Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20011220_ryba.html

Страна неисправимых оптимистов
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  20 Декабря 2001

Историки утверждают, что в России после революции было как никогда много праздников. Большевики не спешили отменить привычные церковные, но к ним прибавили новые пролетарские. Позже, хотя жить стало "лучше и веселее", работать пришлось больше. Сейчас мы на полпути к прошлому: где-то поступились одним днем революционного календаря, где-то вспомнили о религиозном праздновании, причем только православном. Но это неважно, главное - появился столь любимый и необходимый еще один день отдыха. На прошлой неделе страна праздновала День Конституции. Так как он попал на середину недели, то некоторые газеты расслабились на целых два дня. Первый, предпраздничный, потому, что на следующий не работала экспедиция и почта, второй, собственно праздничный, потому что не работала типография. Но странным образом эти выходные не сказались на количестве публикаций, с которыми хотелось бы познакомить читателей "Русского журнала".

Сенсационная новость - два Союза писателей (патриотический и демократический) объединились. Не официально. Временно. Они провели в Малеевке общий семинар молодежи. Лиза Марзелова ("НГ √ Антракт", 15 декабря) приводит слова Владимира Кострова, утверждающего, что все дело "в свободе и этике". А в ЦДХ впервые за 12 (!) лет проводится выставка "Молодые художники России". Со всей страны в Москву прибыло более 3 тысяч произведений. Председатель Союза художников России Валентин Сидоров в интервью Сергею Птичкину ("Российская газета", 11 декабря) сказал: "Мы, устроители экспозиции, ставили перед собой две главные задачи. Во-первых, нам важно определить, что же стало доминирующим в творчестве поколения, чье становление как художников пришлось на последние десять лет формирования фактически новой российской государственности. Тем более что само государство на подрастающую творческую интеллигенцию внимания особого и не обращало. А отсюда и вторая наша сверхзадача - привлечь государство к людям творческих профессий. Основной упор делаем на поиск молодых талантов, поскольку обрыв связи поколений недопустим". Победитель выставки будет награжден поездкой в Париж на два месяца. А теперь - внимание: победителя определят журналисты! Всех желающих приглашают для этого в ЦДХ 24 декабря к 15.00.

После полутора лет отсутствия на родине Евгений Светланов выступил с РНО в Большом зале консерватории. В программе - Брамс. Рецензенты были единодушны во мнении. Екатерина Бирюкова ("Известия", 10 декабря) была восхищена: "Вместо ожидаемого больного и сломленного старика, недавно пережившего операцию (таким дирижер выглядел еще неделю назад на выступлениях в Петербурге), в Москве за пультом оказался могучий артист, показавший такой дирижерский класс, о котором мы все уже позабыли". Артем Варгафтик ("Время новостей", 10 декабря) назвал концерт "произволом высочайшего класса". И завершил свою статью абзацем: "Человек, который может после четырех репетиций с незнакомым ему оркестром добиться полного преображения классической партитуры, имеет право на то, чтобы его "произвол" внимательно выслушали и постарались понять".

Так же единодушны (если не сказать, великодушны) были обозреватели, когда писали о юбилейной вечере Нины Ананиашвили, которая ко всеобщему - и, в первую очередь, к собственному - разочарованию смогла выйти на сцену лишь для приветственного слова: из-за травмы ноги ей запретили танцевать. И коллегам пришлось спешно репетировать ее партии. Зрители не увидели прекрасный танец балерины, но прониклись чувством корпоративной поддержки и сочувствия. ("Ъ", 10 декабря, "НГ", 14 декабря).

А вот возобновленный в Мариинке "Князь Игорь" такого единодушия не вызвал. "Известия" (11 декабря, Юлия Кантор) спокойно сообщили о премьере. А "КоммерсантЪ" (10 декабря) предоставил место куда более жесткому мнению. Кира Верникова без снисхождения отметила: "Плачевное состояние хора, блеклая игра оркестра и набор штампов (включая стандартную фальшь и предсказуемые темповые сбои) в сольных партиях - в таком виде опера Бородина скучна и бессмысленна. А вместе с историческим оформлением она производит впечатление почти отталкивающее: в ней воспроизведена отечественная оперная традиция в стадии умирания и разложения".

Большое место на прошлой неделе было отведено кинематографу. В ЦДЛ завершился фестиваль "АиФ - Другое кино-2. Новая Догма". Лоне Шерфиг, режиссер фильма "Итальянский для начинающих" в интервью Андрею Плахову ("Ъ", 10 декабря) разъясняла: "Догма - это прежде всего освобождение от условностей, в которые добровольно загнал себя кинематограф. Но это освобождение тоже строится на ограничениях, только других. Никто не сказал, что фильмы Догмы должны быть мрачными или злобными. Все зависит от реальности и персонажей, поставленных в центр сюжета". Но участники фестиваля, приехавшие в Москву, подчеркивали, что порой им в рамках "Догмы" тесно, а "датское кино Догмой не исчерпывается" (сценарист Андрис Томас Йенсен откровенно признался Алексею Медведеву из "Времени новостей" от 10 декабря). На неделе проходил и фестиваль французского кино. "Ъ" подробно рассказал о фильмах фестиваля, выделив для него почти целую полосу. Тут и "Видок" с Жераром Депардье, "Приключения трупа" Жан-Жака Бенекса, "Распутницы" Габриэля Агийона. О последнем Пахом Алексеев пишет: "Когда режиссер пытается с помощью своих актрис реанимировать вольный раблезианский дух, это ему вполне удается. Как только он начинает слегка морализировать "на тему поколений", кич сразу скукоживается и становится по-французски картезианским - то есть умозрительным и рассудочным" (14 декабря).

