Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Медиа: Россия < Вы здесь
Юбилей гексогена
Дата публикации:  31 Августа 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Неделя опять вся про гексоген: два самолета разбились в одну ночь (в 1999-м - два дома в Москве), - словом, этакий малый, пятилетний юбилей гексогена в нашей политической истории. Прямо Проханов какой-то. Все новостные программы ТВ начинались и кончались этой темой. Некоторые даже давали компьютерные версии событий: вот модель самолета, вот террористка направляется в туалет, собирает там взрывное устройство, и "тушка" (Ту-154 или Ту-134) разваливается в воздухе. Потом МЧС разбирает обломки, ищет трупы погибших, идентифицирует их, и все это подробно рассказывают и показывают СМИ.

А кто же и как пустил эту милую даму с элементами взрывного устройства в самолет? Чьи начальственные головы в любом нормальном государстве должны были полететь после такого события? Ничьи пока что не полетели, никто не подал в отставку, поскольку в России понятие "честь" давненько не пользуется популярностью ни среди чиновников, ни среди военных.

Шкура дороже чести.

Я-то, честно говоря, сначала подумал, что обе авиакатастрофы - следствие обычного российского раздолбайства и тотальной гибели оставшейся после СССР инфраструктуры. Однако нашли вроде бы следы гексогена и двух неопознанных молодых чеченок в списке пассажиров. Мне этому верить? По совести сказать - не знаю. Слишком большой опыт потребления государственного вранья.

Но ежели это правда - про гексоген и чеченок, - тоже не легче. В Штатах после 11 сентября 2001 года ничего подобного не случалось, однако единожды случившееся изменило сам способ мышления политической элиты и стиль руководства страной: безопасность вдруг стала важнее свободы. На мой праздный взгляд - это утрата, которую, конечно, можно включить в список военных потерь, если не знать, как быстро любое государство конвертирует свои поражения в борьбе с террором в лишние права, контроль над частной жизнью, все большую и большую власть.

Веет горячим палестинским воздухом: там полный тупик - и у нас на Северном Кавказе полный тупик, и никто не знает, как из него выйти. "Эксперт" еще на прошлой неделе напечатал длинную статью Олега Храброго про Дагестан - "Горы и демократия". Если еще и Дагестан взорвется, у России не хватит сил, чтобы удержать Северный Кавказ под своим контролем.

А надо знать, что такое Дагестан: аварцы, даргинцы, лакцы, таты (горские евреи) и еще десяток народностей в тесном пространстве. Былая советская "дружба народов" давно канула в небытие, и нынешняя реальность - конкуренция этнических групп за воду, землю, власть. Плюс бездна беспризорного оружия: раньше на Кавказе нельзя было быть приличным человеком без коня, а теперь - без "калашникова".

Ну, зато грозненский "Терек" дважды победил познаньский "Лех", и об этом с трогательной интонацией (типа "и крестьянки любить умеют") сообщили все телеканалы. Да кто ж против победы "Терека"? Только тут ведь наблюдается явная пересортица: спортивная новость превращается в политическую. Никто ж в СМИ не шевельнулся, когда на днях "Локомотив" проиграл "Кубани", а вот "Терек" - это круто, это признак стабилизации в мятежной республике, а потому достойно первых газетных полос и развернутых репортажей где-то в середке новостных программ ТВ. А не в конце, где спорт.

Кстати, президентские выборы в Чечне подавались СМИ как-то глухо. Может быть потому, что заранее известно было, кто станет новым президентом, - интриги никакой не просматривалось, сюжетная линия не нащупывалась. Чего ж копья ломать? На место муфтия пришел силовик - можно признать логику процесса и пока (до следующего взрыва с применением гексогена) успокоиться.

Возвращаясь к самолетам. Помнится, сразу после 11 сентября социологические службы проводили у нас опросы по поводу американской трагедии, из которых понятно стало, что россияне приняли заморскую беду не очень-то близко к сердцу. Самый распространенный ответ (более 50% респондентов) был таков: "Людей, конечно, жалко, но Америка сама виновата".

Этот бумеранг уже несколько раз возвращался к нам, и хочется спросить тех же людей: а виновата ли в происшедшем Россия? Россия как государство и Россия как общество?

Нетрудно догадаться, каким будет возмущенный ответ большинства, но кое-что по этому поводу я все-таки скажу.

Начну опять же с вопроса: почему взрывы в Москве, Буйнакске и Волгодонске осенью 1999 года, несмотря на множество жертв, так и не стали событием, равноценным по масштабу и уровню символичности атаке на Нью-Йорк или драме с заложниками "Норд-Оста"? Почему они оставили, прямо скажем, не слишком глубокий шрам в национальном сознании?

Один из возможных ответов таков: боль и шок после этих взрывов были довольно быстро компенсированы - федеральные войска вновь вошли в Чечню, относительно быстро разгромили главные силы боевиков и установили контроль над всей территорией мятежной республики. Жертвы были как бы отомщены.

А дальше стало происходить нечто странное: чем дальше, тем меньше людей стали волновать сообщения из Чечни, да и телевидение уделяло им месяц за месяцем все меньше и меньше внимания. Среди сводок с полей сражений преобладали победные, генералы вели себя все увереннее и увереннее, сам Путин много раз говорил, что военная операция в Чечне завершена и пора выводить оттуда войска. А тут еще начался кое-какой промышленный рост, страна стала выкарабкиваться из экономического кризиса, людям стали платить зарплаты и пенсии. И обнадеженный подвижками к лучшему народ как-то очень быстро и безболезненно дистанцировался от того, что происходило в Чечне. Тамошняя война как бы локализовалась - не только географически, но и, самое главное, в восприятии большинства людей она отдалилась на совсем уж безопасное расстояние. Слышать ежедневно то о взрывах, то о нападениях на блокпосты неприятно, хочется эту раздражающую информацию в сознание не впускать, да и в конце концов, как уверяет начальство, процесс теперь полностью под контролем и не за горами полная и окончательная победа.

Словом, страна вела нешуточную, с очень большим напряжением сил войну, а большинство населения из нее как бы позволило себе выйти (ну, раз там, как уверяет начальство, дела идут все лучше и лучше).

Но так, к сожалению, не бывает: страна не может одновременно и вести, и не вести войну. Нельзя, кроме того, считать здоровой страну, на одной из территорий которой нет ни закона, ни права, а только произвол. Метастазы далекой вроде бы опухоли, если ее не лечат или лечат неправильно, совершенно неизбежны. Рано или поздно далекая война, о которой большинство перестало думать и заботу о которой переложило на плечи исключительно начальства, должна была приблизиться. Что случалось уже не раз. Между тем здесь давно уже никто не чувствует себя "на войне как на войне", откуда и расслабленность правоохранительных органов, и сила шока, который поразил большинство. Трагедия, разразившаяся в эти дни, - отнюдь не лишнее напоминание о том, что война, которую ведет страна, касается (в любой момент может коснуться) каждого. И потому каждому не мешало бы относиться к ней со всей ответственностью, какой вообще требует такая серьезная и суровая штука, как война.

Но параллельно шел ведь и великий праздник - Олимпиада, которую мы сначала проигрывали, а потом стали понемножку выигрывать, и если бы она не закончилась так быстро, наша команда набрала бы еще больше медалей (так, во всяком случае, комментировали происходящее в новостях). А кто-то наверняка сказал, что совокупное количество медалей, полученных спортсменами стран СНГ (то есть бывшего СССР), больше, чем получили спортсмены США и Китая. Лишний повод поностальгировать по большому советскому спорту и его организации. Ну, не знаю. Я вот не болел ни за казахских, ни за украинских спортсменов: уже привык, что Советского Союза нет, и вряд ли он возродится из пепла, как птица Феникс (кто-нибудь помнит, что были болгарские сигареты с таким названием?).

Однако президенты Путин и Кучма встречались в Бочаровом ручье под Сочи на предмет единого экономического пространства, и Россия опять подарила Украине сколько-то там миллионов долларов за несколько подписей под договорами, которые то ли будут, то ли не будут действовать после президентских выборов на Украине (ну шовинист я и не могу писать "в Украине"). Москва ставит на Януковича, и федеральные телеканалы - вот странная штука - крутили чуть ли не предвыборные его ролики, замаскированные под рекламу развлекательной передачи с его участием. Грубо, господа.

Странная, словом, неделя: компот, сваренный из трагедий и праздников. Единственное, что обнадеживает, - не просматривается "конца истории", который напророчил когда-то американский философ Френсис Фукуяма. История продолжается.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Александр Агеев, Олимпиада и Империя /24.08/
Путин вроде бы решительно не похож на генсека-бровеносца: ордена и звезды себе на грудь не вешает, правильные фразы говорит без усилия и бумажки, да и не показывали в советские годы по ТВ, как Брежнев принимает Андропова или Суслова. Но посмотришь несколько "кабинетных" сюжетов, и слышится отчетливый запах совка.
Александр Агеев, Гамбургер /17.08/
Когда потребляешь новости последних недель, появляется ощущение, что мир переживает эпоху второй молодости: оковы рациональности пали, и дальше начинается первобытный лес с лешими, драконами и прочими сказочными чудесами.
Александр Агеев, Августовские пушки /10.08/
Бесконечные взрывы метана в шахтах по всему пространству бывшего СССР, сопряженные с гибелью десятков шахтеров, покруче, чем то, что произошло на днях в Японии. Однако над атомной энергетикой еще висит полог мистики и тайны, а угольные шахты - дело почти уже житейское, привычное.
Александр Агеев, Террор /03.08/
Первым делом сообщают о денежной компенсации, а потом роскошно показывают похороны погибших, в чем есть чисто сценарная погрешность. Человек погиб неизвестно за что, случайно, тут о Судьбе и Роке надо думать, но несется пафос: погиб, дескать, защищая Отчизну.
Александр Агеев, Случай НТВ /16.07/
Я не сильно большой поклонник CNN, Теда Тернера и всей этой безумно затратной схемы добывания новостей каждую минуту: я почему-то думаю, что человек каждую свою минуту может потратить более "жизнеустроительно", чем советуют ему популярные телеканалы. Но нельзя лишать его права выбора.
предыдущая в начало следующая
Александр Агеев
Александр
АГЕЕВ
agius@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Медиа: Россия' на Subscribe.ru