Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Серьги для сестер и розги для братьев
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  13 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Конец года - время подведения всевозможных итогов, и финансовых, и личных. Культура не исключение. Самое время вручить лауреатам премии или хоть назвать этих лауреатов, отодвинув торжества на начало следующего года. Таков "Триумф", недавно громко назвавший очередных своих победителей, людей, безусловно, талантливых и достойных. Это Георгий Данелия, Алиса Фрейндлих, Петр Фоменко, Татьяна Толстая, Евгений Миронов. Каждый из них 28 января на сцене Малого театра получит свой "Триумф" и его денежное наполнение. В числе лауреатов "молодого" "Триумфа" (таковыми могут стать мастера в возрасте до 35 лет) названы Рената Литвинова, Андрей Бартенев, Андрей Панин и другие ("Коммерсантъ", 5 декабря, Алексей Карахан).

В ЦДХ на международной ярмарке интеллектуальной книги Non/fiction был вручен Малый Букер, названы и лауреаты премии Андрея Белого. Ими стали поэт Василий Филиппов и прозаик Андрей Левкин ("Ъ", 3 декабря, Лиза Новикова и "Время новостей", 3 декабря, Андрей Немзер). На следующий день Андрей Немзер решил обратить внимание читателей не на вручаемые "лавровые венки", а на то, что и являлось главным в эти дни: "На ярмарке (...), весело гудевшей со среды до воскресенья, были не только тусовки, премии, дискуссии и фуршеты. Были и книги. Много". И называет наиболее интересные, на его взгляд, издания: "Александр Чудаков - "Ложится мгла на старые ступени" (ОЛМА - ПРЕСС), Игорь Ефимов - "Суд да дело" (СПб., "Азбука-классика"), Андрей Геласимов - "Фокс Малдер похож на свинью" (О.Г.И.), Давид Самойлов в серии "Проза Поэта" ("Вагриус")".

Но вернемся к премиям. В Берлине вручены призы европейского кино. На этот раз наиболее интересным оказался кинематограф Франции. Лучшим фильмом была названа лента "Амели" Жана-Пьера Жене, который, в свою очередь, был отмечен, как лучший режиссер. Лучшими актерами этого года признаны Изабель Юппер и Бен Кингсли. "То мизерное место, которое в мировом прокате занимает европейское кино, сопоставимо с тем, какое достается российскому в масштабе Европы, - размышляет Андрей Плахов ("Ъ", 3 декабря). - Все-таки в этом году мы были представлены в документальной номинации лентой Александра Сокурова "Элегия дороги", для известного режиссера скорее проходной. Самым большим достижением России до сих пор остается Приз европейского кино, присужденный в 1993 году "Урге" Никиты Михалкова".

Кинематограф, точнее - анимационное искусство, на прошлой неделе отметили 100-летие Уолта Диснея, создавшего не только студию своего имени, но и целые страны (lands) и миры (world). "Ни один кинематографист, пусть даже из числа общепризнанных гениев, не смог оказать на окружающий мир столь безоговорочного и всеобъемлющего влияния, как Уолт Дисней", - пишет Станислав Ф.Ростоцкий ("Время новостей", 5 декабря).

Еще один столетний юбилей - Александра Родченко - прошел почти никем не замеченный, лишь "Ъ" 5 декабря напечатал фотографию Мастера с развернутой анонимной подписью. Увы, своих принято не замечать.

Европа раздала своим сестрам по серьгам, мы же продолжаем смотреть американское кино - "Любимицы Америки", "Тренировочный день", "Человек, которого не было" ("Известия" 3 декабря предлагают в интерпретации Романа Волобуева целый словарь для фильмов братьев Коэнов), "Гонщик". Но Валерий Тодоровский снимает новый фильм ("Известия", 4 декабря). В ЦДЛ началась программа "АиФ - Другое кино - 2. Новая Догма". Первый фильм - несомненная удача датчанки Лоне Шерфиг "Итальянский для начинающих" ("Ъ", 5 декабря). А во Франции Робер Оссейн признается в любви к России: "Я обожаю ее. Я безумно тоскую по ней. Россия - это не государство, это миссия. Россия всегда существовала в виде калейдоскопа превращений. В России есть нечто необъяснимое, заставляющее восхищаться и плакать, это вечная страна, пронизанная инстинктивной, прирожденной мистикой" ("Известия", 7 декабря, Эльмар Гусейнов).

