Русский Журнал / Обзоры / Сеть
www.russ.ru/culture/network/20040316_copyright.html

Авто®©кое право: 6 вопросов, 17 точек зрения
Роман Лейбов

Дата публикации:  22 Марта 2004

... а когда нас попытались заставить централизованно выкладывать в сеть конспекты всех наших курсов, мы написали по начальству телегу, где обосновывали отказ, конечно, не тем, что ленивые студенты совсем перестанут на лекции ходить, и даже не тем, что в нашем рабочем договоре такого пункта нет, а тем, что это нарушит наши Авторские Права. Что самое смешное - проканало <...> Кстати, скачала недостающие пьесы из саундтрека к "Улыбке Моны Лизы".
(Из частного письма)

Авторское право - что-то вроде "виагры": все о нем говорят, но никто не видал. Я решил задать шесть вопросов об авторском праве людям, так или иначе сталкивающимся с ним.

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?
2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?
3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?
4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?
5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?
6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

На эти вопросы отвечают М.Вербицкий, Д.Вернер, А.Вишня, А.Гезенцвей, А.Глушенков, Е.Горный, Д.Горчев, А.Левенчук, Б.Львин, Д.Манин, А.Носик, Е.Пескин, Д.Савицкий, В.Семенов, С.Солоух, Б.Стругацкий, М.Якубов.

Михаил Вербицкий (imperium.lenin.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С "правами человека", "правозащитниками", "курсом реформ" и лично Джорджем Соросом. И чудесным словом usura, из "Кантов" Паунда:

Usura rusteth the chisel 
 It rusteth the craft and the craftsman 
 It gnaweth the thread in the loom 
 None learneth to weave gold in her pattern; 
 Azure hath a canker by usura; cramoisi is unbroidered 
 Emerald findeth no Memling 

 Usura slayeth the child in the womb 
 It stayeth the young man's courting 
 It hath brought palsey to bed, lyeth 
 between the young bride and her bridegroom 

 CONTRA NATURAM 

 They have brought whores for Eleusis 
 Corpses are set to banquet 

 at behest of usura. 
	 (Canto XLV)

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

В Америке победит правообладатель. В "третьем мире" победит бюрократ, который будет стричь и тех, и тех, но реально там не будет ни авторских прав, ни свободного доступа к контенту. В Европе может быть одна из трех вещей - Европа рухнет под тяжестью евро и бюрократии и превратится в третий мир; Европа рухнет под тяжестью евро и бюрократии и превратится в большой Макдональдс, с тотальным диктатом правообладателя; Европа ассимилирует в себе советскую систему и станет социалистическим плановым монстром наподобие СССР. В случае осуществления третьего сценария вполне реальна отмена имущественных авторских прав в пользу всеобщего доступа.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Они и сейчас не выполняются. Вообще есть ровно один способ добиться выполнения законов об авторских правах - вмонтировать каждому чип контроля над поведением. К этому все и идет.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Отменить к чертовой матери. Распределять гос-средства на поддержку контента через государственную контору, как это делается в науке например.
Метод далеко не идеальный (наука есть вообще одно большое злопупотребление, по себе знаю). Но в части экономии общественных ресурсов самый лучший кажется - содержать армию ментов и адвокатов куда как накладнее.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Виндовс вот ставил людям. Чувствовал себя омерзительно, все-таки трудно придумать чего-нибудь гаже, чем.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Постоянно нарушают. Вот например продукцию лэйбла Ур-Реалист в Интернет выкладывают, против желания артиста.
Чувствовал удовлетворение. Фигли, в самом деле, жадничать.
Когда они ту же самую продукцию сбывают на пиратских кассетах, особенной радости я не ощущаю, хотя и бороться с этой публикой желания нет, пусть уж.

Дмитрий Вернер (www.anekdot.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С утверждением "автор всегда прав". В интернете это сводится к простому правилу - автор текста (картинки, фотографии, музыки, мультфильма, видеоклипа и т.д.) имеет право потребовать поставить имя, ссылку или вообще убрать свое произведение с чужого сайта. Я не верю в эффективность судебных преследований во всемирной сети, но я верю в репутации. Хозяин сайта, не выполняющий воли автора, репутацию свою безнадежно утрачивает.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Тут интересно развитие процесса. Интернет еще очень молод, и какое-то время "офф-лайн" относился к нему как к параллельному миру, откуда можно грести большой совковой лопатой. А сейчас уже всем, в общем-то, ясно, что мир един.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Право автора на свое имя для меня несомненно. Интернет в этом смысле играет только в пользу авторов, потому что в интернете гораздо проще восстановить время появления и имя создателя. Если, конечно, автор озаботился тем, чтобы разместить свое произведение там, где сохраняется полный архив.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Неоднократно - мне на сайт довольно часто присылают ворованные продукты. Но как только подлинный автор заявляет свои права и приводит доказательство своего авторства - я тут же ставлю его имя и требуемые им ссылки. За восемь с половиной лет всего пару раз снимал тексты по требованию авторов.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Права присылающих свои тексты на анекдот.ру авторов нарушаются ежедневно. Любая хорошая история расходится по десяткам, а то и сотням сайтов в интернете, перепечатывается газетами и журналами, пересказывается юмористами по телевизору. Но времена, когда интернет действительно был особым параллельным миром, уже в прошлом. И те, кто беззастенчиво пользуются чужим творчеством, выглядят весьма неприглядно.
Они не понимают, что все тайное становится явным. Например, у Михаила Задорнова три четверти репертуара состоит из материалов сайта "Анекдоты из России". А ведь посещаемость сайта - более полумиллиона человек в месяц, и это не какие-то особые люди, а те же самые, что смотрят телевизор, ходят на концерты. Вот недавний пример - опубликованная в "Московском Комсомольце" история от имени Михаила Задорнова, вместе с приглашением посетить его концерты в Государственном Кремлевском дворце. Списана с точностью до запятых с трехлетней давности истории с анекдот.ру. И вот комментарий настоящего автора в "Книге жалоб и предложений":

