Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
"Отмахали" наши дирижеры
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  28 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ежедневные газеты аналитике уделяют немного внимания. Важнее вовремя осветить событие. Но все-таки неистребимая тяга (по сути - профессиональная) разобраться в том или ином факте заставляет журналистов возвращаться к наиболее значимым событиям.

Съезд кинематографистов отошел в прошлое. Мастера самого важнейшего из искусств решали, вроде бы, свои внутренние проблемы, за которыми просматривались проблемы гораздо большего числа людей. Ведь мы - зрители - тоже заинтересованные лица. Но послесловие получилось нерадостное. Екатерина Сальникова ("Независимая газета", 23 ноября) в статье "Три мифа о кризисе. Почему у нас нет нового "Броненосца Потемкина?" выдвигает свою версию, почему съезд не смог разрешить внутренние противоречия кинематографического сообщества: "Мифологизировались как причины кризиса кино, так и пути выхода из него. (...) "Вторая реальность" искусства выражает отношение человека к объективной деятельности, а не отображает сам окружающий мир. В нашем кино ситуация осложняется тем, что этот мир изначально воспринимается и режиссерами и зрителями как враждебный каждому отдельно взятому человеку". Об этом же, только в несколько ином аспекте, говорил на страницах "Известий" (21 ноября) Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала "Искусство кино", один из руководителей СК. Свою статью он начал с высказываний студентов-киноведов, резко и беспристрастно вынесших приговор сегодняшнему отечественному кино. Стараясь быть максимально объективным, социолог оперировал немалым количеством цифр (их надо внимательно не раз просмотреть), подтверждавшим его тезисы. Но не мог отказаться и от эмоционального выплеска: "По мнению психологов, такого количества насилия и трупов не обрушивалось на человека со времен Великой Отечественной войны. (...)

Миллионы, растерявшиеся в новых условиях, оказались в ловушке. Идиотская, всеми презираемая реклама, клипы, улица уверяли их: новая замечательная жизнь и новые приличные люди есть, а кинематограф вместе с телевидением утверждали, что жизнь эта чудовищна, а люди - дерьмо". Но съезд, увы, не может помочь каждому творцу взглянуть на мир пусть не через розовые очки, но хотя бы не через черные. Зато поддержать в творческом процессе должен. Хотя большинство вопросов так и не было разрешено. Об этом (и многом другом) беседа Виты Рамм ("Время новостей", 20 ноября) с Рустамом Ибрагимбековым: "К сожалению, Никита Михалков, будучи замечательным художником, ничего не понимает в смысле и сути общественной организации... не понимает, что является орудием аппарата... Как показывает опыт хозяйствования аппарата СК, все, что находилось в их ведении, разорено или продано". Никита Михалков избран на еще один срок, может ему хватит времени разобраться в запутанных проблемах Союза.

А на экраны кинотеатров по-прежнему выходят фильмы нероссийского производства. Вот о них и пишут кинокритики: "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар", "Сладкий ноябрь", "Клуб неудачниц", "Американский пирог - 2", "Гладиатрикс", "Гарри Поттер".

Зато по каналам ИТАР-ТАСС прошло сообщение, что на фестивале в Калькутте после двух сеансов был снят с показа фильм Александра Сокурова "Телец". Андрей Плахов ("Ъ", 21 ноября) продолжает: "Организаторы фестиваля были вынуждены пойти на этот беспрецедентный шаг в связи с резкими протестами молодежных организаций коммунистической партии Индии (марксистской), находящейся у власти в индийском штате Западная Бенгалия". Снова Сокурова "положили" на полку, только не в родном отечестве, а в дружественной Индии.

В Турине (Италия) проходит ХIХ международный кинофестиваль. Вездесущий Андрей Плахов ("Ъ", 20 ноября) передает и оттуда: "Фестиваль в Турине - единственный из итальянских фестивалей, проводимый в большом промышленном городе и привлекающий не только профессионалов кино, но также обычную публику. Однако фильмы, которые ей предлагаются, не совсем обычны. Это образцы нового и молодого кинематографа со всего мира, а также солидные ретроспективы, представленные в серьезной, но не академической манере и сопровождаемые объемными каталогами". Так и хочется задать риторический вопрос: какой российский промышленный город может похвастаться подобным фестивалем?

