Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Союзу (кинематографистов) быть
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  23 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вся прошлая неделя была освещена светом предстоящего съезда кинематографистов. Съезд состоялся в конце недели, потому осмысление происшедшего там пришлось на начало текущей семидневки, которой я коснусь в следующий раз. На этот же - расскажу о подготовке общественного мнения. Кто публиковал опросы кинодеятелей, чьи высказывания, естественно, отличались субъективностью. Кто встречался с основными лицами сегодняшней верхушки правления. Но все издания не могли не отметить 100-летний юбилей Ивана Пырьева, кстати, стоявшего у основания такого замечательного и такого конфликтного Союза. "Литературная газета" (# 46, 14 -20 ноября) публикует интервью Ирины Седенковой с легендарной Мариной Ладыниной, чье имя напрямую ассоциируется с именем режиссера. Ее воспоминания, размышления, оценки привлекают сдержанностью, тонкостью и глубокой грустью. Рассказывая о резких методах работы Пырьева, она признается: "В результате Пырьев всегда оказывался прав: и когда был доволен, и когда недоволен - тоже. И актеры это знали, верили ему и любили его. У Ивана было поразительное чутье при выборе актера на роль - почти всегда стопроцентное попадание".

Андрей Плахов в "Коммерсанте" (17 ноября) более дистанцирован от времени, в котором жил режиссер, потому и неожидан завершающий его статью поворот: "Он был экстремальной личностью, но никак не индивидуалистом. Знал по опыту, что кино - дело коллективное. Даже свой неожиданный уход он подготовил: умер в разгар работы над "Карамазовыми", оставив доделывать картину своим соратникам".

На пресс-конференции, предшествовавшей съезду, удар принял на себя Игорь Масленников, твердо стоящий на позиции необходимости сохранения данного творческого объединения. "Век" (# 45, 16-22 ноября) в лице Эльги Лындиной решил отступить от привычной тропы и поговорить с режиссером о его будущем фильме "Письма к Эльзе", о проблемах молодых поколений: "Просто, ясно говорить с экрана гораздо труднее, чем загадками. Взамен обучения профессии, постижения азов, студенты-кинематографисты торопятся самовыражаться, вместо того, чтобы приобретать навыки и умение свободно рассказывать историю, то, чего всегда ждут зрители".

Но, конечно же, самой важной персоной был Никита Михалков, к нему интерес давний, пристрастный, а ныне - и крайне, скажу так, разнообразный. "Известия" (15 ноября) отдают полосу беседе Юрия Гладильщикова с режиссером, первым секретарем Союза, председателем Фонда культуры. Приведу высказывания мэтра по разным вопросам без комментариев, они у каждого свои: "У Союза большой потенциал, если дело касается склочно-крикливой возни друг с другом, но нет мышц для деловой работы. <...>

Меня интересует создание механизма, который будет действовать независимо от того, какой сумасшедший может вдруг оказаться у руля Союза. <...>

...Все эти три года наша работа напоминает труд золотарей и сантехников - вывозим говно и латаем трубы. <...>

(О "Сибирском цирюльнике"- Т.Р.) Это первая и пока единственная картина, которая сделана в нашей стране по закону - без отката, когда тебе дают десять миллионов, ты восемь возвращаешь, снимаешь на остальное, а делаешь вид, будто на все десять..."

Вообще, кино на прошедшей неделе было уделено немало внимания. Но ведь нечасто, хотя гораздо чаще, чем раньше, в первопрестольную заезжают величины типа Питера Гринуэя и Джона Малковича. Делясь взглядами и планами, они высказывают свои точки зрения на мир, искусство и себя в искусстве. Первый, отвечая на вопросы Алексея Карахана ("Ъ", 14 ноября), признается: "Я просто убежден, что сейчас кинематограф - достаточно утонченная форма искусства. Здесь может быть очень непростое содержание, которое можно выразить только очень непростой формой. И мне даже в качестве эксперимента не хотелось бы снять голливудское кино". Второй, в беседе с тем же корреспондентом, но днем раньше, переворачивает наши представления о театре и кино: "Сейчас я действительно предпочитаю театр. Он намного быстрее и понятнее. У меня бывают моменты, когда мне нравится какой-то персонаж или какое-нибудь произведение, и мне хочется его как-то реализовать. В театре это можно сделать за довольно короткий срок, а приготовления к киносъемкам могут растянуться на 6-7 лет, за это время весь интерес пропадает".

Все издания обращают внимание на выходящие в прокат фильмы: "Сказочник" Тода Солонца, "Комната сына" Нанни Моретти, "Американский пирог - 2", продюсерский проект Люка Бессона "Ямакаси". Снова пишут о компьютерной анимации "Шрека", о реальной фантастике "Королевской битвы" Кинджи Фукасаку.

Вслед сообщению о создании музея фильма "Тени забытых предков" на Украине в хронике прозвучала обнадеживающая весть: "На родине Андрея Тарковского, в селе Завражье Костромской области, будет создан дом-музей режиссера" ("МК", 13 ноября). И опять повторюсь, как бы это доброе начинание не осталось лишь благим намерением да галочкой в отчете. Тем более что не каждая птица долетит до села.

Еще немного о кинособытиях. Европейская киноакадемия сообщила список номинантов на премию, старосветский аналог "Оскара", в Москве проходит 21-й кинофестиваль студенческих и дипломных работ, а в Мангейме - 50-й международный кинофестиваль (все - "КоммерсантЪ", соответственно 15 и 14 ноября).