Приятно сознавать, что у меня беззастенчиво с3.14здил
историю сам Михаил Задорнов. Про Московский Комсомолец 
ничего не могу сказать - я свою историю никаким копирайтом не 
защищал, и они имеют полное право ее публиковать где угодно. 
Но Задорнов... У него что, сюжеты кончились, и он начал рыскать 
по интернету? :-))
Моя фамилия не Карпов, а Бродский, и я ничего никогда не рассказывал 
Задорнову, поскольку никогда с ним не встречался. Так что мою историю 
действительно украли. Однако мне это только льстит. Если Задорнов 
лично мне напишет и предложит за эту историю символический 
авторский гонорар, я не откажусь. То же самое могу сказать в отношении МК.
А Вам - персональное спасибо за такое приятное сообщение. 
...
Чтобы окончательно развеять всяческие сомнения, официально 
заявляю: я - автор и главный герой истории про туркменского 
пограничника. История впервые появилась именно на анекдот.ру 
(я ее лично сюда отослал). На других сайтах она появилась позже 
(причем к этому я уже не имею никакого отношения - никуда, кроме как 
на анекдот.ру, я эту историю не отправлял).
Алекс Бродский. 

А к чему я это все цитирую? А вот именно к тому, что "у нас все ходы записаны".

Алексей Вишня (www.polittechno.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

В нормальной стране человек, написавший один шлягер, уже обеспечен на всю жизнь. 20% с каждой проданной копии получает автор. Это словосочетание у меня ассоциируется с зарплатой.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Информация должна быть свободной, а источник информации сытым. Это очень трудно совместить в едином пространстве только на первый взгляд. Авторский налог нужно платить с продажи твердых копий.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Авторское право не должно передаваться по наследству, я уверен в этом, оно должно принадлежать государству, вырастившему автора и давшего ему образование. Тогда авторам не придется умирать в нищете, ибо государству будет это экономически не выгодно. А что касается вашего вопроса - по-моему ничего, так как носители культурной информации в массовом количестве получили распространение лишь в прошлом веке. Вообще - интересный вопрос.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Налоги нужно платить, что тут корректировать? Носители иформации должны продаваться с узаконенными отчислениями в авторское общество, содержат же чеки фискальную информацию - пусть кассовые аппараты в таких магазинах пробивают и авторские отчисления. Магазины продают копеечную пластмассу за счет интеллектуального контента, который должен быть оплачен. Всего один доллар с копии уже изменит ход истории нашей культуры, не сильно отяготив карман потребителя.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Закон позволяет не свидетельствовать против себя, но у меня 20 гигабайт скачано из интернета за много лет. Конечно это нехорошо. Я смотрю фильмы за 3$, пользуюсь "колотыми" программными продуктами... Конечно надо бы пойти и всем заплатить. С другой стороны, я скачал "Razamanaz", послушал пару раз, вспомнил детство и больше не слушал... А вот программы, на которых я зарабатываю деньги, у меня авторизованны.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Мне не жаль денег, которые я недополучил, потому что все проданные пиратами копии моих альбомов в конечном итоге были конвертированы в нечто большее. Люди хранят до сих пор мои виниловые пластинки и как я могу винить фирму "Мелодия" или кооператив "Гармония" за то, что они копировали мое твочество? Винить нужно государство, которое создало такие условия, при которых загинается культура, лишенная стимула к какому бы то ни было углублению. Когда под видом продажи пластмассы разворовывается интеллектуальная собственность, иссыхает сердце нации.

Александр Гезенцвей (www.za-granizza.org)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С расцветом Майкрософта (Гейтс отказался продать свои права IBM); историей фильма Фрэнка Капры "It's a Wonderful Life" (на него не продлили копирайт, и он отошел в public domain, его стали широко показывать по тв, после чего он стал любимым амер.фильмом), рядом эпизодов из "Андрея Рублева" (ослепление зодчих, и проч.).

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Сеть перестанет быть антагонистом автора, возникнет симбиоз, такой же, как между автором и издательством. Детали договора и расчета между сетью и автором мне трудно предугадать, но они могут строиться на предсказуемых принципах - скорее всего, на сопровождении загрузок дополнительным контентом (рекламой) и на роялти с каждой загрузки - аналогично гонорарам, пропорциональным бумажным тиражам.
Вот после затяжных боев форма срослась с содержанием. Но чем сеть не форма, а контент не содержание? - значит и они неминуемо срастутся. И автор контента станет сетью - и потреблять сеть будет равносильно употребить автора. Вот я пророчествую: авторское право войдет главой (если не мотивом) в лицензию на право пользования сетью, и лев ляжет с ягненком.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Трудно говорить о правах, компенсирующих═ появление Гутенбергова пресса. Еще труднее говорить о культуре вообще, потому что в одних культурах этот пресс никогда и не появлялся, в других принадлежал исключительно определенным классам, в третьих был доступен народу. Достаточно пофантазировать на тему, что было бы с русской культурой, если бы после 17-го года в полной мере поддерживалось авторское право нынешнего американского образца. Думаю, что и культура и общество были бы американского образца.
Позволю себе вообразить обратное - что было бы с нынешней культурой, если бы авторские права в ней остались на уровне 1 века н.э. Чисто феноменологически, мне кажется, что авторские права, права собственности и права личности связаны между собой. Таким образом, мы, вероятно, застыли бы в рабовладельческом строе, вечно наслаждаясь Гомерами и Боянами.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Я пас - здесь нужно детальное знание.
Одно только: сеть сейчас сводит автора и потребителя, как можно дальше устраняясь от участия в практическом осуществлении взаимных прав. Это должно измениться, сеть должна вобрать в себя обе стороны конфликта. Matrix will get you!