С Аппенинского полуострова вернемся в российские столицы. Здесь закончились обменные гастроли Большого и Мариинского театров. Об этом событии писали все газеты, пропустить такое невозможно. Мариинка завершала свои выступления в первопрестольной огромным гала-концертом. Елена Черемных ("Ъ", 20 ноября) свидетельствует: "По музыке - только Чайковский. За пультом - один лишь Гергиев. На сцене же - сплошь штатный состав Мариинского театра. Все вместе - живое доказательство полностью укомплектованной труппы с полностью кондиционным репертуаром от опер Чайковского до балетов Баланчина". Следом весточка из города Петра: "На московском "Евгении Онегине" за три с половиной часа каждый может проследить тот процесс, на который в реальном времени ушло полвека ("Евгений Онегин" был поставлен в Большом театре Борисом Покровским в 1944 году, возобновлен 55 лет спустя, партию Ленского исполняет Николай Басков - Т.Р), и удостовериться в результате. Здесь показывают, как простая и жизнеспособная массовая музыкальная культура легко выбивает почву из-под ног у пыльной романтичной классики" (Владимир Семенов, "Ъ", 20 ноября). Критики не испытывают восторга, им это положено, но интересно было бы знать, каковыми эти обменные гастроли показались обыкновенным зрителям, поклонникам оперы и балета.

Другие события театрально-музыкальной жизни тоже дружно просмотрены и освещены. Так и видишь, как из зала в зал перемещаются группы аккредитованных журналистов. Возобновленный балет Владимира Бурмейстера "Снегурочка" на музыку Чайковского в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, премьера "Золушки" в "Русском балете" Вячеслава Гордеева, юбилейный вечер Нины Ананиашвили. Последняя, отмечая 20-летие творческой деятельности, вынесла на суд публики новую работу Театра танца Фадеечева/Ананиашвили - балет "Леа" Ратманского на музыку Леонарда Бернстайна по пьесе Ан-ского "Дибук". "Ей удалось почти невозможное, - констатирует Татьяна Кузнецова ("Ъ", 21 ноября), - объединить в одном теле два существа. Послушная еврейская девочка мгновенно перерождается в фурию, и ужас перед собственным преображением сквозит за невольной необузданностью ее танца. Впервые в своей благополучной карьере балерина не озабочена благообразием: завернутые стопы, наотмашь брошенные руки, рискованно разболтанные фуэте, отчаянно-мощные двойные assemble (трюк исключительно мужской). И никакой игры лицом - только непривычно пластичное тело, только танец, опасно балансирующий на грани возможного. Такой Нины Ананиашвили не видел никто и никогда".

Не пропущены и концерты, выходы альбомов. В центре "Дом" состоялись выступления "Братьев Сарби" из Пакистана, вот уже 40 лет представляющих миру суфийскую музыку. Отыграл свое огненное шоу Rammstein. Дмитрий Дибров и Андрей Макаревич, каждый - со товарищи, выпустили по альбому (интервью с обоими в "НГ", от 21 ноября). В зале Чайковского Нильда Фернандес открыл "Французские сезоны", которые познакомят нас с новыми именами французских шансонье. Программу сезонов публикуют "Известия" от 22 ноября в интервью с исполнителем. В другом издании ("НГ", 24 ноября) Нильда Фернандес в беседе с Александром Щупловым и Антоном Ивиным делится своим опытом, к ее словам следовало бы прислушаться многим: "Если в один прекрасный день к вам приходит успех, лучше, если к этому времени вы уже успели немного познать жизнь. Иначе успех может вас раздавить. Можно превратиться в картину и смотреть на себя как на картину". А чуть ниже дает прекрасный совет: "Нужно медленно дегустировать эту жизнь". Действительно, это понимаешь лишь с опытом. Кстати, тот же автор √ Александр Щуплов √ опубликовал интервью с тою же звездой в рубрике, кажется, "Наш эксклюзив", в "Российской газете". Сравнивать я не стала┘

