Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Сеть < Вы здесь
Новости онлайн: конец монолога
Заключительная глава книги "Цифровые новости: новые методы онлайновой прессы"

Дата публикации:  1 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новости - культурно обусловленная категория. Это доказано исследовательскими работами, которые велись в двух традиционных направлениях. Первое из них - социальная история прессы - выявило институционные и технологические факторы, которые определяли понятие "новости" в последние 200 лет.

Майкл Шадсон ("Открытие новостей" - "Discovering the News ", 1978) рассмотрел институционные трансформации, связанные с возникновением в США новостей в современном смысле этого слова и указал, что это понятие родилось в грошовых газетах 1830-х гг. в ответ на рост демократических свобод и рыночной экономики, а также в ответ на устремления среднего класса. По Шадсону, эти газеты "стали отражать не жизнь элиты крохотного торгового общества, а деятельность городского, все более разнообразного среднего класса, занятого в торговле, на транспорте и в промышленности". Менахем Блондхейм ("Новости по проводам" - "News over the Wires", 1994) подчеркнул роль технологических изменений и указал, что изобретение телеграфа решающим образом повлияло на эволюцию новостей во второй половине XIX века. "Телеграф, ускорив доставку новостей и обеспечив возможность их непрерывной передачи, разбил сообщения о развитии новостных сюжетов на мелкие и дробные сегменты. Он также расширил горизонты и масштаб новостей. Отныне новостями, которые привлекают внимание публики и рождают интерес к развитию и завершению сюжета, стали считаться не одни лишь локальные события, но и вести всей страны".

Второе направление исследований - этнография создания новостей - выявила локальные особенности, влияющие на освещение текущих событий. Основной предпосылкой этого направления исследований стала мысль о том, что новости не обладают никакими имманентными признаками. Как выразился Уолтер Гибер (1964), новости - "это то, что объявляют таковыми газетчики".

Джеймс У. Кэри ("Читая новости" - "Reading the News", 1986) подвел итог главному вкладу исследований, заявив, что новости - это вовсе не "некий прямой и беглый очерк картины мира. Новости отражают, с одной стороны, организационные ограничения журналистской работы [и], с другой стороны, литературные формы и повествовательные механизмы, которыми, как правило, пользуются журналисты, чтобы совладать с ошеломляющим потоком событий". В этом разделе я буду придерживаться допущения, что новостями в онлайновой среде является все то, что считают таковым люди, причастные к производству новостей.

Я не включаю в традиционное определение ньюсмейкеров и новостных продуктов некоторых участников процесса (таких, как посетители форума отдела технологий в "Нью-Йорк Таймс") и соответствующий контент (скажем, публикации некоммерческих организаций в Community Connection газеты New Jersey Online). Но, рассматривая возможные реконструкции акта творения онлайновых новостей, хочу подчеркнуть значение механизма "следования за акторами" (Бруно Латур, 1987).

Имеются по меньшей мере два пункта, отличающие производство новостей новыми СМИ от типичного процесса в традиционных печатных и электронных СМИ. В формировании онлайновых новостей участвуют более многочисленные и разнообразные группы авторов, и этот фактор ставит на первое место координацию полезной активности этих групп. Многочисленность авторов, в свою очередь, влияет на контент и форму онлайн-новостей. Новости, прежде ориентированные в основном на журналиста, поданные в форме монолога и носящие в первую очередь местный характер, постепенно лишаются этих признаков. Отныне они все больше ориентируются на аудиторию, становятся частью многосторонних обсуждений, и это придает им микро-локальный характер.

Группы и акторы, включившиеся в производство новостей и впрямую влияющие на этот процесс, куда более разнообразны, чем это обычно учитывается исследованиями газетной, теле- и радиожурналистики. Такие исследования, как правило, фокусируются на работе редакторов и репортеров. Отталкиваясь от анализа, проведенного в предыдущих главах, будет разумным предположить, что в производстве новостей новыми СМИ участвуют по меньшей мере четыре дополнительные группы игроков.

Первое. В онлайновых версиях традиционных СМИ содержание новостей, личность их автора и момент их выхода зависят не от одной, а от двух редакций - онлайновой и традиционной, а также от их взаимодействия.

Второе. На состав новостей, на отбор сюжетов и распределение бюджетных средств в большей степени, нежели в бумажных газетах, оказывают влияние рекламный и маркетинговый отделы. Это ведет к углублению так называемой "рыночно-ориентированной журналистики" (Мак-Манус, 1984) - тенденции, растущей в американских СМИ с 1980-х гг.

Третье. На способы подачи новостей начинают влиять технический персонал и дизайнеры, - начиная с использования мультимедийных и интерактивных инструментов и кончая распространением представления о визуальном интерфейсе как составной части нарратива.

И четвертое. Озвучивая свои мнения в форумах, чатах и публикациях новых СМИ и связывая гиперссылками эти веб-страницы с другими сайтами - от личных веблогов до домашних страничек групп активистов, - пользователи начинают сами определять, какие сюжеты достойны включения в новости, кто их должен комментировать и как они должны быть поданы.

