Русский Журнал / Обзоры / Литература
www.russ.ru/culture/literature/20040213_top.html

"Нет, нет и нет", - говорит цыпа-дрипа
Виктор Топоров

Дата публикации:  13 Февраля 2004

Позволю себе кратко прокомментировать для читателей РЖ выступления Линор Горалик и Сергея Кузнецова по поводу включения их написанного в соавторстве романа "Нет" в лонг-лист премии "Национальный бестселлер".

Юридически ситуация такова: авторы не имеют права отзывать уже прономинированные на премию произведения. Не имеют такого права после завершения формирования и публикации лонг-листа и номинаторы. Отказаться от сотрудничества со структурами премии номинаторы могут на более ранней стадии - и происходит это автоматически: им предлагается выдвинуть по одному произведению, но они вольны это предложение и не принять. Так время от времени и происходит. Двое потенциальных номинаторов прошлых лет (Наталья Иванова и Ирина Прохорова) выразили показное возмущение в связи с тем, что такое предложение им было сделано, хотя "спросить-то можно", не правда ли? В стремлении не упустить ничего важного из произведений текущей литературы мы каждый год делаем список тех, кому предложено стать номинаторами, как можно более репрезентативным, без какой бы то ни было оглядки на личную совместимость/несовместимость или клановую приязнь/неприязнь. А уж дальше - вольному воля.

Поступая так, мы исходим из предположения, что номинатор заранее сообщил о своем желании выдвинуть то или иное произведение его автору (авторам). Роман "Нет" номинировал на премию главный редактор "Книжного обозрения" Александр Гаврилов - и трудно представить себе, что он не согласовал это заранее с постоянным автором и, если не ошибаюсь, сотрудницей "КО" Линор Горалик. Включение романа "Нет" в лонг-лист дополнительно пролоббировал его издатель Вадим Назаров ("Амфора"), в чем, впрочем, не было необходимости: выпущенный уже в 2004 году роман был номинирован Гавриловым по итогам 2003-го как рукопись.

Второй момент связан с распределением премиальных денег, буде дело дойдет и до этого. Здесь соавторам (в особенности, понятно, Горалик) беспокоиться не о чем: неявка на заключительную церемонию (и неприсылка доверенного лица) за счет устроителей премии автоматически лишает главного лауреата или участника шорт-листа причитающегося ему денежного вознаграждения. Таков регламент. Так что музей Сахарова, похоже, денег Линор Горалик не дождется в любом случае.

Некоторое удивление вызывает и суть претензий номинантки Горалик, сводящихся, правда, к небезызвестному принципу "одного гектара". С Александром Прохановым (позапрошлогодним лауреатом) она на одном гектаре "не сядет"? Но роман "Нет" вышел в "Амфоре", регулярно публикующей прозу Проханова (не говоря уж о прозе Саддама Хусейна, о книгах переводов и вступительных статьях Виктора Топорова). В "Амфоре" - "сядет", в структурах премии "Триумф" (единственный спонсор которой поддерживает и музей Сахарова, и газету "Завтра") - "сядет", а в "Нацбесте" - не "сядет"? Так, может, дело все-таки не в Проханове?

Позиция Сергея Кузнецова - при всей неловкости ситуации, в которой он поневоле оказался, и при всех кривых оговорочках, из нее вытекающих, - представляется более разумной. Похоже, Кузнецов четко осознает: роман "Нет" написан с претензией на то, чтобы стать бестселлером. Не известно, светит ли ему премия "Национальный бестселлер" (шансы 1:65 по числу номинированных текстов), но здесь борьба, как всегда, будет честной и открытой, а никакая другая премия - Букер, Шмукер, Аполлон Григорьев - роману "Нет" не светит определенно, ведь присуждаются они в кельях и в кулуарах, в которые ни Кузнецов, ни Горалик не вхожи. Он осознает, что не столько роман "Нет" создан для премии "Национальный бестселлер" (хотя не исключено и это), сколько сама премия словно нарочно создана для этого романа (и ему подобных). Опыт показывает, что не только лауреаты "Нацбеста", но и произведения, получившие на различных премиальных этапах шумную огласку, становятся в разряде "беловоротничковой литературы" лидерами продаж. Впрочем, вполне возможно, что это осознает и Линор Горалик, и скандалит она как раз поэтому - ведь скандал вокруг выдвинутого на премию произведения в смысле "раскрутки" не хуже далекого, как журавль в небе, успеха в премиальном цикле.

Есть средневековая притча о трех сестрах, которым не терпелось замуж. Отец велел им вымыть руки и сидеть не вытирая - у кого они обсохнут у первой, та и будет выдана раньше двух других. Две сестры застыли в ожидании результатов "естественного отбора". А третья запричитала "Да не хочу я замуж! Да не хочу я замуж! Да не хочу я замуж!", сопровождая жалобы бурной жестикуляцией, - и, конечно же, "пришла к финишу" первой. Сработает ли эта тактика в случае с романом "Нет"?

Ну не знаю...