В БЗК Владимир Федосеев вместе с Большим симфоническим оркестром исполнили 13-ю симфонию Дмитрия Шостоковича, посвященную жертвам Бабьего Яра, в эти дни отмечалось 60-летие этой страшной трагедии. Госоркестр, под управлением Василия Синайского, с успехом сыграл 2-ю симфонию Густава Малера. (Тут не могу не разрешить себе возмущенного отступления. В каждом сообществе специалистов, будь то художники, врачи, сантехники, музыканты - ряд бесконечен, - существует свой сленг, очень точный, емкий. Какие-то находки становятся общеупотребительными, но не все. Екатерина Бирюкова из "Известий" не находит другого слова для искусства дирижера, как только "отмахал". Ведерников отмахал "Пиковую даму" в Большом, Синайский отмахал вышеупомянутую симфонию, словно они отмахали несколько километров по бездорожью. Елена Черемных из "Ъ" вводит в словарь русского языка и понятие "морж", не объясняя его значения. Но без перевода трудно его воспринимать как уважительное по отношению к оперным артистам. Как говаривал Жванецкий: "Тщательнее надо". В Большом театре состоялся благотворительный концерт, весь сбор от которого пойдет на реконструкцию здания. В нем приняли участие Хосе Каррерас и Сара Брайтман. Об этом долго "кричали" растяжки по всей Москве и докричались: билеты по баснословным ценам разошлись полностью. И что ж? Концерт прошел, и все обозреватели высказались одинаково, словно сговорились. "Шоу-бизнес - вещь не только приятная, но глухая и убедительная, - размышляет Юлия Бедерова ("НГ", 22 ноября). - Скажешь: "Бог ты мой, это ж коза рогатая!", а тебе: "Нет, сынок, это птица сизокрылая". Веришь и уходишь весь в соплях оттого, что видел шоу Сары Брайтман, хотя, по правде говоря, был на небольшом концерте потихоньку отходящего от дел Каррераса в бутербродном антураже". Зато денег собрано немало, все - в копилку Большого.

В понедельник, 19-го, завершился театральный фестиваль NET. Событие, может и не столь колоссальное, если сравнивать с III Олимпиадой, ну до нее не дотянуть никому, но важное в театральной жизни столицы. Потому ни один печатный орган и не прошел мимо. Отслежены и проект "Ш.А.Г.", познакомивший методом быстрой читки с драматургией немецкоязычных стран, и спектакль "Дредноуты" Евгения Гришковца, постоянного участника NETа. В "Ъ" интервью с ним (Роман Должанский, 21 ноября), в котором он искренне раскрывается: "Снижение синусоиды успеха означает возвращение к базовым жизненным ценностям, к спокойному, но подлинному существованию. (...) Сейчас я уставший и задерганный человек. Я перестал быть забавным". NET позволил Алене Солнцевой ("Время новостей", 21 ноября) заметить: "В эти дни в Центре имени Мейерхольда подтвердилась надежда, что существует некая единая артистическая, художественная и нежлобская Москва, ждущая от искусства открытия". (И опять не могу отказать себе в удовольствии позлобничать. В числе организаторов данного фестиваля были штатные обозреватели газет. Закрывшись крайне прозрачными псевдонимами, они рецензировали спектакли и читки, которые сами же и отбирали в программу. Этакое своеобразное лобби. Что, некому было заказать статьи?) Но театральная жизнь шире одного фестиваля. В "Современнике" - возобновленный "Балалайкин и Ко". Театр Антона Чехова п/р Леонида Трушкина выпустил премьеру "Шалопаи, или Кин IУ" Григория Горина с Виталием Соломиным и Валерием Золотухиным в главных ролях. В Петербурге "Наш театр" Льва Стукалова сыграл спектакль "Театр дедушки Кастелли" (пьеса Елены Греминой по бунинскому "Делу корнета Елагина"). Своеобразным послесловием к недавней премьере театра Виктюка "Мастер и Маргарита" воспринимается интервью с мэтром в "Веке" (# 46, 23-29 ноября, Григорий Заславский). Оттолкнувшись от спектакля, Роман Виктюк делится своими размышлениями: "Думаю, те, кто погиб, - и Всеволод Мейерхольд, и Лесь Курбас, - все ждут какой-то ответной реакции. Их боль, их крик, последний вопль перед уходом из жизни был, наверное, воплем о несправедливости того, что с ними произошло". Кстати, именно в "Веке" опубликована, пожалуй, единственный отклик на официальную премьеру у Анатолия Васильева, - о спектакле "Медея-материал" с Валери Древиль в единственной роли пишет Вера Максимова. Впрочем, тут есть и вина мэтра: многие "отписались" летом, побывав на открытых репетициях┘