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Если речь идет о скачивании софта и копировании произведений, то я делаю это почти каждый божий день, игнорируя явный запрет. Я испытываю слабые угрызения совести и проклинаю искушение.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Ряд моих текстов был без спросу помещен на чужие серверы - чему я очень обрадовался. В Союзе у меня было несколько стычек с театрами, которые считали, что все мои снимки принадлежат им. Это не было нарушением, до него не доходило, просто отсутствовал навык существовать под знаком копирайта и оговаривать детали. Иногда я поддавался, иногда разрывал отношения. Несколько раз снимки, сделанные в одних целях (обложка) перепечатывались для других (плакат), что формально было бы нарушением, если бы представление об авторском праве было отчетливым и если было бы средство его защитить. Но в результате, это было только к лучшему, что совсем не стоит распространять на все случаи жизни.

Александр Глушенков (www.legalhelp.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С авторским правом ;-)). А если более серьезно, но всего лишь с одним из элементов правовой системы, с которой я работаю каждый день. В несколько ином понимании - это сложный комплекс договоренностей и условностей, по поводу того как делить доходы. И очень мало ассоциаций с непосредственно творческим процессом, в результате которого создаются шедевры культуры.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

На самом деле, данный конфликт не самый важный в культурной сфере. Обсуждая эту проблему чаще всего оперируют понятием авторского права, хотя от самих авторов этот конфликт очень далек. А суть этого в том, что крупные правообладатели (то есть далеко не те, кто своим трудом создает произведения) лишаются, как им кажется, части дохода. И вот ради дополнительных прибылей ведется вся эта дисскуссия о защите авторских прав, при этом, специально повторюсь, самого автора чаще всего уже и не спрашивают.
Сейчас, на мой взгляд, гораздо острее совершенно иной конфликт, а именно - авторов и правообладателей. В современную эпоху глобализации небольшая горстка крупных корпораций, а говоря иным языком - правообладателей, все чаще решает, какие произведения и каких авторов следует представлять публике. При этом молодым и талантливым авторам все сложнее и сложнее пробится через эшелонированную оборону "свободного рынка". А акулы капитализма решают, кого допустить на этот рынок, имея в виду одну простую мысль - на чем можно больше заработать.
Хорошим примером может послужить история с российской Таней Гроттер, которую не пустили на западный книжный рынок, боясь, что она составит конкуренцию Гарри Поттеру. В этом случае получилось, что судьбу художественного произведения стали решать не читатели, самостоятельно определяя, что является шедевром, а что не заслуживает внимания, а представители монстров-правообладателей, которые прикрывали свои низменные финансовые интересы высокими словами об авторском праве. Поэтому сейчас авторское право все больше и больше отворачивается от автора, и во многих случаях часто смешивают и путают разные понятия - права самого автора и права правообладателей (то есть тех, кто выкупил это у автора и потом перепродает). И частенько в публичных дискуссиях сетуют на то, что якобы "пираты" нарушают права бедных авторов, чьим тяжким трудом создаются произведения. Только следует иметь в виду, что подобные слова звучат чаще всего из уст, тех кто сам ничего не создает, а занимается перепродажей результатов чужого труда.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

А какие нынешние законы?! - российские? - американские? - китайские? а может быть, имеются в виду международные договоры по авторскому праву? и выполняются ли эти "нынешние" законы? И какое отношение имеет история культуры к попыткам власть имущих загнать всех в одно прокрустово ложе условностей. Ведь что такое закон?! Всего лишь попытка навязать определенные правила и поставить всех в одни жесткие рамки. Я думаю, что никакие законы не мешают гениальным людям создавать великолепнейшие произведения, которые являются историей культуры. Вряд ли бы на поэмы Гомера или сочинения Аристотеля повлияла та или иная концепция авторского законодательства. Памятники культуры стоят выше всех сиюминутных людских потребностей, политических страстей и понятий людей о законах. Законы принимаются и отменяются людьми исходя из насущных политических представлений и попыток удержать свою власть и доходы. А законы Хамурапи, свод двенадцати таблиц, Русская правда - эти своды нормативных актов сами по себе стали памятниками культуры.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Опять: что такое понятие "авторского права"?! - если способ творить - то это никогда не устареет, а если способ обогащения, то люди всегда будут стремиться к тому, чтобы изобрести новые способы относительно легального обогащения. Сам по себе творческий процесс изначально является бескорыстным. Автор шедевра думает в первую очередь о том, как поразить своим искусством публику, и лишь потом о гонораре... Тех, у кого на первом месте материальный вопрос, следует относить к категории ремесленников, а не творцов. И в истории культуры от них остается не там уж много упоминаний.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Опять придираюсь к формулировкам а что такое "соглашение об авторских правах" - если в данном случае это определенный договор между автором и издателем, то я не так много заключал авторских договоров. И уж если я заключал такой договор, то я его выполнял. И честно говоря никогда не приходило в голову нарушать свои же собственные договоренности, причем это касается не только обсуждаемой сферы. Если же рассматривать вопрос более широко - не о соглашениях, а вообще в рамках дискуссии о нарушении авторских прав, то практически все авторские конфликты возникают не из-за нарушений условий соглашений. Невыплата гонорара автору является нарушением авторского договора, а вот выпуск контрафактного издания - уже нарушение авторских прав. Поэтому все проблемы возникают из-за того, что кто-то хочет погреть руки за чужой счет.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Довольно странный вопрос для адвоката, ведущего дела по авторскому праву... У меня достаточно много практики по таким вопросам, и отвечая "как именно" это происходило можно написать не одну книгу. Если брать мой личный опыт как автора, то формально нарушения были. При этом обижался только на то, что не попытались спросить моего согласия на использование моих опубликованных статей, а такое согласие я даю всегда, причем совершенно бесплатно. Причем люди совершенно искренне не догадывались о том, что нарушают букву закона. Но, как сторонник мирных способов решения конфликтов, я всегда совершенно спокойно разрешал подобные проблемы.

Евгений Горный (www.zhurnal.ru/staff/gorny)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С Кока-колой и Уолтом Диснеем, с одной стороны, с "Голубым салом" - с другой. С понятием баланса между интересами бизнеса и общества, авторов и читателей, производителей и потребителей культурных ценностей. В теоретическом плане - с работами Барлоу, Лессига и Вайдхьянатана.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Проблема эта больше американская или "западная" в широком смысле, чем русская. У русских понятие частной собственности, тем более собственности нематериальной и, в особенности, цифровой, крайне размыто. "Чужое" для них, как правило, значит "ничье", а "ничье" значит "общее". "Несуны" и "варюшкины" - норма жизни, молчаливо принимаемая массами и пропагандируемая "экспертами". Копирайт в России, по крайней мере, в "рунете" - слово ругательное и ассоциирующееся больше с американцами (Голливуд, Майкрософт, РИАА), чем с реалиями внутренней жизни. Никакой "экономики идей" в России нет. Западному ломанию головы над проблемой "копирайта" в России соответствует принцип тотальной и беспроблемной "халявы".
"Халява" - частное проявление типа ментальности, который Питирим Сорокин называл псевдоидеациональным. Этот тип ментальности свойственен рабам; заключенным; чувственным людям в состоянии неизлечимой болезни; народам и индивидам, живущим в условиях материальных лишений и морального принуждения. Вопрос самоконтроля для них не актуален, поскольку они находятся под жестким контролем со стороны внешних сил. Их мировоззрение спутано; духовные интересы не дифференцированы от материальных; им присущи пассивность, фатализм и подчинение властям или "богу"; этические нормы сводятся к императивам "ловить момент" и "брать, что плохо лежит".
Кроме этого, существует критика сложившейся на Западе системы авторского права, которая исходит из того, что идеи и даже "информация" не могут являться объектом собственности - по крайней мере, в том смысле, какой прилагается к материальным объектам. Утверждение примата идеи над материей может рассматриваться в этом контексте как проявление борьбы между чувственной и идеационной парадигмами сознания и культуры. Я считаю, что в конечном счете, сдвиг в сторону от материализма к идеализму все-таки происходит, и это ведет к тому, что само понятие "правообладатель" применительно к информационным объектам утрачивает свой смысл. Однако, этот сдвиг сам по себе не произойдет; он предполагает активное участие, выражаемое в реальных делах тех, кто в нем заинтересован. И это не имеет никакого отношения к рабскому принципу "халявы".

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

На этот вопрос пусть академик Фоменко отвечает.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Понятие авторского права, как и все культурные артефакты, есть явление историческое, то есть изменяющееся. Направления этих изменений, возникающие при этом конфликты и возможные способы их разрешения, обсуждаются, в частности, в работах авторов, перечисленных в ответе на первый вопрос.
Применительно к сетевым реалиям, мне видится два возможных решения проблемы авторского в двойном аспекте защиты интересов автора и потребителя. Первое: бескорыстный обмен творческими произведениями в рамках информационной сети (потлач). Второе: добровольные пожертвования потребителей автору, чьи произведения они используют и которые им действительно нравятся ("игра на шляпу"). Оба варианта есть реализация универсального принципа жертвы. Оба предполагают высокую степень сознательность и наличие нравственного чувства. Оба являются "утопичными" - как утопичны любые идеалы перед лицом грубого принуждения и своекорыстной подлости.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Разумеется, как и любому в наше электронное время. Не нарушать авторское право в том виде как оно есть практически невозможно. Иногда чувствовал угрызения совести - за некоторые программы, тексты, фильмы или песни я бы с удовольствием заплатил, если бы, во-первых, у меня была такая возможность, во-вторых, если бы я был уверен, что плачу непосредственно авторам, а не каким-то третьим лицам. Моральным утешением является здесь для меня то, что, пользуясь бесплатно произведениями других, я отдаю то, что произвожу сам, в общее пользование, включаясь тем самым в сетевой "обмен дарами".

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Я ничего не имею против против цитирования, распространения и прочего использования своих произведений, что происходит довольно часто. Мне неприятно однако, когда люди, которые это делают, пытаются нажиться на моих текстах, например, обвешивая их баннерами или продавая на дисках. В этом нет никакой "экономики дарения" и "включения в ноосферу", а есть лишь бессовестный информационный вампиризм и торжество корыстной "халявы". Еще более мне неприятно, когда мои тексты какие-то люди публикуют под своим именем - полностью или еще и с искажениями. Если уж мне отказано в праве на материальное вознаграждение за свою работу, то, по крайней мере, нематериальный аспект авторского права - право на имя и целостность текста - мне хотелось бы сохранить.

Дмитрий Горчев (gorchev.lib.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

