Русский Журнал / Обзоры / Литература
www.russ.ru/culture/literature/20050217.html

Вещи, с которыми не
Михаил Эдельштейн

Дата публикации:  18 Февраля 2005

Наш, советский колумбарий. С танцполом.
Сергей Солоух

Последнюю неделю в нашем городке оживление - проводится спецоперация "Белые одежды". Участников можно опознать по высоко задранным носам, горящим праведным гневом глазам и спрятанным за спину рукам - чтоб, не дай бог, не подать случайно тому, кому все порядочные люди в этом сезоне руки не подают. Хотя, казалось бы, ситуация требует склоненной головы и хотя бы для приличия надетого на лицо выражения скорби - речь как-никак о смерти идет. Но какое там! Почитать ЖЖ и форумы, так и на похоронах люди не с покойной прощались, а глазами по сторонам шарили - эти придут? не придут? пришли! - дабы потом поделиться с окружающими результатами своих наблюдений.

Застрельщиком всего этого безобразного шоу выступила Виктория Шохина. Именно ее усилиями смерть поэта превратилась в лакомый сюжет для желтой прессы, а Евгений Рейн и Сергей Чупринин стали объектами беспрецедентной травли. Много было всякого непотребства в нашем литературном быту за последнее время - но ничего гаже этого газетного ультиматума с самозваным "от имени", кажется, еще не случалось.

Не вполне удовлетворившись разрушениями от первого залпа, Шохина дала разъяснительное интервью "Полит.Ру", где раскрыла недораскрытые имена и поделилась душераздирающими деталями проведенного ею журналистского расследования: "По данным Виктории Шохиной, в "Литературную газету" сегодня утром был принесен некролог, написанный Евгением Рейном".

Старания зама главного редактора "Независимой" не остались без поддержки со стороны коллег: "Стрингер" подпустил пафосу, "Компромат.Ру" произнес свое веское. Графоманы напряглись, мобилизовали по случаю свои познания в германской мифологии. Анастасия Гостева порадовала публику логической загогулиной - мол, совершенно не важно, отчего на самом деле умерла поэтесса, в любом случае теперь уже нельзя жить по-старому, ибо смерть Татьяны Бек "стала событием, после которого невозможно делать вид, что с нами ничего не происходит".

Выступление на "Полит.Ру" Шохина закончила цитатой из Александра Галича, правда, через некоторое время из вывешенного текста таинственно исчезнувшей: "А над гробом встали мародеры и несут почетный караул". Мне вот тоже по случаю Галич вспомнился, только другой: "Полный, братцы, ататуй, панихида с танцами". Танцуют, как водится, все.

Отругавшись по актуальному поводу, перейду к вещам более привычным. Издательство "Добрая книга" выпустило сборник статей канадского социолога и журналиста Наоми Кляйн - автора нашумевшей года полтора тому назад монографии "No Logo: Люди против брендов". Называется новая книга "Заборы и окна: Хроники антиглобализационного движения". Читать ее довольно противно, но нужно: в конце концов и наука зоология изучает не только милых пушистых звериков вроде лемуров, но и всяких хорьков и даже тараканов и цеце.

Несколько странное, на первый взгляд, название книги поясняется в издательской аннотации: мол, "заборы всегда были атрибутом капитализма", а борцы с капитализмом, соответственно, прорубают (видимо, в заборах) "окна надежды и света", открывая "частички пространства, где человек еще может чувствовать себя свободным и дышать чистым воздухом".

Сразу же обнаруживается некоторое противоречие. Собственно, экономика называется глобальной, когда государственные границы оказываются проницаемы для движения транснационального капитала. Таким образом, заборы разрушают как раз глобалисты. И наоборот, противники глобализации, Наоми Кляйн в том числе, всячески пытаются размыванию границ (то бишь тех же заборов) помешать, активно возмущаясь, например, "способностью ВТО попирать национальный суверенитет".

