубежного режиссера, снимающего про далекую неродную Россию, - с упрощенным, неглубоким подходом к самой драматической ситуации нашей истории. И в каком-то смысле это действительно "лучший иностранный фильм". Но не для Америки, а для России".

К кино вполне можно отнести и телефильмы. Пусть киноведы возмутятся, но зрителям разбираться в тонкостях особой охоты нет. Алена Солнцева ("Время новостей", 31 октября) идет еще дальше моего спорного положения, называя сериалы и рекламы близнецами-братьми: "Их непременное соседство - а для чего еще снимать сериалы, кроме как в качестве самых лучших рекламоносителей - обязывает производителей подтянуться. В лучших рекламных роликах что важно - качество изображения, внятный сюжет, удачные реплики. Это и главные достоинства сериала". Было бы неплохо, чтоб этими качествами обладало и широкоформатное кино, правда, еще хотелось бы некоторой художественности...

В музее кино прошла ретроспектива Ясудзиро Одзу. Елена Стафьева ("НГ", 31 октября) считает, что "суть мира Одзу - жертвенность. ...Жертва для Одзу - это не отказ от себя - это выражение заботы о себе и о другом, она приносится не ради того, чтобы что-то изменить, а ради того, чтобы сохранить свое "я" и дать всем возможность сделать то же самое другому".

Кстати, с прошлой недели "Независимая газета" стала выходить в цвете и с новой версткой. Не уверена, что это к лучшему: многих старых читателей оттолкнет, но привлечет ли новых? Время покажет. Но тот, кто учился в МГУ на журфаке, слушал лекции по курсу со странным названием "История и практика буржуазной печати", знает как общеизвестное место, что существуют два типа изданий - для управляющих, то есть элиты, и для управляемых. Для первого типа характерны большие объемы, пространные аналитические тексты, небольшое количество иллюстраций и (!) черно-белая печать. Для второго типа - цвет, короткие информационные заметки, анонсы, реклама, обилие фотографий. Новая "НГ" приближается, увы, к этому типу. Замечу еще одну особенность: дважды материалы о культуре начинались на первой полосе, а заканчивались где-то внутри номера. Это в порядке вещей во всех газетах. Но что показательно - заканчивались они не на полосе "Культура", а на полосе "Происшествия". Так что балеты Ролана Пети, по-видимому, абсолютное происшествие. Из интересных интервью в "Независимой" отмечу диалог Елены Кутловской с актером Виктором Сухоруковым.

Но вернемся к миру кино. Умер Григорий Чухрай. Когда уходит из жизни такой человек, слова "невосполнимая потеря" из абстрактно-равнодушных превращаются в единственно правильные, потому что его место останется навсегда незанятым. Алексей Медведев ("Время новостей", 30 октября) пишет: "Уроженец Мелитополя превратился в настоящего аристократа. Художественная мудрость его ранних фильмов стала мудростью человеческой. В его взгляде ощущалась и спокойная ирония, и вдумчивая проницательность, и неколебимая порядочность. Образ художника-классика обрел завершенность. Таким мы его и запомним".

В Московском доме фотографии проходит выставка Йенса Либхена "Звезды мирового искусства создают новый облик Рейхстага". Николай Молок ("Известия", 30 октября) пишет: "...дом власти стал музеем, или Храмом искусств. В этом смысле рейхстаг прекрасно вписывается в художественный контекст 90-х годов, когда в моду вошло строительство супермузеев современного искусства, которые изменили облик города и образ (и репутацию) городских властей... Рейхстаг, конечно, не музей, но играет примерно ту же роль... А главное - из символа покаяния он превратился в символ процветания новой Германии". Может, нам объявить конкурс или провести референдум по вопросу "что может стать символом процветания новой России?" Уж очень хочется успеть пожить в процветающей стране.