Со стороны виднее. Нам же изнутри многое видится, наверно, несколько в искаженном виде. Недавнее противостояние Валерия Гергиева и Михаила Швыдкого, иронично замеченное и прокомментированное прессой, получило очень быстрое и нужное для Мариинского театра продолжение. В России уже побывал архитектор Эрик Мосс, приглашенный для работ по реконструкции знаменитого театра и прилегающей территории. Он и определил "две задачи этого проекта - предложить нечто новое и, с другой стороны, сохранить старое. Это сложный баланс, но работать в таких условиях интересно" ("Ъ", 5 декабря, Григорий Ревзин).

В Мариинке же были представлены "Балеты современных хореографов". Впечатления рецензентов невеселые: "Авторы в основном пришли с улицы. (...) Теоретически предложить свои услуги на следующий год может любой желающий: судя по концерту, бракующий механизм был театром отменен. (...) Судя по тому, что было показано, сочинение танца - занятие, не требующее каких-то специальных навыков и дарований" ("Ъ", 4 декабря, Юлия Яковлева). Ей вторит Анна Гордеева ("Время новостей", 3 декабря): "Все дебютанты сотворили вещи предельно несамостоятельные, скудные по лексике, убогие по мысли. Все хотели выразить что-то самое главное о страстях, о томлении духа и плоти, о быстротечности жизни. И все, собственно, сказали, что насмотрелись чужих работ, и работы эти были так хороши, что из них не грех было что-нибудь да взять". Вообще, Петербург на прошедшей неделе представлен необыкновенно широко. "Общая газета" (# 48, 29 ноября - 5 декабря) отводит северной столице целую полосу, знакомя москвичей и граждан других весей с событиями культурной жизни города на Неве.

Рядом, на другой странице, Мария Седых предлагает свое прочтение спектакля Камы Гинкаса "Дама с собачкой" (МТЮЗ): "Прекрасная, по Чехову, жизнь означает, оказывается, счастье страдания. Только когда его отнимают, теряется смысл, наступает прозябание.

Среди чеховских героинь часто встречаются молодые женщины, которые любят подойти к буфету и украдкой, не закусывая, опрокинуть рюмку водки. Писатель им явно симпатизирует. Спектакль Гинкаса - словно такой глоток: обжигающе горький, согревающий до озноба и веселящий тоску".

По-видимому, спектакль театра имени Вахтангова "Ночь игуаны" таким глотком не стал: "Беда нового спектакля (...) в том, что он выглядит так, как будто не настоян вообще ни на чем и поставлен просто потому, что надо ведь время от времени что-то ставить. Спектакль похож на продукт внутритеатрального обмена веществ, а не творческих побуждений" ("Ъ", 3 декабря, Роман Должанский).

Но вновь о Питере, точнее, о выставке Кузьмы Петрова-Водкина "Счастливый художник" из собрания Русского музея, открывшейся в Московском центре искусств на Неглинной. Этот самобытный художник с острым видением мира сумел зафиксировать этот мир так, что с первого взгляда мало-мальски образованный человек сразу узнает его руку. Он прошел "мимо модных "измов" модернизма. Не захотел стать "актуальным" для своего времени художником. Неинтересно ему это было. (...) И выбирал свою траекторию меж "громад тысячелетнего творчества", где леонардовская Мадонна узнает себя в мадонне "Петроградской", а персонажи фресок Пьеро делла Франчески переселяются в Крым двадцатых годов. Это можно назвать эклектикой. А можно - той самой планетарностью зрения, что позволяет обнять весь мир. Мир искусства" ("Время новостей", 5 декабря, Сергей Хачатуров).

В День конституции завершила свою работу художественная ярмарка "Арт - Манеж 2001". Она не была долгой, но времени хватило - для того чтобы "констатировать, что ярмарка пришла к некоторому общему знаменателю - искусству вполне профессиональному, но в массе малоинтересному. То есть тому, которое часто называют интерьерным - для музея или инвестиций не потянет, но в спальне повесить не стыдно" ("Ъ", 8 декабря, Милена Орлова).