Авторское право у меня ассоциируется с очень неприятными вещами - жабами, бородавками и вообще сволочами. С какого-то момента оказалось что и сам я некоторым образом подпадаю под это авторское право, но так до сих пор и не знаю, являюсь ли я его субъектом или же наоборот объектом.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Я не очень в курсе этого конфликта. Но уверен, что победит энтропия, то есть сам предмет конфликта станет уже никому не нужен.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Да так бы точно и выглядела, я думаю. Потому что даже сейчас эти законы соблюдают только американцы и некоторые европейцы, а они составляют довольно небольшую часть человечества и занимаются исключительно кинематографом и музыкой.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Я очень плохо знаю историю авторского права. Помню только, что при социализме никакого авторского права не было и вот эту букву С в кружочке я видел только на иностранных грампластинках. Я тогда даже не знал, что она могла бы означать. Поэтому в нашей стране авторское право вряд ли могло так уж сильно устареть. Тем более что его тут никогда особенно не было и похоже уже не будет, что к лучшему. Единственный случай применения отечественного авторского права я наблюдал, когда мы с Житинским пытались сделать энциклопедию покемонов. Да и то до конкретного применения дело не дошло, то есть с бейсбольными битами никто не приходил, просто намекнули, что нехорошо так делать, и все само собой пошло в макулатуру без всяких этих глупых законов.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Нарушаю ежедневно. Слушаю пиратскую музыку, смотрю пиратские фильмы, играю в пиратские игры. Если произведение хорошее - чувствую удовольствие, если нет - ничего не чувствую. Я уверен, что авторам произведений приятно, что их труд доставил мне удовольствие.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Мои авторские права нарушали неоднократно и продолжают нарушать. Случаи, когда у меня спрашивали разрешение на публикацию моего текста можно пересчитать по пальцам, и в основном это были Миша Вербицкий и Макс Фрай. Ну еще несколько человек, а так обычно просто так берут. Чувства зависят от того, кто именно нарушил мои права. Если какой-то безвестный человек вывесил мой текст на своем сайте - мне все равно. А если напечатал какой-нибудь московский комсомолец, да еще в Латвии, да еще весь текст изуродовал - чувствую глубокое возмущение, испытываю желание подать на них в суд и пустить их по миру, но в конце концов машу на них рукой, потому что очень ленивый.
А в целом к авторскому праву у меня двойственное отношение.
Как потребитель я выступаю за полную и немедленную его отмену, потому что я не понимаю, почему я должен платить за лицензионный диск в три-пять-десять раз больше, чем за пиратский. Только не надо рассказывать мне, что эта разница идет в карман автора. Она идет на содержание штата и парка автомобилей некой голливудской киностудии и совершенно непонятно, почему за это должен платить именно я, а не сама студия. И вообще, гораздо человечнее заплатить молодому человеку, мерзнущему весь день на ветру, чем каким-то незнакомым мне правообладателям.
С другой же стороны, как автору, мне безусловно хотелось бы написать некоторое произведение и потом всю жизнь получать с него деньги, ровно ничего более не делая. Да и вообще очень приятно получать деньги просто так, ни за что. Но я-то хоть понимаю, что желание это очень вредное и глупое, а другие люди почему-то не понимают.

Анатолий Левенчук (www.libertarium.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С "читательским правом", "слушательским правом", "пользовательским правом" и т.д. Меня удивляет, что все известные мне юристы признают эту мою ассоциацию - но только после пятиминутной беседы. Им и в голову не приходит, что права есть не только у авторов, и можно ущемлять права читателей, слушателей, пользователей и т.д.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Файлообменные сети, большие винчестеры и быстрый интернет являются огромным изобретением человечества. Они позволяют реализовать мечту всех культурных людей - Всемирную Библиотеку, Всемирную Фонотеку, Всемирную Фильмотеку и т.д. Для меня люди, которые против файлообменных сетей, являются борцами с библиотеками - символами и хранилищами человеческой культуры. Мы до сих пор помним о пожаре в Александрийской библиотеке - точно так же мы можем скорбеть о закрытии той или иной файлообменной сети. Не люблю, когда горят книги - а хоть и электронные.
Всегда есть конфликт читателей с теми, кто жгет книги - а хоть бы и с их авторами.
Жечь можно и песни, и программы, и фильмы. Жечь можно целыми библиотеками. Помните сюжет "451 по Фаренгейту"? Это будущее настало - пожарные из RIAA, BSA...
Ничего, новые технологии нам, читателям, помогут. Библиотеки жгли, жгут, и будут жечь. Но они остаются. Файлообменные сети выживут. И будут только качественней. Это еще очень молодые технологии, они еще не показали полностью своего потенциала.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Ну, истории в сослагательном наклонении не существует. Я даже представить такое не могу. Можно только ехидно заметить, что законы об авторских правах начинались как законы о цензуре (собственно, они и создают систему, при которой автор является цензором для собственных произведений - а государственная машина позволяет ему отследить и изъять несанкционированный им тираж). Инфраструктура цензуры и авторского права одна и та же - что поиск государством запретного самиздата, что поиск "контрафактного софта" обеспечиваются одними и теми же методами, службами, и имеют одну и ту же природу: запрет на распространение информации.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

"Авторское право" не устарело, оно наоборот слишком молодо по историческим меркам и продолжает молодеть. И дело вообще не в авторском праве (никто ведь не возражает против указания истинного имени автора!), а в смежных правах - копирайте. Вот этот копирайт и нужно бы отменить. Вместе с патентной системой. Общество бы изменилось тогда совершенно неузнаваемым образом - нет, оно не стало бы ни лучше ни хуже, оно стало бы другим. Да, многие фильмы не были бы сняты, книги не были бы написаны - зато снятые и написанные посмотрело бы больше людей, стоило бы это им меньшие деньги. Опять же, истории в сослагательном наклонении не существует. Не будем гадать, каким мог бы быть мир с преобладанием "читательского права" над "авторским".

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Соглашение - это когда я с чем-нибудь соглашался. В случае авторского права меня обычно не спрашивают - да я и не ищу следов каких-то соглашений, когда слушаю диски или читаю книжки.
Вполне можно считать, что покупая диски на Горбушке, или извлекая какую-либо книжку из файлообменной сети, я нарушаю желания каких-то авторов. Для меня чье-то желание - еще не право. У меня тоже есть право на счастье, но что-то никто не стремится мне это право=желание обеспечивать. Поэтому я испытываю радость от соприкосновения с культурой. Я ведь не граблю банк. У автора ничего не убывает. Это не кража, основным признаком которой является появление против воли хозяина вещи у вора, и в то же время исчезновение ее у хозяина. Нет, я испытываю просто свое читательское, слушательское или пользовательское удовольствие - и даже радость за тех авторов, произведения которых мне понравились.
"Приличия", конечно, я соблюдаю - так, я обычно спрашиваю согласия авторов на вывешивание их текстов на своих вебсайтах. Но считаю такие "приличия" пришедшими из мира антиутопий, мира мрачного будущего. Лет триста назад мрачность такого будущего - культурного изобилия, которым нельзя просто так поделиться - невозможно было даже представить.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Да какие у меня права? У меня авторские желания - чтобы меня побольше читали. Поэтому я испытываю радость, когда обнаруживаю свои тексты размножающимися в Сети. А деньги я зарабатываю другими методами, не эксплуатируя силовую машину государства по обеспечению копирайтного режима...

Борис Львин

Я исхожу из того, что для автора анкеты "авторское право" - это более или менее синоним "интеллектуальной собственности" и "копирайта". Если ошибаюсь - прошу ответы не засчитывать.

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

"Авторское право" в моем понимание - историческое недоразумение. Надеюсь, что конфликт тра-ля-ля с тру-лю-лю хоть немного поможет людям осознать это недоразумение.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Вопрос некорректный. Авторское право стало выполняться тогда, когда стало технически возможным его энфорсать. В общем же случае - чем меньше выполняется авторское право, тем лучше для культуры и общества.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Ответ следует из предыдущих - оно не устарело, оно бессмысленно с самого начала и должно быть отменено.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Я таких соглашений ни с кем не заключал. Если имеется в виду плагиат - то я этим не занимаюсь.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Я не знаю за собой никаких авторских прав. Если имеется в виду плагиат моих текстов - то такое было. Чувства были смешанные - от смеха (два раза мои тексты перепечатала "Завтра", приписав их другим) до легкой досады (когда Лема Усманов вставил большой кусок нашей с А.И. статьи про Чечню в завершающую главу своей книги).

Дмитрий Манин (ygrec.msk.ru и мн. др.)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

Собственно, ни с чем не ассоциируется. Оно само служит смысловым узлом, с которым другие вещи ассоциируются. Например, "Напстер", "Микки-маус", "Барби", "ксерокс", "цифровые водяные знаки", "50 (70) лет после смерти" и проч.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Единственное, в чем я не сомневаюсь - им придется сосуществовать. Думаю, что когда уляжется пыль, ущерб, наносимый файлообменниками правообладателям, окажется незначительным. Но правообладателям (вернее, правоторговцам) надо будет сместить акценты - скорее всего, с продажи экземпляров на первичную публикацию. В конце концов, именно в этот момент создается новая ценность. Теоретически возможен, правда, противоположный вариант, микроплатежи за каждый просмотр-прослушивание, но в то, что он получит распространение, мне верится плохо. Есть в этом что-то отвратительное. Вроде того, как пришел ты в музей посмотреть Мону Лизу. Отстояв очередь, подходишь к будочке, в которой помещается один человек. Бросаешь три копейки, дверь открывается и впускает. Через пять минут гаснет свет - либо выходи, либо плати еще три копейки.
Я думаю, что победит самый прозаический вариант: слушатель платит абонентскую плату за канал спутникового радио, канал платит музыканту за право играть музыку. Плюс десять посредников, конечно, собирают комиссию. Дело в том, что массовый потребитель, который в конечном счете и определяет экономику, не ищет ветра в поле, не составляет личных коллекций, а предпочитает лопать, что дают.
Но вообще-то, вся эта коллизия касается исключительно поп-музыки, судьбы которой меня лично беспокоят очень мало. А с другой стороны, предположение о том, что файлообменники могут убить поп-музыку на корню, представляется мне смехотворным.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Едва ли я могу себе это представить. На долю информации до самого последнего времени приходилась такая ничтожная доля товарооборота, что экономической основы для таких законов попросту не существовало. К тому же и скорости были не такие: 50 лет после смерти автора в масштабе двух тысячелетий - это почти никакое не ограничение.
Но даже если не законы, а 11-я заповедь - как она могла бы выглядеть? "Не копии сотвори"?

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Понятие никак не устарело. Чем больше информационный обмен входит в кровь и плоть экономики, тем важнее, чтобы он был разумно урегулирован. Проблема в том, что он не может регулироваться теми же принципами, что обмен веществами и предметами, потому что между ними есть принципиальная разница: копирование и транспортировка предметов требует материально-энергетических затрат и времени, а информация копируется бесплатно и неограниченно и передается очень дешево и почти мгновенно. Можно придумывать, какие должны быть принципы регулирования информационного обмена, можно прогнозировать, но последнее слово будет за общественной практикой, а не законодателями.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Приходилось, конечно. Например, когда ставил купленную за казенные деньги для работы программу себе на домашнюю машину. Чувствовал при этом досаду и неловкость.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Да, но по мелочи. В основном, когда узнаваемые цитаты из моих текстов люди вставляли в свои тексты без кавычек и ссылок. Чувствовал, опять же, досаду и неловкость. Никакие законы, кстати, тут не помогут, это вопрос воспитания.

Антон Носик

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С правом создателя произведения на получение вознаграждения за свой труд. С правом человека выбирать, хочет ли он печатать свой текст, где, и на каких условиях.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Я не сторона в этом конфликте, т.к. не являюсь ни правообладателем, ни пользователем сетей обмена. Но от создателя iMesh Илана Орена я слыхал, что однажды компании-члены RIAA скинут цены на защищенные их лицензией трэки до некоей цифры, после которой у P2P просто не останется ниши.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

В 1 веке н.э. (и практически до середины XIX века н.э.) естественным ограничителем распространения культурных ценностей являлось расслоение общества, аналогии которому в современной нам цивилизации, пожалуй, и не подыскать. Картины рисовались не для музеев, а для частных домов, где никто не мог их видеть, кроме хозяина и узкой горстки гостей. Книги писались для читающей публики, которая являла собой крайне узкую прослойку общества. Распространение навыков чтения в широких массах тоже не повлекло за собой немедленного увлечения сокровищами мировой литературы: вспомним Блюхера и милорда глупого.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Понятие авторского права устареет тогда, когда общество перестанет нуждаться в авторских произведениях и в услугах людей, их создающих.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Когда у меня не было выбора (в 1988 году в СССР западный софт не продавался, и если существовали копии программ, то они были краденые), я пользовался тем, что было. Когда появилась возможность покупать софт, стал покупать.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

С 1990 года я печатаюсь в различных газетах на русском, иврите, английском языке. С этого времени началась история несанкционированных, т.е. без моего ведома, согласия и выплаты вознаграждения, републикаций моих текстов. К тому моменту, когда я осознал масштабы "ретрансляции", мне уже было понятно, что речь идет о некоем круговороте текстов в природе, и отстаивать там права журналиста на гонорар за перепечатку статьи - дело для людей, которым ну вообще нечем заняться в этой жизни. Так что к перепечаткам моих текстов я склонен относиться просто как к бесплатной рекламе.
Есть ровно два вида нарушений моих авторских прав, которые конкретно не нравятся, и по поводу которых я б с удовольствием судился, если бы вдруг вышел на пенсию и ощутил избыток лишнего времени: 1. когда мой текст подписывается чужим именем; 2. когда моим текстом в платных базах торгуют в розницу за деньги.
По последнему поводу, надеюсь, когда-нибудь оформится коллективный иск.

Евгений Пескин (public-library.narod.ru)

1., 2., 4., 6. Я воспринимаю авторское право как часть более широкого контекста - т.н. интеллектуальной собственности. Человечество постоянно экспериментировало с режимом охраны этой самой собственности, и надо признать, что найденный вариант с этатистским законодательным закреплением прав на интеллектуальную собственность смог обеспечить резкий рост темпа распространения знаний - если сравнивать это с эпохой гильдий и секретного знания.

Я придерживаюсь мнения, что сейчас, впервые за многие столетия, технические средства позволяют сместить баланс между потребителями и производителями авторских произведений в сторону производителей. Однако "кризис перепроизводства" производителей не дает им воспользоваться полученным преимуществом. Поэтому мы, скорее всего, придем к изменениям экономической модели "издательского" дела - и в том, что касается музыки, и в том, что касается литературы. В новом пейзаже правообладателям придется измениться больше, чем файлобменным сетям.

Мои авторские права нарушались чуть ли не с тех пор, как появился русскоязычный сегмент Интернета :), в основном страдало право на имя и право на защиту от искажений. Этим фактом я сначала раздражался, потом забавлялся, потом решил, что не ради прав же я делаю разные тексты...

Дмитрий Савицкий

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

В России? С его отсутствием и манипуляцией им. Во Франции? Оно соблюдается, но не на все сто. Там, где есть возможность хапнуть, - не стесняются. Я сам был литагентом, и у меня есть литагент, т.е я занимался как раз копирайтом. Невозможно быть уверенным в том, что издатель не увеличил тираж. Невозможно узнать, если тираж пошел вверх, действительно ли это 27 тысяч 611 книг или 50 тысяч...
Это книги. Пиратство музыкальное процветает, как и везде. Общенациональная система библиотек включает и отделы СД, кинокассет и нынче ДВД. Само собой, все это копируется. Но нужно учесть, что в стране дикий налог на СД и ДВД...

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Мне кажется, необходим умный консенсус. Часто права отстаивают те, кого вообще не покупают. Паранойя. Но сверхзвезды могли бы время от времени снижать расценки на свои произведения. Скажем, можно было бы установить временную шкалу: 5 лет, 7, 10 - и до наследственных прав. Но здесь проблема сложнее. Иногда человек всю жизнь бьется, живет бедно и мерзко - и вдруг фортуна ему улыбается. Я считаю, что все права - его, и он делает все, что хочет... Еще один аспект - издатель или дом звукозаписи, распространитель - слищком жадны, слишком много хапают. К примеру, хозяин книжной лавки в Париже получает от 20 до 30% за книгу, а автор - 5 или 6 (кроме, опять же, звезд). Про издателей и сеть распространения я молчу. Короче, Шекспир получил бы за "Гамлета" 7,5%, а все остальные хапанули бы 92,5%...

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Я не считаю, что распятием Христа начались какие-либо права, кроме права христиан, а затем церкви - на проповедь учения.
Авторские права, не в смысле прибыли, а в смысли спасения рукописей и изобретений, соблюдались - монастырями.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Дать автору больше прав. Но издатель и распространитель обычно не имеют ничего общего с культурой, это чистый бизнес: запчасти и текстиль. Они на это не пойдут. Нужен мощный инстут копирайтеров, литагентов, муз. агентов. Нужна их юридическая жесткая полноценность. Они должны обладать настоящей силой закона. Но и они не должны драть, как нынче. Скажем, в Париже от 25 до 50% с книги.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Нет, я соблюдал то, что обещал. К примеру, ждал окончанеия действия договора, прежде чем начинал искать нового издателя. Предупреждал, что даю на Сеть целиком или часть текста. Обычно мои виз-а-ви нарушали. Про Россию я молчу. Но западные контракты нужно хорошо читать, там тьма ловушек. Например, американский контракт, формой которого я предпочитаю пользоваться, ограничивает срок продажи прав, и издатель их теряет, скажем, через 5 лет. Французские контракты об этом молчат, они как бы покупают за несчастные 20-40 тысяч франков рукописи навечно. И нужны весьма продуманные ходы, чтобы вернуть себе права. Это не детский сад, это мир (прикидывающийся интеллектуальным) жестких коммерческих отношений. Особенно во Франции, хотя и в США я зрел кровавые побоища в издательском мире.
Добавлю почти ВНЕ контекста, что, скажем, Камю или Деру бились всегда против идеи, что тираж определяет качество книги... А тираж для литагента и издателя - их новые шале в горах или виллы на Ривьере. Меня всегда возмущала эта дикая роскошь жизни издателей и жалкое существование (с редкими прорывами) собратьев по цеху. И здесь в ходу клановость и мафиозность. Авторы, умеющие себя продавать, обычно становятся вторыми лицами в издательствах: контролируют рынок и раскручивают себя самих.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

На Украине вышло пиратское издание моего "Антигида по Москве". В России без моего ведома печатались мои рассказы. В Греции - мои эссе. В Японии - мои статьи. Это малая толика того, что я знаю. Отслеживают все эти вещи литагенты очень крупных агенств, когда они работают с авторами, прносящими миллионы, как Рушди или Эко...