В этот же день "Время новостей" публикует интервью Алексея Медведева с известным американским продюсером Джоном Дэйли, который приехал "поднимать" российский кинематограф: "Моя цель - открыть российскому кино путь на западные рынки...

Главная болезнь русского кинопроизводства - интриги, грязная закулисная игра, от которой очень много зависит...

В России очень много талантливых людей, здесь царит замечательный дух творчества, вот только работают как-то... спустя рукава. А кино требует полной отдачи...

Если через два-три года я сниму в России хотя бы один хороший фильм, я буду счастлив".

Правильный или неправильный диагноз - судить специалистам. Но американцу вторит кинорежиссер Виталий Мельников: "Сейчас мы должны отдать себе трезвый отчет, каковы масштабы наших разрушений, а они гигантские...

Нам еще долго ждать выздоровления" ("Труд", 11 декабря, Эльга Лындина).

Важно запастись терпением. Ведь, по мнению Николая Губенко, все зависит от продюсеров, а для них "сострадание не прибыльно. В результате отечественный кинематограф утратил свое лицо" ("Век", # 49, 14 -20 декабря, Александра Алешина). Впрочем, в большой беседе артист, режиссер, депутат и бывший министр высказывает свое мнение по многим проблемам нашей жизни.

От глаз зрителей, к счастью, скрыты всевозможные "подводные течения, пороги и рифы" отечественного кинопроизводства. Но, по-видимому, ситуация действительно непростая, если театральный режиссер Валерий Фокин во время съемок фильма "Превращение" приходит к выводу: "...Многое в театре после моего столкновения с миром кинематографа нравится мне теперь даже больше". А до этого объясняет свое обращение к роману Кафки: "Прежде я видел в Кафке искажение, сдвиг, а сегодня за всем этим для меня ощущается огромная, пронзительная тоска по нежности" ("Литературная газета", # 50-51, 12-18 декабря, Анастасия Исаева). Кстати, "Литературка" первая из газет, понимая, что на следующей неделе будет уже поздно, напомнила читателям, что 18 декабря Юрию Никулину исполнилось бы 80 лет. Юбилейные статьи ежедневных газет попадут в другой мой обзор.

11 декабря "МК" сообщил, что "в Петербурге открылся фестиваль "Музыка Сергея Слонимского", приуроченный к 70-летию композитора. Фестиваль пройдет в два этапа: в декабре - 3 концерта, весной - еще 7. А 15 декабря "НГ" - "Антракт" публикует интервью с композитором, в котором он делится своими впечатлениями: "...Музыка и литература не могут быть публичной женщиной, доступной всем и стремящейся всем понравиться.

...С большими людьми сотрудничать гораздо легче, чем с людьми, не имеющими своего четкого лица, скользкими и жидкими.

...Надо учесть, что для сегодняшней психологии, и это видно по молодежи, характерна некая неустойчивость мнений - такая боязливость в поддержке глубокого и безбоязненность в хамстве" (Людмила Семина).

Четверг, 13 декабря в "Ъ" выдался "золотым". Одна статья была посвящена театральной премии "Золотая маска", номинанты которой были объявлены накануне. Другая - подводила итоги архитектурного конкурса "Золотое сечение". Григорий Ревзин пишет: "Наверное, это общая тенденция сегодняшней российской жизни - начинают побеждать те, кто не тратит специальных усилий на имидж. После ельцинского десятилетия имиджам перестали верить, успех приходит к людям, которые ведут себя естественно, и, возможно, в этом и состоит стиль раннего Путина. Но для архитектуры это довольно трудная ситуация. Потому что лидеров с ярко выраженными художественными концепциями она отторгает, предпочитая тех, кто тщательно маскирует свою художественную одаренность под роль простого труженика высокой квалификации".

В последней части своего обзора хочу предложить вниманию посетителей russ.ru несколько цитат из многочисленных интервью. Как-то так получилось, что люди приходят к общим выводам, видимо, жизнь их к этому подводит. Ирина Роднина: "Главное, чтобы нашлось достаточно мужества твердо стоять на своей позиции, отстаивать свое мнение" ("Известия", 15 декабря, Андрей Митьков). Людмила Лядова: "Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать". Этой жизненной позиции (в изложении знаменитой женщины Коко Шанель) полностью придерживаюсь. Скажу больше - не тот стар, кому 60 - 70, а кто скис в 30" ("Российская газета", 14 декабря, Аза Павлова). Зинаида Кириенко: "Пасть, раствориться, потерять себя гораздо легче, а вот выжить, стать полезной и нужной - к этому надо стремиться" ("МК", 10 декабря, Дмитрий Гусев). И последнее - Александр Городницкий: "Я - оптимист, причем убежденный. Впрочем, иначе в России просто не выжить. Мы - страна неисправимых оптимистов" ("НГ", 15 декабря, Вера Камша).