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу представлены "Архитектурные фантазии Якова Чернихова. 101 композиция". В начале тридцатых годов мастер, словно предчувствуя рождение через многие годы видео-экологии, беспокоящейся о душевном здоровье граждан, которые живут в агрессивной видео-среде, писал: "Голые, безжизненные коробки, выросшие как грибы после дождя, мрачно действуют на психику человека, хочется чего-то радостного, парадного, декоративного, светлого и бодрящего, ласкающего глаз" ("Известия", 6 декабря, Ольга Кабанова). К сожалению, актуально до сих пор.

Но самое интересное, что агрессивна не только видео-среда. Агрессивна вся наша жизнь, что ярко продемонстрировали "Известия" в субботу 8 декабря, зачем-то вернувшиеся к конфликту более чем месячной давности. Информационным поводом стал выход в свет книги Анатолия Смелянского "Уходящая натура", посвященной недавней истории Художественного театра. Понятно, что редакции газеты, входящей в клуб "Любителей МХАТа", нельзя не отметить это событие. Но, наверное, было бы достаточно поздравить автора книги развернутой рецензией, а не использовать ее как причину "поговорить о нравах такой репрезентативной части нашего общества, как творческая среда" (Александр Архангельский). Вылечить никого не удастся, а вот развернуть на целую полосу очередную склоку, рельефно демонстрирующую "нравы" такой "творческой среды" как газета - вполне. Два больших заголовка над маленькими статьями - "Деграданс" и "Террариум". Можно продолжить - "Серпентарий", "Лепрозорий". Ассоциативный ряд почти бесконечен. Люди, занятые своими проблемами, уже успели за месяц позабыть многое, что предшествовало данной публикации. Зачем-то оказалось нужным напомнить. Все это воспринимается как спланированная акция, но объяснений ей у несведущих нет, а вот авторов представляет в не очень "презентативном" виде. Как-то странно читать, что "привычка к самостоятельной мысли никогда не была сильной стороной советских интеллигентов, и весь пар теперь уходит в раздражение, склоки... И все пытаются счесться славой и посчитаться обидами" (Юрий Богомолов). Для весомости привлекли "тяжелую артиллерию" - министра культуры Михаила Швыдкого. Но не предоставили места для давних оппонентов автора книги, ради которых, по-видимому, все это и затевалось. Зато нашли его для невнятных заметок Валерия Кичина о состоянии дел в Союзе кинематографистов (чтоб расширить рамки творческой среды?) и еще более размытых строчек Алексея Филиппова об околотеатральном мире, варящемся в собственном соку. Его слова: "И все вышеизложенное так мелко, пошло и скучно, что об этом не хочется говорить", прямо скажем, восхищает своей "наивностью" - чего ж целую газетную страницу наговорили?! Внизу в уголочке для объективности, наверное, "Известия" дают два мнения о книге. И одно из них, Виталия Вульфа, своим спокойным тоном и четкостью формулировок сводит на "нет" все усилия вышеназванных авторов. Не заметили, как сами себя высекли.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Рыбакина, Точка отсчета /06.12/
Двумя горестными событиями неделя завершалась. Начиналась же она двумя юбилеями.
Вадим Шамсулин, Папа следит за тем, как его сын занимается сексом /05.12/
Фамилия режиссера шоу "За стеклом", как бы ни пытались сделать из нее тайну, была известна еще до того, как проект стартовал. ТВ-6 сегодня - это КГБ вчера.
Татьяна Рыбакина, "Отмахали" наши дирижеры /28.11/
В каждом сообществе специалистов, будь то художники, врачи, сантехники, музыканты - ряд бесконечен, - существует свой сленг, очень точный, емкий.
Вадим Шамсулин, Поместите живого человека в гадюшник /27.11/
Ради трансляции "Последнего героя" Первый канал даже перенес премьеру давно обещанного ток-шоу "Комендантский час" с Михаилом Леонтьевым и другими.
Татьяна Рыбакина, Союзу (кинематографистов) быть /23.11/
Bсе издания не могли не отметить 100-летний юбилей Ивана Пырьева, кстати, стоявшего у основания такого замечательного и такого конфликтного Союза кинематографистов.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru