Русский Журнал / Обзоры / Медиа: Россия
www.russ.ru/culture/mediarussia/20040817.html

Гамбургер
Александр Агеев

Дата публикации:  17 Августа 2004

Главные новости прошедших дней располагались примерно в таком географическом поле: Цхинвали - Багдад - Афины. Этакий новостной гамбургер: две войны, а между ними - Олимпиада, ради которой в античности войны прекращали. Но времена теперь иные, и параллельно со всевозможными праздниками типа Олимпиады или карнавала в Рио могут идти этак с десяток локальных (но все равно кровавых) войн. Ну хоть в Африке.

Все эти войны - а не про каждую из них нам докладывают СМИ, поскольку материал уж очень однообразный - наглядно доказывают, что в нынешнем мире нет никакой "инстанции", которая контролировала бы ход событий. ООН давно уже расписалась в своем бессилии, единственная оставшаяся сверхдержава плюс сколоченная ею на скорую руку "коалиция" ничего не могут сделать с мятежным Ираком: только тупо долбать ракетами взбунтовавшиеся города. При этом СМИ (и родные, и неродные) еще и издеваются: скажем, повсеместно и одновременно появляются фотографии "юбилейного", 1000-го убитого в Ираке американского солдата. Ничего себе круглая цифра, - шедевр политкорректности и чуть ли не светская новость.

Я вот о чем думаю: война есть война. Или не надо в нее ввязываться, или, если уж вы в нее ввязались, не надо публично обсуждать, благо она или зло, сочувствовать противнику и выходить на пацифистские демонстрации. Во времена первой мировой существовала военная цензура, и бывало, что газеты во всех воюющих странах выходили с "белыми пятнами". Черт его знает, правильно это было или неправильно, но мотивы власти понять можно. Впрочем, это проблема единства или расколотости общества. Но где ж теперь найдешь единое общество, кроме как в Северной Корее? Общество любой высокоразвитой страны сейчас по определению расколото, и это было бы с либеральной точки зрения нормально, кабы не внешняя угроза всему либеральному строю жизни.

Когда-то Штаты проиграли вьетнамскую войну не в военном смысле, а исключительно из-за внутренних причин: общественность, понимаете ли, восстала и вышла на улицы, рок-певцы проклинали войну, либеральная пресса негодовала, а юноши призывного возраста подались в Канаду и Швецию, чтобы не оказаться вдруг в Сайгоне или Хюэ. Дедушка Хо (лидер Северного Вьетнама Хо Ши Мин) был так же популярен на Западе, как Че Гевара. Советские газеты сообщали, к примеру, о 2000-м сбитом американском бомбардировщике (бог весть, было ли вообще столько самолетов у американских ВВС, сколько их сбили доблестные вьетнамские зенитчики по сводкам советской прессы?). Левые всех мастей оделись в цвета Вьетконга. (Это примерно как сейчас Европа беззаветно любит чеченских бандитов.)

Бремя белого человека оказалось уже тогда непосильным для "общества потребления", а через тридцать лет ожесточение и некая отрицательная эйфория, имевшие место быть короткое время после 11 сентября 2001 года, быстро сошли на нет: слишком сильным оказалось сопротивление материала. Тем более что политики нового поколения не очень-то разобрались со свойствами "материала", с которым им пришлось работать, и в очередной раз построили рациональную схему, а она, натурально, "не сбылась". Британские "колонизаторы" когда-то действовали в разных местах этого мира скорее интуитивно: империю распирала сила, и она устремлялась туда, где давление было меньше атмосферного. И почти все удавалось.

Когда потребляешь новости последних недель, появляется ощущение, что мир переживает эпоху второй молодости: оковы рациональности пали, и дальше начинается какой-то первобытный лес с лешими, драконами и прочими сказочными чудесами. Ничего невозможного нет, случиться может все что угодно, "и вся королевская рать" не сможет восстановить привычного, понятного обывателю хода жизни. Хотя на ее видимой поверхности вроде бы покой, шопинг, фитнес, Олимпиада и прочие радости сезона отпусков.

Отсматривая на этой неделе все новости по ТВ (занудное, тягостное занятие), я перемежал эти профессиональные штудии "Звездными войнами" Джорджа Лукаса. Ну, после очередного минометного обстрела Цхинвали очень хотелось чего-то детского, прямолинейного, где кровь ненастоящая, добро побеждает зло, а еще есть примиряющий с жизнью незатейливый юмор. Такие простенькие фильмы, скажу я вам, неплохо лечат от мизантропии.

Но вот какая штука: насмотревшись "кризисных" новостей, начинаешь вчитывать и вписывать их даже в сказочные, подростковые фильмы. Аллюзии, параллели, бог знает что. Отсюда странная мысль: либо современному человеку надо совсем выйти из медиа-сферы и ничего не знать, либо в том, что происходит, активно участвовать.