Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20011112_bor.html

Десять спектаклей недели
Евгения Борисова

Дата публикации:  12 Ноября 2001

Афиша понедельника, благодаря многолетнему и стойкому желанию учреждений культуры и искусства отдыхать именно в первый день недели, кратка, однако совсем не отличается скудостью. 12 ноября свобода выбора поистине парализует настоящего театрального гурмана. Первые среди равных - "Играем... Шиллера!" в "Современнике" и "Война и мир. Начало романа. Сцены" в Мастерской П.Фоменко.

"Марию Стюарт" Фридриха Шиллера поставил в "Современнике" известный литовский режиссер Римас Туминас. Пригласить на постановку художника, мыслящего категориями, часто находящимися за пределами психологического театра, было сильным поступком для Галины Волчек. В выигрыше оказались все - и театр, и режиссер, прежде никогда не работавший с актрисами такого масштаба, как Марина Неелова и Елена Яковлева. Название пьесы изменено не случайно. В этом по-литовски рациональном и по-русски страстном спектакле Мария Стюарт (Яковлева) - отнюдь не жертва, а Елизавета (Неелова) - не монструозная и мнительная старуха, с королевского трона мстящяя молодой красавице. В спектакле "Современника" они - единое целое, отражение друг друга. Недаром Елизавета, вынужденная (по Туминасу) подписать приговор сестре, превращается в куклу и сходит с ума. Ее история заканчивается там же, где заканчивается история Марии. Обе актрисы в самом деле потрясающи в этом спектакле, но если от Марины Нееловой работы такого эмоциального и чувственного напряжения ждали давно, то Елена Яковлева в роли Марии - это настоящее открытие.

"Война и мир" - отменная работа одного из самых талантливых современных режиссеров. Крепкий, достойный спектакль. Без откровений и эмоционального прорыва. С длиннотами (идет около четырех часов). И все же, невзирая на "но", это то, что нужно смотреть обязательно. Очарование "Войны и мира" сплетается из мелочей - здесь ни на секунду не теряют партнера и не боятся подчинить эгоистическое "я" общему художественному "мы", здесь все еще любят играть друг с другом, а не с самим собой. В мире этого спектакля бывает по-разному - и радостно, и печально, но всегда уютно. Галина Тюнина и Мадлен Джабраилова, неожиданно легкое дыхание "Войны и мира" и нежная ирония создателей этого спектакля, толстовский сюжет, оказавшийся в исполнении фоменок на редкость незанудным, стоят того, чтобы провести с ними вечер.

Во вторник, 13 ноября, - "старый" спектакль театра "Модернъ". Некогда "Катерина Ивановна" Леонида Андреева создала репутацию и славу этому, в то время новому, театру. Спектакль играется в трех действиях и в трех разных залах. Что вовсе не прихоть и не демонстрация невиданного богатства театра, хотя декорации "Катерины Ивановны" и поныне не утратили своего великолепия. Врагова разрывает в сознании зрителя не столько образ, сколько чувственный мир своей героини. Привычная театральная среда с пыльными кулисами и банальным павильоном, внутри которого Катерина Ивановна живет хоть и в ужасе, но все же похожем на анекдот, сменяется светом и воздухом, пространством, не терпящим притворства и лицедейства, а потому вынуждающим принимать решение. Третья его ипостась - экспрессионистски яркий, но мертвый вакуум, в котором смерть - очевидное составляющее. "Катерина Ивановна" - спектакль по-женски тонкий и часто по-дамски излишне нервный. Он собран из природной импульсивности, очарования и парадоксальности актрисы Театра Сатиры Алены Яковлевой. Поставленный во времена, когда Леонида Андреева вновь разрешили играть на театре, он, к удивлению, не устарел.

В среду, 14 ноября, в театре "Школа драматического искусства" у Анатолия Васильева продолжатся показы спектакля "Медея Материал", поставленного по пьесе немца Хайнера Мюллера. Приезд в Москву одной из первых актрис французского театра Валери Древиль - само по себе уже событие. Однако этот значительный, но все же светский факт не важен в сравнении с художественной значимостью спектакля, созданного Древиль вместе с Васильевым. "Медея Материал" - работа, безусловно, лабораторная, но при этом понятная и доступная самому неискушенному сознанию. Она в чем-то даже проповедническая и пророческая. Русский психологический театр уже давно ищет средства, как без патологических подробностей передать пограничное состояние человеческой психики. И вовсе не потому, что художникам стали интересны только экстремальные проявления человека. Энергия и ритмы, в которых мы живем сегодня, не могут не изменить человека как такового. Они разрушают привычные уклады, связи и приспособления, с помощью которых мы общаемся друг с другом. Единица информации и скорость ее передачи собеседнику за последние десять лет изменились кардинально. Не может не меняться и театр, если он жаждет оставаться востребованным. Часовой спектакль "Медея Материал" Анатолия Васильева и Валери Древиль - это сгусток, сублимация психо-эмоционального состояния человека. История внятная и емкая и для тех, кто не знает французского, и для тех, кто имя "Медея" впервые узнает на этом спектакле, рассказана принципиально другими средствами. Древиль далека от подробного психологического проживания катастрофы. Голосом, обнаженным телом, которое при этом не выглядит плотски, тотальной концентрацией собственной энергии актриса добивается почти магического результата. До сих пор на нашей сцене невиданного.