Такое расширение акторов, определяющих состав новостей в онлайновой среде, приводит к изменению представлений о сущности производства новостей.

В исследовании об истолковании искусства Говард Беккер ("Художественные миры" - "Art Worlds", 1982) вводит понятие "художественной нации", подразумевающее "всех людей, чья деятельность необходима для создания типов произведений, которые в нашем, а возможно, и в других мирах, определяются как искусство". Как искусство не является созданием одних только художников, так и новости в онлайновой среде могут оказаться вовсе не тем, что, перефразируя Гибера, "объявляют таковым газетчики". Их, эти новости, скорей можно определить как порождения "новостных миров". Состав конкретного новостного мира и виды связей, соединяющих соответствующие группы акторов, будут меняться в зависимости от того, какие события считаются в данный момент достойными освещения, кто сообщает о них и с помощью каких средств коммуникации. Понятия "мира" и "новостей", как и в случае с художественными мирами, "многозначны, так как работа, взятая в качестве отправной точки исследования, может быть продуктом взаимодействия различных сетей и подпадать под различные определения" (Беккер, 1982).

Но если рассматривать онлайновые новости как порождения сложных и динамичных миров, вполне резонным будет усомниться в коренных, априорных понятиях: что считать новостями и кто такие ньюсмейкеры, - в понятиях, по большей части введенных для постижения сути печатных и электронных СМИ.

Эта первая трансформация ведет нас дальше, к следующей: при создании новостей усиливается значение координации множества этих групп. Новости отныне порождаются не только взаимодействием между репортерами с их источниками и отношениями репортеров и редакторов. Онлайновые новости находятся под огромным влиянием взаимоотношений иных групп, которыми прирастает население новостного мира. В результате на первое место выходит работа по координации задач, целей и ценностей групп, участвующих в производство новостей. Такая координация усложняет традиционное понимание процесса производства новостей. Ведь традиция подразумевает, что в "делании новостей" участвует одна лишь редакция, и та же традиция берет во внимание одни лишь рабочие взаимоотношения представителей журналистской профессии. <┘>

Эти перемены по мере миграции новостей в онлайновую среду воздействуют по меньшей мере трояким образом. Прежде всего, новости теперь ориентируются не на журналиста, а на пользователя. Вспомним, что еще в 1973 году Леон Сигал ("Репортеры и чиновники: организация и политика ньюсмейкерства" - "Reporters and Officials: The Organization and Politics of Newsmaking", 1973) писал: "Новости - это продукт консенсуса: аудитория газет, реагируя на новости, активно влияет на их контент. Но воздействие среднего читателя на выработку консенсуса все еще ничтожно". В противоположность этому, в онлайновой среде прямое влияние пользователей на новостной контент весьма заметно - от качественного скачка в интенсивности общения с журналистами (по электронной почте) до выражения собственных взглядов на новостные сюжеты на форумах изданий и, наконец, до публикации собственных заметок в онлайновой периодике.

Все идет к тому, что ориентация онлайновых новостей на пользователя углубляет движение "гражданского" или "общественного" журнализма, которое отстаивает право граждан участвовать в редакционных процессах и в публикации "всего, о чем хотят знать граждане" (Артур Чарити, "Создавая общественную журналистику" - "Doing Public Journalism", 1995). Более того, растущее влияние маркетингового и рекламного персонала, чувствительного к предпочтениям и желаниям потребителей, в свою очередь может прямо или косвенно усилить тяготение пользователя к онлайновым новостям. А общим итогом может стать расширение тематики предлагаемых сайтом новостей - и собственно освещения событий, и оценки перспектив их развития.

Во-вторых, онлайновые новости перестают быть однонаправленным монологом, допускающим лишь негромкий отклик читателей в форме писем к редактору. Судя по всему, эти однонаправленные высказывания становятся частью широкого диалога. Это означает, что онлайновое освещение события (как правило, но не обязательно, вызывающего всеобщий интерес) отныне включает в себя множество голосов, явно и неявно взаимодействующих друг с другом. А это, в свою очередь, обращает новостной сюжет в предмет дискуссии, ведущейся либо прямо - как конфликт мнений, - либо косвенно - как множественность точек зрения.

Диалоговое представление новостей возможно, когда журналист хорошо знает точку зрения своей аудитории. В какой-то мере новости в форме диалога - результат того, что представители аудитории все чаще становятся авторами контента новых СМИ, публикуемого как в традиционных новостных источниках, вроде онлайновой периодики, так и в нетрадиционных - в личных веблогах. Безотносительно того, причисляют ли сегодняшние журналисты к "новостям" контент такого рода, наши исследования дают достаточно оснований полагать, что он становится все более притягательным для аудитории новых СМИ. Значение, придаваемое в форумах раздела технологий в "The New-York Times" электронным письмам читателей, перепалки между персоналом и безбилетниками на борту "Виртуального навигатора" в HoustonChronicle.com и сайты некоммерческих организаций в рубрике Community Connection газеты New Jersey Online - это окна, позволяющие видеть динамичность и ценность новостей, представленных как продолжающийся диалог.