Немалое место на страницах газет по праву занимает и художественная жизнь. Открытия выставок сразу же получают печатное отображение. В Париже в пятый раз прошла выставка - ярмарка "Paris - Foto", в рамках которой была организована экспозиция Пьера и Жиля "Вырви мое сердце". В московском Музее современного искусства началась работа выставки из собрания Кенды и Якоба Бар-Гера "Нонконформисты. 1955-1985". В галерее Гельмана представлены "Архитектурные излишества" Олега Кулика (интервью с ним - в "Ъ" от 23 ноября). Галерея 259 радует "Детским садом". Новоселье справила галерея XL. С ее директором и куратором Еленой Селиной беседует Михаил Сидлин ("НГ", 23 ноября): "XL - это размер, который впору всем и каждому. (...) Я специально назвала так галерею, потому что мне хотелось охватить как можно больше явлений в актуальном искусстве. Со временем я поняла, что это все-таки невозможно".

Газеты рецензируют новые книги, представляют последние номера толстых журналов, сообщают о хронике литературной жизни. Тут и шорт-лист "Малого Букера", который, как пообещал его организатор, будет вручен в последний раз. И учрежденная "Знаменем" и издательством ЭКСМО новая премия, названная именем пушкинского Ивана Петровича Белкина. Она будет вручаться автору лучшей повести. И еще одна новая премия - "Национальный бестселлер". Скоро премий будет больше, чем произведений, достойных быть награжденными. Но это не беда, главное, чтоб мы остались самой читающей страной. Но то, что мы не самые последние в книгоиздательском деле, - это уж точно. Янина Соколовская ("Известия", 24 ноября) сообщает из Киева: "Имея 70 миллионный книжный спрос, страна с горем пополам печатает 21 миллион. Остальные завозятся из России. 9 миллионов экземпляров - челночно-легально, 40 миллионов - контрабандно. Этот незаконный импорт на Украине на втором месте - после наркотиков".

Не прошла неделя и без юбилеев. 100 лет исполнилось Карандашу, великому клоуну, как ни странно звучит это словосочетание. "НГ" от 24 ноября публикует интервью Сергея Шаповала с дочерью и внучкой мастера арены и огромную подборку фотографий.

200-летие отметили и Владимиру Далю. "Фамилия составителя, - пишет Андрей Немзер ("Время новостей", 22 ноября), - стала "именем" этих книг ("Толковый словарь живого великорусского языка" и "Пословицы русского народа" - Т.Р.), выразивших самую суть русского языка и русской картины мира, их подвижность и устойчивость, противоречивость и многомерность, укорененность в истории и устремленность в будущее. Давно и многими замечено, что Далев словарь стоит читать насквозь, открывая не только неведомые слова и нежданные смысловые оттенки слов знакомых, но и органичную связь всего со всем. Жизнь не боится противоречий и противочувствий, а Даль подарил нам право соприкоснуться с живой языковой - смыслопорожденной - стихией". Не читайте газет, читайте словарь Даля.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Шамсулин, Поместите живого человека в гадюшник /27.11/
Ради трансляции "Последнего героя" Первый канал даже перенес премьеру давно обещанного ток-шоу "Комендантский час" с Михаилом Леонтьевым и другими.
Татьяна Рыбакина, Союзу (кинематографистов) быть /23.11/
Bсе издания не могли не отметить 100-летний юбилей Ивана Пырьева, кстати, стоявшего у основания такого замечательного и такого конфликтного Союза кинематографистов.
Анатолий Королев, По-моему, фиаско┘ /22.11/
На рекламных паузах программа казалась аппетитной. Еще бы! 16 человек, отобранных из тысячи претендентов, будут целый месяц жить в диких условиях на необитаемом острове в Карибском море.
Анатолий Королев, Ночной уголек Д.Д. /15.11/
Стиль такого рода живого эфира, это, конечно же, - рэп. И надо быть черным джазменом речи, чтобы лить легкую красную воду крови на мельницу успеха.
Татьяна Рыбакина, Сквозняки нашей сцены /14.11/
Лето закончилось. Клоуны уплыли на корабле дураков. Театр вернулся с улицы под крышу. Живое дыхание улиц сменилось вечным сквозняком сцены.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru