Русский Журнал / Обзоры / Сеть
www.russ.ru/culture/network/20040209.html

Программа против современности
Миша Вербицкий

Дата публикации:  9 Февраля 2004

Современность состоит в последовательной и неуклонной замене творческих аспектов бытия на механические.

Есть такое компьютерное хобби - ретрокомпьютинг: писание программ для компьютеров музейной древности либо интерпретаторов для таких программ.

Искусство программирования за прошедшие с музейных времен десятилетия изменило форму. Из демиурга, контролировавшего все аспекты компьютера, программист превратился в автора интерфейсных блоков между и около библиотечного пакета. Произошедшие изменения сродни тому, что постигло одухотворенного средневекового артизана, делавшего например бочки - его наследник стоит с идиотским видом у конвейера и однообразным движением наливает в форму пластмассовый раствор.

Ретрокомпьютинг - восстание против этого некрасивого положения вещей, попытка вернуться от конвейера к полумраку средневековой мастерской.

Но этим его значение не ограничивается. Все функции, необходимые пользователю, можно реализовать на компьютере, который стоит не дороже магнитофона или утюга; социальные последствия осознания этого факта гораздо важнее, чем вечный спор сторонников разных платформ.

Основная проблема современного мира - односторонние коммуникации. Всякая сволота сидит по всяким телестанциям, издательствам и журналам и транслирует за деньги всякую гадость; а население покорно эту гадость жрет. В результате и те и другие становятся идиотами, неспособными к коммуникации ни в какой форме, кроме как с одного из концов микрофона, из которого несется отвратительная бессмыслица.

Если в системе информация распространяется только в одном направлении, это примерно то же самое как если в системе не распространяется информация вовсе. Страдают в равной степени привилегированные (которым приходится транслировать идиотскую бредятину для воображаемых идиотов, в результате чего граждане журналисты становятся примерно такими же глупыми, как их воображаемая целевая аудитория) и непривилегированные (которым под напором идиотского промывания мозгов приходится таки превращаться в идиотов; ибо поле коммуникаций целиком заполняется знаками, оскорбляющими интеллект).

Ориентация публичного сообщения на идиота ни для кого не секрет. Масс-медиа бравируют собственным идиотизмом - я уверен, что автор рекламного клипа "Галина бланка, буль-буль, буль-буль.Галина бланка, буль-буль, буль-буль" смеялся над своей продукцией ничуть не меньше ее многочисленных критиков. Идиотизм масс-медиа достигает тотальности - шоу Фоменко с раздеванием за деньги сменяется шоу Нагиева о лесбийском инцесте и скотоложестве среди московского среднего класса (и мать и дочь и собака доберман набраны с одного курса театрального училища и откровенно скучают от однообразного и идиотского сценария, который давно никого не шокирует и даже не веселит); а вслед за этим идет парламентская передача, где депутат демонстрирует движения карате, с помощью которых желает разделаться с другим депутатом; другого депутата, уже получившего по морде ботинком от первого депутата, оттаскивают.

Тотальность "идиотского текста" в медиа обеспечивается двумя вещами: несравненной медийной выигрышностью идиотизма (идиотская реклама запоминается лучше любой прочей, идиотские телешоу - самые рейтинговые, а за президента с IQ меньше 40 готовы голосовать 80% электората) и усугубляющейся толерантностью населения к идиотизму. Язык коммуникаций составляется из знаков, подчерпнутых у медиа - мало-помалу, идиотская реклама и идиотские ситуации внедряются в коллективное сознание в качестве нормы. В результате население превращается в коллективного идиота, а масс-медиа вынуждены выбирать все более и более идиотские ситуации и знаки. Неизвестно, в каком кругу идиотского ада эта спираль заканчивается; но движение по ней идет исключительно в одном направлении - вниз. В страну, где счастливые телепузики с кроликами поют песни про галину бланку, буль-буль, буль-буль, и не видят в этом ничего из ряду вон выходящего; а очередной лопоухий и пучеглазый отпрыск династии американских президентов грозит ядерной бомбой стране, название которой он не может ни написать, ни произнести.

Масс-медиа - это основная опасность для человечества; опасность куда более серьезная, чем СПИД, атомное оружие и терроризм, вместе взятые. Опасность особенно серьезная потому, что никакого решения проблемы (кроме еженедельных бомбовых ударов по Останкинской телебашне и другим источникам медийного сигнала) нет.