В-третьих, онлайновые новости обладают микро-локальной направленностью и сфокусированы на контенте, который интересует небольшие сообщества пользователей, объединенных общими интересами либо географически - либо обоими этими факторами, - точно так же, как печатные и электронные СМИ делают упор на местных и национальных новостях. Наглядный пример такой микро-локальной направленности вроде Community Connection показывает, что онлайновые новости могут включать специализированный, утилитарный контент, отличный от усредненного содержания большинства СМИ. К тому же микро-локализация онлайновых новостей на географическом уровне углубляет тенденцию к так называемому "зонированию", то есть изданию специализированных выпусков для района, в котором они распространяются, к чему с 1970-х гг. перешли многие центральные ежедневные газеты в ответ на расползание их аудитории по пригородам.

Новости, важные для микро-локальной аудитории - от школьных спортивных состязаний до деятельности узкоспециализированных некоммерческих организаций, - редко освещаются в традиционных СМИ и даже на страницах местных выпусков бумажных газет. В свете экономики интернет-коммуникаций и растущей роли пользователей в динамике новостных миров микро-локальный контент может занять важное место в онлайновых новостях, когда более широкие слои населения получат доступ к Интернету и познакомятся с медиа-культурой совместного производства контента.

В завершение я хотел бы вернуться к первому дню своего исследования в 1997 г. После почти двухчасового разговора о газетах, вебе и "Виртуальном навигаторе" Дэвид Гэллоуэй - в то время контент-продюсер "Виртуального навигатора" - произнес слова, которые я вспоминаю до сих пор: "В бумажной журналистике┘ мы стремились выйти на улицу, изведать приключения, а затем вернуться и изложить их на листе бумаги. Мы не замечали движений и не слышали никаких звуков, кроме тех, которые можно было превратить в печатный продукт. Думаю, что "Виртуальный навигатор" заставил нас обратить зрение и слух к той форме журналистики, которая рабам печати была просто не нужна".

Слова Гэллоуэя содержат две мысли, вскрывающие самую суть историй, приведенных мной в этой книге. Во-первых, погоня печатной периодики за безбумажными техниками распространения - не просто техническое изменение, но фундаментальная культурная трансформация. Эта трансформация связана не только с материальной культурой и информационной инфраструктурой, обеспечивающей сбор, обработку и распространение новостей, - она затронула редакторский и журналистский труд. <┘> В книге Гэллоуэя то и дело всплывают проблемы идентичности периодики, вторгающейся на небумажные территории, - например, на той странице, где издатель "The New-York Times" Артур Сульцбергер-младший, выступая в Гарвардском университете на конференции Фонда Нимана в 1995 г., рассуждал о проблемах идентичности этой газеты при ее переходе от бумажных к онлайновым изданиям.

Вторая тема, поднятая Гэллоуэем, раскрывает смысл этой культурной трансформации применительно к печати.

На протяжении всей своей книги я спорю с популярной байкой о смерти печати в новых медийных пространствах. Мой анализ показывает, что американские ежедневные газеты часто пытались воспроизвести стандарты бумажного издания в своих небумажных проектах. При этом созданная газета сохраняла связи со своей бумажной предшественницей, но качественно отличалась от нее материальной инфраструктурой, редакционной практикой и технологией производства новостей.

Печать выжила в онлайновой среде. Парадоксально, но именно это привело к созданию новых СМИ, разительно отличающихся от старых. В момент написания этой книги все еще нет ответа на вопрос - что станет итогом процесса, в ходе которого попытка сохранить старое породила спонтанные новшества? Именно поэтому так важно понимание его динамики - для того, чтобы уловить ощущение случайности и неопределенности, которое станет еще более смутным, когда осядет пыль, и для того, чтобы пытаться направить эволюцию прессы в желаемое русло.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 172 /24.02/
Нашествие городских легенд, полигамия в веб-поиске, русская "Хайкумена", RIAA обвинили в рэкете, "все мы - идиоты": комментарий к утечке из Microsoft, их и наши нравы.
Сет Шон (Seth Schoen), Код DECSS в хайку /23.02/
Компьютерная программа - это, прежде всего, литературное произведение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что запрещенный к распространению код для взлома DVD оказалось возможным изложить в форме старинных японских трехстиший.
Ксения Лученко, Беседа с диаконом Андреем Кураевым /22.02/
"Интернет нужен Церкви как средство нашего собственного воспитания. Интернет - это замечательная форма аскетического взросления".
Виктор Захарченко, МАИ: разбор неофициальных полетов /22.02/
О буднях одного из самых популярных студенческих сайтов России рассказывают его создатели Антон Петров и Георгий Суворов.
Евгений Горный, Фрактальный исследователь /18.02/
Интервью с создателем программы Fractal Explorer Артуром Сиротинским и тезисы о музыке, состояниях и формулах.
предыдущая в начало следующая
Пабло Бочковски (Pablo Boczkowski)
Пабло Бочковски
(PABLO BOCZKOWSKI)
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сеть' на Subscribe.ru