Но только кино не исчерпывается культурная жизнь. В Москве всю неделю продолжался театральный фестиваль NET. Все его события, спектакли, читки пьес зафиксированы быстрыми перьями обозревателей. "Альцест" Клима, "Огнеликий" Коршуноваса (беседа с режиссером - 10 ноября в "Независимой газете", 13 ноября во "Времени новостей"), "...четвертый лишний..." из Киева по роману Пелевина "Чапаев и пустота". В программе фестиваля, на этот раз посвященного проблемам сценического воплощения современных текстов, был и спектакль Центра драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина "Пластилин", поставленный Кириллом Серебренниковым по пьесе Василия Сигарева. "Время новостей" (16 ноября) публикует беседу Марины Давыдовой с режиссером, который задается нелегкими вопросами: "Почему все боятся современной драматургии? Потому что ее надо придумывать. Нужно не ставить текст, а сочинять спектакль. <...> За современную пьесу нельзя спрятаться. Она не вывезет".

Театр "Et cetera" обогатил московскую афишу новым спектаклем, созданным Ксенией Драгунской и Дмитрием Бертманом по мотивам известного мюзикла "Моя прекрасная леди", созданного, в свою очередь, по мотивам пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". Никто не остался равнодушным. Роман Должанский из "Ъ" от 13 ноября подвел итог: "В общем, с новым мюзиклом получилось так: когда поют - непонятно, когда разговаривают - лучше бы не понимать".

Большой театр - действительно большой: в нем работает 2600 человек. Не так давно состоялось собрание одного из двух существующих там профсоюзов. На нем присутствовал директор театра Анатолий Иксанов, который поделился впечатлениями от услышанного с Екатериной Бирюковой ("Известия", 12 ноября): "Перед театром стоит огромная проблема - возможно ли обновление творческого коллектива. По сей день эта проблема законодательно не решена". Иксанову не позавидуешь. Галине Вишневской гораздо легче говорить то, что она думает. На вручении ей во французском посольстве ордена Искусств и литературы она поделилась с Александром Щупловым ("НГ - "Антракт", 17 ноября) своими мыслями по этому поводу: "Если бы возглавила Большой театр, я бы сначала его закрыла, повесила на дверь амбарный замок и распустила бы труппу. Считаю, что в Большом все надо менять, и прежде всего - саму структуру театра. Снова объявить конкурс, набрать вполовину меньше людей и так далее".

Художественная жизнь столицы столь же разнообразна. Критики продолжают писать о выставке Бориса Томбака, о вернисаже в "Крокин галерее" - инсталляции "Между небом и землей" Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой, о возвращении к творческой жизни Дома художника на Кузнецком мосту. В Третьяковке проходит 13-я выставка в серии "Золотая карта России", на этот раз привезенная из Карелии. Алексей Гриц ("НГ", 16 ноября) пишет: "Петрозаводские музейщики отобрали для Москвы то, что трудно найти в других собраниях. Если экспозиция икон рассказывает о Карельской земле как об одном из центров общерусской православной культуры, то в другой части выставки зрители видят Карелию языческую, финно-угорскую, населенную персонажами другого эпоса".

На прошедшей неделе в двух еженедельниках появились публикации, связанные с именем Виктора Розова, который, несмотря на болезнь, не утратил интереса к жизни, театру, литературе. "Литературная Россия" ( # 46, 16 ноября) печатает беседу драматурга с Владиславом Ивановым. "Литературная газета" (# 46, 14-20 ноября) знакомит читателей с обращением Виктора Розова к съезду СТД, на котором оно почему-то так и не было зачитано. Предчувствуя все конфликты, мастер призывает к мудрости, толерантности и пониманию, неоднократно повторяя, как заклинание, "завещаю": "Завещаю вечно жить..."

В "Курьере культуры" Игорь Переверзев ("МК", 13 ноября) сообщает о вышедшей в "Вагриусе" книге "Дневник Мастера и Маргариты", то есть Михаила Булгакова и его жены Елены Сергеевны. Вот одна из записей писателя: "На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком".

17 декабря откроется симпозиум, посвященный 180-летию со дня рождения Федора Достоевского. Лиза Новикова ("Ъ", 12 ноября) встретилась с президентом Фонда Достоевского, писателем и историком Игорем Волгиным, чьи слова, по-моему, перекликаются с записью Булгакова: "...Весь ход ХХ века и в первую очередь его человеческий опыт подтвердили справедливость того, о чем говорил Достоевский. А он утверждал, что цивилизация сама по себе ничего не смягчает в человеке, и последний, вкушая плоды прогресса, может дойти до того, что и в крови отыщет наслаждение. Только что начавшееся столетие, к сожалению, дает дополнительные аргументы в пользу гипотезы. Культура все в большей степени начинает руководствоваться правилом "все позволено". Но тогда она, по определению, уже не культура..." Грустный вывод, но не окончательный, тем более что цитата не завершена.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анатолий Королев, По-моему, фиаско┘ /22.11/
На рекламных паузах программа казалась аппетитной. Еще бы! 16 человек, отобранных из тысячи претендентов, будут целый месяц жить в диких условиях на необитаемом острове в Карибском море.
Анатолий Королев, Ночной уголек Д.Д. /15.11/
Стиль такого рода живого эфира, это, конечно же, - рэп. И надо быть черным джазменом речи, чтобы лить легкую красную воду крови на мельницу успеха.
Татьяна Рыбакина, Сквозняки нашей сцены /14.11/
Лето закончилось. Клоуны уплыли на корабле дураков. Театр вернулся с улицы под крышу. Живое дыхание улиц сменилось вечным сквозняком сцены.
Евгения Борисова, Десять спектаклей недели /12.11/
"Дредноуты" Евгения Гришковца доплыли до Москвы, "Война и мир" Петра Фоменко, "Катерина Ивановна" Враговой... И не только!
Татьяна Рыбакина, Газетное единодушие /08.11/
Обозреватели - люди эмоциональные, субъективные, но никуда не деться - события для всех одни и те же.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru