Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Литература < Вы здесь
Я принял решение не отзывать наш роман с конкурса "Национальный бестселлер"
Дата публикации:  11 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Я хотел бы начать с того, что мне глубоко неприятна ситуация, сложившаяся вокруг выдвижения романа "Нет" на премию "Национальный бестселлер". Я благодарен номинатору за высокую оценку этой книги, но я бы предпочел никогда не оказываться в этой ситуации.

Я глубоко уважаю позицию Линор Горалик. Мы поддерживали друг друга, когда писали наш роман, и я был бы счастлив, если бы мог поддержать ее заявление сегодня. Тем более, что мне тоже не близки политические взгляды многих людей, связанных с этой премией.

Как журналист я могу указать на несовершенство механизма формирования малого жюри, позволяющего организаторам подыграть своим фаворитам. Как журналист я могу, изучив список большого жюри, кривится и говорить "что здесь делает такой-то или такой-то?".

Однако как писатель я знаю, что судить о моей книге имеет право любой читатель - как бы недалек и необразован он ни был. Дело писателя - писать. Что происходит с книгой после выхода в свет, должно волновать тех, кто исследует книжный бизнес и литературный процесс. Как автор я не чувствую себя вправе выбирать себе читателей, критиков и судей. Как автор я бы предпочел воздержаться от любых суждений о бытовании моей книги - в частности еще и потому, что любое мое действие в этой ситуации, даже самое искреннее, будет невольно выглядеть как пиар. И то, что я вынужден писать этот текст, - еще одна причина, по которой мне неприятна эта ситуация. Я был бы очень благодарен всем моим коллегам-журналистам, если бы они оставили этот инцидент без дополнительных комментариев.

Мне неприятно писать этот текст, тем не менее я вынужден объяснять, почему не смог поддержать моего соавтора в ее желании снять нашу книгу с конкурса. Для меня отозвать роман, сетуя на состав жюри, значило бы признать: я считаю себя вправе решать, кто может, а кто не может судить написанное мной. Для меня отозвать роман, апеллируя к премии, выданной два года назад "Господину Гексогену", значило бы предать то, во что я верил всю жизнь: литературные произведения не должны оцениваться исходя из политических взглядов их авторов. (Добавим к этому, что Проханов не является единственным лауреатом "Национального Бестселлера". И точно так же, как Линор Горалик не может позволить себе участвовать в конкурсе, в котором победил Проханов, я не могу позволить себе отозвать книгу с конкурса, который выиграл Леонид Юзефович.)

На мой взгляд, три книги, получившие эту премию за время ее существования, не образуют ни эстетической, ни политической тенденции. Вести себя по отношению к конкурсу так, будто эта тенденция есть, - значит вынуждать организаторов невольно пересматривать свою позицию не в лучшую сторону. Оставив в списке номинаций только книги определенной идейной направленности, мы будем способствовать превращению "Национального бестселлера" в идеологически-ангажированную премию, которой она, на мой взгляд, на сегодняшний день не является.

По всем этим причинам я принял решение не отзывать наш роман с конкурса "Национальный бестселлер".

Я глубоко уважаю честность и бескорыстие Линор Горалик. Я также с трудом представляю себе ситуацию, в которой кладу себе в карман половину премии, в то время как мой соавтор остается без копейки. Разногласия между близкими людьми всегда болезненны; поэтому я рад тому, что хотя бы в одном пункте могу присоединиться к Линор: в случае получения премии я тоже не оставлю себе денег. Свою половину я потрачу на неполитические благотворительные цели, оповестив читателей РЖ, кому и куда были переведены средства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Линор Горалик, C премией "Национальный бестселлер" я не согласна иметь ничего общего /11.02/
Благодаря РЖ у меня есть возможность объяснить, какие соображения вот уже второй год не позволяют мне взаимодействовать с "Национальным бестселлером".
Ольга Рогинская, Жить не по "глянцу" /11.02/
Жанр книги Р.М.Фрумкиной "Мне некогда, или Осторожные советы молодой женщине" противопоставлен мемуарному. Из уст ученого и профессора довольно непривычно получать советы, касающиеся ухода за собой, ведения домашнего хозяйства, стиля одежды и приема гостей.
Елена Тихомирова, Загородный дом - никогда /10.02/
В сборнике рассказов немецкой писательницы Юдит Герман "Ничего кроме призраков" страсти возникают из чего угодно, только не из интереса и влечения. А героини беременеют от красноречивых слов.
Иван Григорьев, Трудовые будни убийц /09.02/
В монографии "Террор районного масштаба" Александр Ватлин демонстрирует повседневный "быт" террора в пределах одной административной единицы.
Ян Левченко, Мазонарциссизм /06.02/
"Эросипед и другие виньетки" Александра Жолковского удобно читать за завтраком и (потом) в туалете. По сравнению с предыдущим изданием объем вырос на четыре авторских листа.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Литература' на Subscribe.ru