Спектакль, который можно посмотреть в четверг, 15 октября, совсем другого свойства, хотя тоже крайне показателен для исканий современного российского театра. "Шантеклер" Эдмона Ростана в театре "Сатирикон" - яркое и красочное шоу. Роскошество его облика, пожалуй, не имеет себе равных в современном театре. Одна порция великолепных костюмов от Аллы Коженковой сменяет другую, блестяще поставленные танцевальные и пластические номера буквально наступают друг другу на пятки, декорация своей масштабностью потрясает воображение - словом, если зрелищность и красота картинки по-настоящему нравятся в театре, надо идти в "Сатирикон". А что касается собственно истории взаимоотношений предводителя птичьего двора петуха Шантеклера и его паствы - она тоже безумно интересна. Хотя и не главная здесь, в спектакле Константина Райкина.

16 ноября, в пятницу, полупремьера в "Современнике". Будут играть "Балалайкин и К" по мотивам сатирического романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия". Это спектакль был поставлен в 1973 году Георгием Товстоноговым и достаточно долго шел в театре на Чистых прудах. Идея его возобновления (вернее, как сказано в афише, "новой редакции") принадлежит исполнителям ведущих ролей: Валентину Гафту и Игорю Кваше. В свой режиссерский тандем они пригласили еще одного "современниковского" артиста - Александра Назарова, известного постановками в театре "Вернисаж" и Центре драматургии и режиссуры. Сатирический памфлет о чиновничьем беспределе в России не может не быть актуален сегодня. А какие к этому сюжету найдены художественные отмычки, узнаем в пятницу вечером. В спектакле, кроме В.Гафта и И.Кваши, которые сохранили свои роли, заняты также Валентин Смирнитский, Сергей Гармаш и другие известные артисты.

Суббота - самое время для музыкального театра. Несуетно проведенное начало выходного даст возможность настроиться на божественные звуки и приподнятые оперные чувствования. 17 ноября в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А.Покровского спектакль, с которого собственно и началась мировая слава этого коллектива, - "Нос" Д.Шостаковича. Тонкая, умная, озорная, напрочь лишенная оперной вампуки постановка прелестна и по-юношески бодра до сих пор, хотя прожила уже ни один отведенный "нормальному" спектаклю срок. В этот же день в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко - "Богема" Дж.Пуччини в постановке Александра Тителя - реформатора, но не разрушителя оперного театра, чьи спектакли позволяют продолжать числить оперу искусством современным и развивающимся. В этот же день - еще одна опера, не менее прославленный образец отечественного театра, чем "Нос". Добавим приставку "рок-" и получим "Юнону и Авось" в "Ленкоме". "Чистейшей прелести чистейший образец", не ставший ни старым, ни убогим, ни потасканным со временем. Все тот же брутальный Рязанов Николая Караченцева (пусть и с сединой) и юная Анна Большова (новая захаровская Кончита). Мелодии Рыбникова на тексты Вознесенского, уже давно ставшие хитами. Словом, море удовольствия, у кого-то - от ностальгии, у кого-то - от неофитства. Стоящее развлечение для субботнего вечера. И не только.

На исходе недели, в воскресенье, 18 ноября, в Центре имени Вс.Мейерхольда - баловень критики и обладатель всех возможных премий в области театра (кроме, пожалуй, Государственной) Евгений Гришковец. Сам себе и драматург, и режиссер, и актер. Человек-театр, взорвавший московское театральное пространство несколько лет назад. На этот раз калининградский гость (а Гришковец выбрал себе для жизни самую западную область России) - участник фестиваля "NET", чьи продекларированные в программе амбиции простираются на пространство нового европейского театра. Не знаю насколько нов Евгений Гришковец со спектаклем "Дредноуты", но интересен, безусловно. Новизна Гришковца - предмет крайне спорный. Его спектакли очень похожи друг на друга и разнятся только тем, о чем рассказывает и во что играет этот человек-театр. Однако интересны, и очень, прежде всего, абсолютно неповторимым Гришковцом как таковым, создающим некую арт-реальность, в которой много чего переплелось - от "митьков" до эстетского постмодернистского сознания умного выпускника филфака.