Казалось бы, либо ты хочешь в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем, но тогда забудь про границы и суверенитеты, либо честно признайся, что ты строитель заборов, а вовсе не прорубатель окон. Но когда в положительных героях книги, проповедующей разрушение всех и всяческих заборов, оказывается французский лжефермер Жозе Бове, положивший жизнь вот именно что на создание разного рода оград и препон в пищевой индустрии, - впору взгрустнуть о некотором переизбытке плюрализма в головах г-жи Кляйн и ее многочисленных сторонников.

Конечно, придумать броскую метафору и выдать ее за политическую программу - это полбеды. Не слишком честно, но хотя бы эмоционально оправданно. Но когда метафора-слоган вдобавок еще и прямо противоположна тому, что ты делаешь, впору задаться вопросом об адекватности режиссеров всего этого балагана.

Впрочем, надо отдать им должное, они вполне адекватны. Более чем. Просто они хорошо представляют свою целевую аудиторию и грамотно ведут рекламную кампанию. Трижды прав был кумир прогрессивной молодежи Лев Данилкин, когда в рецензии на No Logo утверждал, что "практически любой объект окружающей действительности может быть прокомментирован в терминах" Наоми Кляйн. Жаль только, он забыл отметить, что в первую очередь это относится к самому антикорпоративному движению. Левацкая пропаганда выстроена сегодня по всем законам брендинга. А значит, главной приманкой на этом рынке выступают не экономические программы и политические спичи, а нонконформное существование как таковое, альтернативный образ жизни, горящие глаза Че Гевары. И нужны для максимально успешного внедрения идеи в массу именно яркие образы-символы, а вовсе не логически выверенные рассуждения.

Тем более, что с последними у леваков дело обстоит совсем туго. В сентябре 2001 года президент Европейского союза и по совместительству бельгийский премьер-министр Ги Верхофштадт обратился к антиглобалистам с открытым письмом, в котором заявил: "Стоящая перед нами сегодня задача не в том, чтобы мешать глобализации, а в том, чтобы дать ей этический фундамент". За письмом последовала встреча Верхофштадта с представителями антикорпоративного движения, среди которых была и Наоми Кляйн. Ее выступление на этой встрече включено в сборник. Более саморазоблачительный документ трудно себе представить. Самый осмысленный его тезис - это предложение "выстроить архитектуру международных связей на принципах прозрачности, подотчетности и самоопределения, что делало бы свободными людей, а не либерализированным - капитал". Ну и так далее, вплоть до совсем уж неприличной демагогии вроде требования выплаты пресловутых компенсаций за рабство.

Если у кого-то все же хватит терпения пробиться через все эти лозунги и выкрики к подлинной программе движения, она окажется довольно проста: воровство и насилие. Насилие ради воровства. Распространяй контрафактную продукцию, ибо творчество не может быть предметом рыночного оборота. Не плати за электричество - электричество принадлежит всем и должно находиться в свободном доступе. Если твое воровство попытаются пресечь - бей стекла в "Макдональдсах" и жги покрышки. То есть ближе к концу книги центральная метафора проясняется - речь, оказывается, идет исключительно о тех заборах, которые охраняют чужое.

В таком случае главным антиглобалистом оказывается президент Зимбабве Роберт Мугабе. Тот самый, который снес заборы вокруг участков белых фермеров и раздал их земли так называемым ветеранам войны за независимость - то есть профессиональным убийцам и мародерам. Сопротивляющихся, понятно, поубивали, в стране резко начался голод - зато опытные головорезы теперь горой стоят за своего президента, а это куда важнее.

К счастью, мир не без добрых людей, и всегда найдутся взрослые дяди, готовые заполнить вакуум в головах и сердцах молодых бездельников подходящим идеологическим содержанием. Не в последнюю очередь это относится к Гейдару Джемалю - исламисту и одновременно организатору ряда антиглобалистских акций в Москве. В его новую книгу "Освобождение ислама" (издательство "Умма") вошли статьи и интервью разных лет. В одном из них, относящемся к 2001 году, Джемаль как раз и констатирует: "Сегодня антиглобалистское движение вообще не заряжено, нечленораздельно", - и предлагает в качестве начинки так называемый "политический ислам".