Интернет, в теории, мог бы эту ситуацию исправить, путем замены СМИ на систему равноправных коммуникаций. Вместо смотрения новостей каждый будет читать свою френд-ленту в Livejournal; а вместо смотрения мыльной оперы... Правильно! Читать ленту Livejournal.

Но власть СМИ не в том, что все смотрят ящик; масс-медиа властны и над тем, кто не смотрит ящик - масс-медиа конструируют знаки языка, используемого для коммуникаций. И если язык идиотский, то осмысленная коммуникация становится совершенно невозможной. Если ваш алфавит состоит из слов "Галина бланка", и "буль-буль, буль-буль", что вы сможете сказать? Вряд ли чего-нибудь, кроме "Галина бланка, буль-буль, буль-буль". Осмысленная коммуникация в сообществе возможна только при условии изоляции сообщества от масс-медиа.

Поэтому необходимо, чтобы Интернет был У КАЖДОГО. То есть примерно как сейчас радио и телевизор.

Это в принципе легко осуществимо уже сейчас - компьютер, способный поддержать TCP/IP и небольшой браузер, стоит 40 баксов без монитора и 70 с монитором. Большинству людей, которые тратят по $1500 на ящик, ничего другого и не надо, и они могли бы обойтись ста баксами, получив продукт гораздо более качественный (ибо менее глючный).

Проблема в том, что распространение устарелых компьютеров поставит жирный крест на прибылях торговцев софтом и железом; и те сопротивляются этому как могут.

В основном, путем писания отвратительно раздувшихся новых и новых версий операционных систем и пакетов, каждая из которых хуже предыдущей; и переделывания всех стандартов под такие, которые гораздо хуже и требуют чудовищных компьютерных ресурсов.

Дальше действует сетевой маркетинг - если твой начальник перешел на четырнадцатую версию эмэсворда, несовместимую со всеми предыдущими, тебе ничего не остается кроме как сделать апгрэйд.

Все эти вещи чрезвычайно вредны. Даже если новый софт лучше старого (что возможно, по крайней мере теоретически), его использование неэтично, ибо поощряет отвратительную практику написания новых программ. Если бы этот процесс удалось в какой-то момент прекратить, население было бы ближе к тотальной компьютеризации, с доступом в Интернет, и свободно от диктатуры масс-медиа, идиотов, политиков, сторонников рыночной экономики, шоу Окна и Галина бланка, буль-буль, буль-буль Галина бланка, буль-буль, буль-буль.

Софтверные гиганты, масс-медиа, политика, рыночная экономика, демократия - суть части одного отвратительного спрута, имя которому Современность; спрута, который уничтожит человечество, либо будет уничтожен.

С точки зрения сволочей, которые выступают от имени софтверного гиганта, ситуация выглядит совершенно иначе. Очередная версия и без того безобразно раздувшегося программного пакета имеет дополнительные возможности по сравнению со своим предшественником. Этими возможностями будет пользоваться один пользователь на сто тысяч; но каждому пользователю нужно что-то свое - а софтверный гигант получает деньги от каждого. Хорошим примером этого является стандарт Юникод, состоящий из всех таблиц шрифтов, зарегистрированный Международной Организацией по Стандартам. Трудно себе представить человека, которому понадобятся все шрифты без исключения; но это и не нужно - стандарт сочиняется не для кого-то конкретно, а для того, чтобы продать максимально разбухший программный продукт максимальному количеству платежеспособных гадов.

Разумеется, этот стандарт получился тотально непригодным для работы с большим числом языков (коммерческие гиганты не для того создавали Юникод, чтобы им пользовались японцы, китайцы и другие неразвитые народы, а для того, чтобы навязать всем остальным очередной и совершенно ненужный апгрэйд). Но даже если бы каким-то чудом этот стандарт оказался бы пригоден, пользоваться им все равно не следовало бы; по этическим соображениям. Человечество нуждается не в сложных стандартах, а в дешевых и простых компьютерах.

Компьютер должен быть простым и дешевым, как утюг или кофеварка; а компьютерная грамота - всеобщей, общедоступной, обязательной, как арифметика и чистописание.

В том числе и программирование.

...Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть людям до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять.

Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга.

- Дао Дэ Цзин