Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Литература < Вы здесь
Жить не по "глянцу"
Фрумкина Р.М. Мне некогда, или Осторожные советы молодой женщине. М.: Новое издательство, 2004. 168 с.: ил. Тираж 3000 экз. ISBN 5-98379-006-4

Дата публикации:  11 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новая, только что вышедшая в свет книга Ревекки Марковны Фрумкиной неожиданна, если не провокативна. Продается она в гуманитарных книжных лавках, что и понятно. Автор не нуждается в представлении: известный лингвист и психолог, ученый с мировым именем, она много пишет в современные актуальные журнальные издания - и печатные, и сетевые. Ее статьи и эссе можно обнаружить на страницах "Отечественных записок", "Неприкосновенного Запаса" и в первую очередь - Русского Журнала. При этом адресована книга отнюдь не завсегдатаям подобных магазинов. Ну, если только отчасти...

Что и говорить, из уст ученого и профессора довольно непривычно получать советы, касающиеся ухода за собой, ведения домашнего хозяйства, стиля одежды, приема гостей... Ученые и университетские преподаватели привычно выходят за рамки своей академичности посредством занятий литературой, журналистикой и мемуаристикой. А вот что касается жанра практических советов и рекомендаций... Да и из литераторов на ум приходят, пожалуй, лишь лорд Филип Стенхоп Честерфилд с его "Письмами к сыну" (1774) да Андре Моруа, написавший в 1966 году "Открытое письмо молодому человеку о науке жить".

Так уж сложилось, что в академической среде своим жизненным опытом делятся преимущественно в жанре мемуаров и нередко - в беседах с учениками, которые приходят к своим учителям на домашние семинары, а часто и просто помогают им в хлопотах по дому и хозяйству. Это старая академическая традиция камерного, почти семейного общения, уподобляющего отношения учителей и учеников отношениям родителей и детей. Но книга советов и рекомендаций адресована заведомо более широкой аудитории, и посыл у нее, соответственно, совсем иной...

Жанр книги открыто противопоставлен мемуарному:

"Мемуары чаще всего пишут для того, чтобы свою единственную жизнь осмыслить как уникальный экзистенциальный опыт. Житейские мелочи делают рассказы о прожитом достоверными. Не стоит в самых правдивых мемуарах искать уроков практического опыта" (С. 7).

Жанр советов и рекомендаций предполагает неизбежное обращение к традиции. Главными "персонажами" классических пособий и руководств подобного рода оказываются вещи, которые нас окружают, а также обычаи и многочисленные бытовые обрядовые и ритуальные действа (как правильно чистить картошку, как правильно накрыть на стол, как правильно принимать гостей, как правильно одеваться и мн. др.). Представления о правильности оказываются самодостаточными. Быт, аспект "внешней", материальной организации жизни, абсолютизируются и вытесняют из поля зрения субъекта действия. В этих книгах отсутствует хозяин вещей, носитель бытовых обычаев и исполнитель обрядово-ритуальных повседневных действий, то есть человек со своей жизненной историей и настоящим, всегда уникальным и определяющим саму повседневность. РМ отказывает этим "внешним" жизненным составляющим в самоценности и подчеркивает их подчиненность личностному началу.

Адресат книжки РМ - современная молодая женщина, которой не хватает времени на то, чтобы жить "правильно" с точки зрения вышеупомянутых "пособий", которой некогда. Хорошо организованный быт помогает сэкономить время, цена которого все возрастает от эпохи к эпохи.

"Молодая женщина, которая утром учится, а вечером работает, или наоборот - работает весь день, а учится вечерами, или просто имеет ненормированный рабочий день, едва ли сподвигнется на изготовление традиционной кулебяки "о четырех концах". Разве что раз в год... Но стоит ли ради этого единственного раза учиться печь кулебяку?.." (С. 8)

Советы от РМ обращены к женщине сильной и самостоятельной, то, что называется "деловой". Женщине, способной сделать жизненно важный выбор, принять определенное решение и управлять своей судьбой. Она учится или только начала работать, но при этом не обрела еще достаточного жизненного опыта, так как не успела побывать в роли хозяйки дома и просто пожить самостоятельно и независимо от родителей. Кроме того, ее финансовые возможности не безграничны. В результате приходится рассчитывать не только свое время, но и деньги.

"...Начало самостоятельной жизни требует постоянного выбора, нелегкого самоопределения в разных областях, применительно к которым культура повседневности составляет нечто гораздо большее, нежели неустранимый фон. Бутик или рынок в Конькове; дешевый стиральный порошок, но дорогая оправа для очков; новый компьютер или поездка в заморские края - именно эти выборы, а не разговоры о стильности и красоте определяют реальную модель жизнеустройства" (С. 166).

Предлагаемые в книге модели реального жизнеустройства современной женщины противопоставляются глянцевым моделям жизнеописания. РМ уже приходилось писать о "глянце", и не однажды. Глянцевая журнальная идеология закрепощает женщину, не оставляя ей право на сохранение своей индивидуальности. Так, одна из главных категорий "глянцевого" мира - мода -

"вовсе не просто способ заставить всех нас раскошелиться и делать это как можно чаще. Наряду с обычаями, календарными праздниками и ритуалами, мода позволяет, не размышляя, следовать чему-то уже социально апробированному.

Мода позволяет нам выбирать, но заранее сообщает (а в немалой мере - и навязывает), между чем именно. Тем самым мода нивелирует индивидуальность - и далеко не всегда на благо модницам" (С. 97).

При этом важен акцент на временной, эпохальной обусловленности стандартов повседневной жизни. Так, настоящее характеризуется в книге как время изменений - и, следовательно - больших возможностей в выборе идентичности и образа жизни.

"Времена больших перемен порождают широкий спектр стилей жизни, разнообразие которых во много раз превосходит стереотипы, воплощенные в отечественных "глянцевых" журналах или в ассортименте гипермаркетов"(С. 42).

Если женский журнал предлагает читательнице идентифицировать себя с героиней, образ которой он формирует, то автор рецензируемой книги утверждает непохожесть каждой женщины на других, на ее право жить так, как ей удобно. Главное - остаться собой и быть равной самой себе.

"Взгляните на себя в зеркало. Это - вы. А вы - не ваша мама, не ваша старшая (или младшая) сестра и уж тем более не ваша бабушка. Вы не так уж похожи на своих подруг и знакомых, хотя, скорее всего, вас многое объединяет. Просто не стоит оценивать себя исходя из "образцов", будь то ровесницы, учителя или родители. Потому что у вас своя жизнь, а значит - свои планы и взгляды, свои достоинства и недостатки" (С. 5).

Жаль, если разговоры о самостоятельной и сильной женщине наведут читателя на мысль о латентном феминизме автора книги (да и автора рецензии тоже). В книге РМ отсутствует апелляция к гендерной проблематике, в ней нет противопоставления женщины мужчине (главный признак феминистской идеологии). Да и советы РМ - "осторожные" (см. название книги). Они касаются организации "внешней" жизни и быта, того, что точнее всего можно было бы передать английским выражением daily routine. К счастью, в книге не найти советов, касающихся того, как подцепить подходящего жениха, очаровать своего шефа и управлять мужчинами так, чтобы они об этом не догадывались. Эта книга не учит жить. Она просто содержит некоторые практические советы и рекомендует рассчитывать в жизни в первую очередь на себя.

"Быть может, вы живете одна. Или с ребенком и мамой. Или с мужем (будущим или текущим). Так или иначе, советую вам полагаться (в разумных пределах) на свои, а не на его (а также не на мамины или соседские) практические навыки или умения" (С. 117).

"Отменяются" и традиционные для русского самосознания категории служения, вины и долга.

"Русская культура - по преимуществу "культура вины". Американская культура - по преимуществу "культура стыда". В Америке не принято быть несчастным. У нас - не принято быть счастливым" (С. 146).

В результате утверждается право каждой женщины на полноценный сон, отдых, на то, чтобы установить для себя "некое относительное равновесие между "необходимо" и "выполнимо" и не стремиться выполнить все, чего от тебя ожидают другие.

Быт предстает в этой книге совокупностью вещей и привычек, которые обеспечивают нормальное течение жизни и при этом позволяют не впадать в зависимость от него. РМ последовательно и неторопливо рассуждает "о достоинствах и недостатках тех или иных привычных вещей". Бытовые привычки, обычаи и ритуалы повседневной жизни обсуждаются, исходя из принципа экономии времени и сил. Наша жизни переполнена сложностями и проблемами, приходящими извне, - чтобы добавлять их себе еще и по собственной инициативе. Это непозволительная роскошь в наше быстрое время. А раз так - то и выясняется, например, что легко можно себе позволить обойтись в доме без специальных рюмок для шерри или каберне, без специального чайного сервиза и даже без скатерти:

"С тех пор как в большинстве семей начали есть на кухне и даже принимать там близких друзей, скатерть стала признаком праздничного застолья. Но в этом случае она должна быть не только безупречно выглаженной, но еще и накрахмаленной. Я к таким усилиям не готова, и потому даже на Рождество обхожусь вовсе без скатерти. Правда, вилки и ножи я кладу на красивые бумажные салфетки" (С. 49).

Из книжки РМ вы сможете узнать еще и о том, сколько свободного времени и сил высвобождается, если у вас есть микроволновка и холодильник с большой морозильной камерой, сколько кухонных досок и пар хозяйственных перчаток должно быть в доме, нужен ли в хозяйстве кухонный комбайн, почему при современном образе жизни душ принимать полезней, чем ванну, а носить рюкзак удобнее, чем сумку, как научиться стирать и при этом не гладить, и даже - почему в доме не обойтись без стремянки.

Подобная предельно прагматическая, почти аскетическая установка могла бы раздражать, будь она закрыта и герметична в своей дидактичности. Но книга Ревекки Фрумкиной - это книга о том, с чего предстоит начинать: о начале взрослой жизни и необходимости реалистичного взгляда на окружающий мир и свои возможности. Время, в котором мы живем, - время больших возможностей. Оно ставит нас в ситуацию постоянного выбора. И книга РМ посвящена обсуждению критериев этого выбора. При этом установка на реалистичность не отменяет представления об открытости будущего, в котором можно достичь всего, чего хочется. "Это у вас впереди" - часто присказывает РМ, рассуждая о том, от чего следует отказаться сейчас, отнюдь не предполагая при этом, что отказаться от этого придется навсегда. Вот и финал у книги открытый:

"Конечно же, в молодости хочется "всего и сразу". Но ведь даже золотая рыбка была готова исполнить только три желания..." (С. 166).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Тихомирова, Загородный дом - никогда /10.02/
В сборнике рассказов немецкой писательницы Юдит Герман "Ничего кроме призраков" страсти возникают из чего угодно, только не из интереса и влечения. А героини беременеют от красноречивых слов.
Иван Григорьев, Трудовые будни убийц /09.02/
В монографии "Террор районного масштаба" Александр Ватлин демонстрирует повседневный "быт" террора в пределах одной административной единицы.
Ян Левченко, Мазонарциссизм /06.02/
"Эросипед и другие виньетки" Александра Жолковского удобно читать за завтраком и (потом) в туалете. По сравнению с предыдущим изданием объем вырос на четыре авторских листа.
Михаил Эдельштейн, Тотальная демобилизация /05.02/
Cделан "Ящик водки" Коха и Свинаренко очень смешно. Видно, что людям в кайф было друг с другом трепаться. Порция удовольствия от текста перепала и читателям.
Алишер Шарипов, Почем фунт культуры? /04.02/
Марк Пахтер, Чарльз Лэндри. Культура на перепутье. М.: Классика XXI, 2003.
предыдущая в начало следующая
Ольга Рогинская
Ольга
РОГИНСКАЯ
olgita811@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Литература' на Subscribe.ru