Надо признать, что Джемаль - человек смелый, о чем свидетельствует само решение выпустить такой сборник. Если, разбросанные по журналам и газетам, его работы кажутся просто опытами квазинаучной конспирологии с мусульманским уклоном, то сведенные вместе, они производят неизгладимое впечатление. Я впервые прочитал книгу, где нет ни одного тезиса, которому бы не противоречил другой, на соседней странице. Автор может с упоением рассказывать, за что по шариатскому праву полагается смертная казнь, - и тут же клеймить "мировой порядок" за антидемократические тенденции и "уничтожение человеческих свобод"; утверждать, что никакой интервенции в 1918 году не было, просто "четырнадцать держав курировали ход гражданской войны, чтобы она, не дай бог, не повела к какому-то непредсказуемому исходу" - и рядом писать: "В России оказался Ленин, который наладил круговую оборону", а не будь его - "и греки из Одессы, и англичане из Архангельска за несколько недель дошли бы до Москвы".

Ошибок, небрежностей, описок, нелепых и неизвестно из чего выведенных посылок в книге и вовсе не счесть. По-настоящему Джемаль ориентируется только в истории ислама, а когда ему приходится эту территорию покидать, сразу начинается полная неразбериха. Убитый террористами министр туризма Израиля превращается в министра труда, имажинизм оказывается "первым проявлением" постмодерна (на этом фантастическом тезисе автор целую теорию выстраивает), современная Тора - обратным переводом Септуагинты и т.д.

Что там у нас еще в ассортименте? Теракты 11 сентября организовали "профессиональные специалисты секретной службы ныне уже не существующего государственного образования". А непосредственными исполнителями были члены "международной тоталитарной секты". Но подробностей Джемаль раскрыть не может: "Знаете, что бывает с теми, кто слишком много знает?.. Вот с теми, кто говорит слишком много лишнего, это случается еще быстрее". Зато может дать прогноз: "Следующего теракта следует ожидать на Западном побережье Соединенных Штатов, в Новой Англии". Почему? А потому, что заказчики этих акций находятся в Калифорнии, а там "всегда недолюбливали Новую Англию". В общем, "Антихрист, скорее всего, будет тибетец, китаец, ведантист" и "явится из Агарти" - "на самом деле сверхэлита давно установила с ним контакты". Агарти, она же Агарта, если кто не знает, - это такая любимая оккультистами пещерная страна в Гоби, неподалеку от Шамбалы, о ней Джемалю нашептала Блаватская. Крайне любопытное место, судя по описаниям. Одна только с ней незадача - ее не существует в природе.

Долгое пребывание в эзотерических пещерах опасно для здоровья. На воздух, на воздух, скорее на свежий воздух. Впрочем, благодаря Джемалю и прочим сегодняшним фигурантам я, кажется, дозрел до того, чтобы сформулировать главную интеллектуальную проблему нашего времени. Мы делаем предметом дискуссий то, что заведомо находится за гранью любого обсуждения. В угоду моде мы притворились, что не знаем критериев вменяемости - логической, этической, эстетической. И вот результат. Как вы думаете, Антихристы водятся в Агарте или в Шамбале? А сверхэлита уже установила с ними контакты или нет еще? А правда, грабить чужое имущество - хорошо? А Всеволод Некрасов лучше Пригова пишет или хуже?.. Ну уж нет, господа, никаких дискуссий. Просто люди делятся на тех, кто знает, что в колумбарии не танцуют, и тех, кого в детстве этому не научили. И это не подлежит обсуждению.

Автор благодарит за предоставленные книги магазин "Фаланстер" (Б.Козихинский пер., 10, тел. 504-47-95).