Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Медиа: Россия < Вы здесь
Августовские пушки
Дата публикации:  10 Августа 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В зрелости вдруг понимаешь, что самые хорошие дни - это дни без особенных событий. Это дни, когда новостные программы ТВ начинаются с матримониальных проблем европейских декоративных монархий (типа - испанский или норвежский наследник престола решает жениться на "девушке низкого звания"). Тут работает стилистика конца позапрошлого века: экипажи, мундиры, звезды на мундирах, какие-то нелепые лошади и вообще красиво. Хотя и непонятно, зачем.

Впрочем, что ж - традиция, важнейшая составляющая культуры.

Но я про другое: про новости. Если они начинаются репортажем со свадьбы бельгийского (к примеру) принца, то это значит, что сегодня никого нигде не взорвали, никто не утонул, не было большого пожара или наводнения, землетрясения, а также сходов снежных лавин и гибели альпинистов.

Со стороны "жизни" - это лучший вариант ее протекания. Ежели событием становится неожиданное покраснение белых медведей в одном из зоопарков, так это гораздо лучше, чем очередное обострение борьбы за власть в Либерии или Венесуэле (стрельба из "калашниковых", мордобой, грабеж, мародерство и прочие невинные развлечения "восставших масс").

С другой стороны, для СМИ такое спокойное протекание жизни смерти подобно: где ж тогда взять новости, достойные эфира или первой полосы массовой газеты?

Это неразрешимый конфликт: нормальный человек сам хочет жить мирно и спокойно, однако по телевизору желает видеть что-нибудь этакое, экстраординарное, выходящее за рамки будничной жизни. При этом сам попасть во что-нибудь такое (типа захвата заложников, теракта или банкротства банка) решительно не желает.

Спрос рождает предложение, и все медиа настроены на удовлетворение платонического любопытства обывателя к разрывам в обыденной ткани жизни, аномалиям самого процесса, пикантным неожиданностям и прочим пряным штучкам. Да оно ж и понятно - надо продавать свой товар, а до этого его найти, освоить и присвоить.

Последние дней десять были для наших СМИ вполне себе выгодны: на одного Михаила Саакашвили, молодого президента Грузии, было потрачено столько журнально-газетных полос, сколько никогда не тратили, к примеру, ни на Звиада Гамсахурдия, ни на Эдуарда Шеварднадзе.

Юноша, конечно, резвый, чуть ли не каждый день старается создать "информационный повод", и на наших южных границах уже сложилось что-то вроде политического театра. Но театр и есть театр - царство условности. Одно дело - играть роль и говорить в ее рамках все, что драматургом написано, но совершенно другое - выйти из театра и по-настоящему топить катера с русскими туристами, желающими отдыхать в Абхазии.

Ежели хоть тень такого произойдет, теперешняя Россия ответит: долго подумав, неуклюже (как всегда), но мало никому не покажется. Играть можно, но заигрываться не надо.

Россия когда-то тоже создавалась из множества княжеств, московские великие князья жестоко давили сепаратизм (ну хоть новгородский).

Однако давно это было, и сейчас все эти сценарии выглядят архаично. Сейчас раздавить чью бы то ни было автономию означает получить вечную головную боль, комендантский час, "зачистки", подполье и партизан. От чего счастья у метрополии не прибавится: деньги будут идти на поддержку силовых структур (а они в таких ситуациях множатся и множатся), а экономика окажется в свободном полете. То бишь в падении.

Такие времена: оружия после СССР везде осталось в изобилии, народам хочется самоопределения, ПАСЕ и ЕС желают, чтобы везде была сугубая демократия, Россия никак не научится доминировать на пространстве СНГ, и из всего этого получается такой хаос, что смотреть тошно. Брось спичку - и все взорвется.

Тут вспоминаешь, что август - это 90 лет со времени начала первой мировой войны, которая, собственно, и перевернула мир, где главными новостями были светские. Мало кто (имею в виду СМИ) отметил этот юбилей, как в январе - столетие с начала русско-японской войны. А очень бы стоило, потому что там - корни множества нынешних смут и конфликтов. Хочется, чтобы кто-нибудь разумный и владеющий даром слова перечитал классический труд Барбары Такман "Августовские пушки" - там много материала, выводящего прямиком к нашим сегодняшним проблемам. Говорят, эту книжку очень любил Джон Кеннеди, но не знаю, читал ли ее Солженицын, когда писал "Август Четырнадцатого".

Ну да ладно, не нанимался я просвещать ленивые массы: кто захочет, тот прочтет, а так у нас на повестке дня главным образом неприятности с японской атомной энергетикой, да еще совпавшие с годовщиной сброса на Японию новорожденных американских атомных бомб.

В принципе, очень простая иллюстрация хрупкости современной инфраструктуры: все мы висим на волоске, который может оборваться в любую секунду. И не важно, где - в Чернобыле или в Японии. Бесконечные взрывы метана в шахтах по всему пространству бывшего СССР, сопряженные с гибелью десятков шахтеров, покруче, чем то, что произошло на днях в Японии. Просто над атомной энергетикой еще висит какой-то полог мистики и тайны, а угольные шахты - дело почти уже житейское, привычное. Ну и разница в отношении к смерти сказывается: для японцев четверо погибших много, а для нас двадцать мало. Это, впрочем, речь не о "жизни/смерти", а о сравнительной цене человеческой жизни. Она у нас по-прежнему низка.

И это порождает специфический бытовой цинизм, который охотно подхватывают и тиражируют масс-медиа.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Александр Агеев, Террор /03.08/
Первым делом сообщают о денежной компенсации, а потом роскошно показывают похороны погибших, в чем есть чисто сценарная погрешность. Человек погиб неизвестно за что, случайно, тут о Судьбе и Роке надо думать, но несется пафос: погиб, дескать, защищая Отчизну.
Александр Агеев, Случай НТВ /16.07/
Я не сильно большой поклонник CNN, Теда Тернера и всей этой безумно затратной схемы добывания новостей каждую минуту: я почему-то думаю, что человек каждую свою минуту может потратить более "жизнеустроительно", чем советуют ему популярные телеканалы. Но нельзя лишать его права выбора.
Александр Агеев, Лето /02.07/
Московский пенсионер или инвалид все равно будет получать больше, чем рязанский или мурманский. Здесь есть деньги, а там их нет. Пресса и телевидение всю неделю варьировали эту тему, так и этак пытались ее "оживить". Но оживляж на фоне покосившихся заборов порождал метафизическую тоску: это что же, так и будет всегда?
Александр Агеев, Продолжение другими средствами /25.06/
Гибель "Курска" породила в СМИ настоящую истерику, причем журналисты не всегда были правы, гнобя президента. Трагедия на Дубровке тоже вызвала бурю эмоций, но были они несколько глуше, президента почти не трогали. А ингушские события освещались чисто репортажно, и я что-то не встречал попыток связать их с общим состоянием страны.
Александр Агеев, Футбол /18.06/
Идея великодержавности - это такая огромная печь, в которой надо непрерывно поддерживать огонь, и печь прожорливая, ежедневно требующая подкормки, то есть всяческих реальных знаков великодержавности.
предыдущая в начало следующая
Александр Агеев
Александр
АГЕЕВ
agius@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Медиа: Россия' на Subscribe.ru