Вадим Семенов (www.slava-kpss.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С ханжеской и отсталой политикой людей, модерирующих разные отрасли гуманитарной индустрии.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Конфликт приведет к перестройке сознания и изменению форм существования этих правообладателей.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Выглядела бы по-другому. Но эти законы есть необходимый итог развития нашей культуры, поэтому по-другому быть не могло.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Понятие не устарело, но его следовало бы скорректировать. Не знаю как, но, образно говоря, если я не могу купить Мону Лизу, то я могу вырезать репродукцию из журнала.

5., 6. Не упомню.

Сергей Солоух (kartinki.arf.ru)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С понятием хозяйствующего субъекта.
Авторское право - инструмент обеспечения экономической независимости творца в обществе потребления. Отличный механизм. Пару лет назад я уже писал об этом в РЖ. И о бессмысленности его обсуждения вне системы товарно-денежных отношений западного общества.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Люди, которые не хотят платить художнику - воры, какие бы красивые электронные отмычки или мешки они при этом не демонстрировали.
Правда безусловно за правообладателями, художнику должна, обязана капать денежка от потребителей его продуктов.
Лишь бы только победа не была пирровой. Потому что, вопрос не в том, платить или не платить, а вопрос кому? Непосредственно автору или профсоюзу, или издателю. Вопрос не принципа, а процедуры реализации авторского права.
Процент творца - мера свободы в современном мире.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Это красивый, но некорректно поставленный вопрос.
Могу только повторить, что авторское право - институт развитого индустриального общества. Иисус Христос не является брокерам фондовой биржи, поэтому акционеры платят наличными.
А дети и скотоводы живут по другим законам. Может быть они и счастливы, но в ползунки, даже свои собственные, обратным ходом уже не влезть. Проехали.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Вновь повторюсь. Нужно бороться за то, что бы авторское право работало на художника, а не на издателей, галерейщиков, журналистов, агентов и прочих подобных этим нахлебников.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

И да, и нет. С 1996 года я являюсь бессменным содержателем одного из сайтов, посвященных творчеству Фрэнка Заппы. Один из его самых объемных отделов - отдан толкованию темных мест песенной лирики маэстро.
Естественно, там цитируются сотни и сотни строк лирики без всякого формального на то разрешения. Тем не менее, за все время существования сайта, я ни разу не был одернут правообладателями из Zappa Family Trust. Это при том, что на сайте они у меня бывали (видел в логах) и, кроме того, в Штатах известны как непримиримые - если не как самые непримиримые - борцы за право автора на доходы от использования его произведений.
Думаю, что выручает меня как раз правильное понимание со стороны семьи академического характера проекта, а с другой стороны - нулевой экономической целесообразности обложения его данью.
Три копейки много ниже уровня вступительного взноса в цивилизованное общество.
Кстати, когда я готовился к коммерческому изданию своей книги "Паппа Заппа", я официально обращался за разрешением использовать тексты к Zappa Family Trust. Разрешения не получил, отказа тоже. По той же, полагаю, причине, люди умеют сравнивать объем потенциального барыша со стоимостью конвертов и марок.
С другой стороны, я несколько раз получал письма от авторов книг, цитируемых в разделе того же сайта "Библиография". И как правило, проблема с нарушением прав снималась ссылкой на страницу какого-нибудь электронного магазина или персонального сайта.
Это один пример. Счастливый. Можно привести и несчастливый. Это сайт любителей Л.-Ф. Селина, со страниц которого усилиями юристов издательства Галлимар и прочих французских правообладателей были вынесены цитаты, фотографии и прочие защищенные материалы. Но проблема не в самом законе, который был при этом использован, а в экономическом невежестве людей, к нему обратившихся.
Учить надо. Просвещать. Работать.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Да.
В 1998 на исчезнувшем ныне infoart.ru была опубликована большая статья о Фрэнке Заппе, представлявшая собой натуральный дайджест биографической главы из моей книги о FZ.
Испытал я бешенство. Написал письмо в редакцию. У статьи появился подзаголовок "по материалам книги Сергея Солоуха". Это меня вполне устроило. Проект, как вы помните, был бесплатным.
Это раз. А два - год тому назад питерское издательство "Амфора" выпустило сборник рассказов "Книга извращений" под редакцией М.Фрая. Среди прочих шедевров я с изумлением обнаружил и свой. Снова написал письмо в редакцию. Передо мной извинились и заплатили. По ставке даже большей, чем в РЖ.
В общем, я же говорю, договориться можно всегда.

Борис Стругацкий

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С такими понятиями, как "договор", "пиратство", "сроки издания".

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Думаю, будут сформулированы и достигнуты соответсвующие договоренности.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Не хватает фантазии (и знаний), чтобы ответить на этот вопрос.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Не вижу причин что-либо менять. Уточнять - да: скажем, условия издания "электронных" книг.

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Сознательно - никогда не нарушал . По невежеству или в неведении - может быть, но ничего об этом, слава богу, не знаю.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Существует целая коллекция пиратских изданий самых разных произведений братьев Стругацких. Как правило, это публикации в США и Израиле на русском языке. Я пытался (через знакомых) найти концы, но это не удалось сделать ни разу. Испытываемые чувства - смешанные: воруют, значит, ценят.

Михаил Якубов (www.qub.com)

1. С чем у вас ассоциируется словосочетание "авторское право"?

С двумя прямо противоположными вещами: раздражением, когда что-то не находится в Сети (по очевидной причине копирайта), и относительно сносным материальным положением некоторых уважаемых мной людей.

2. Каковы ваши прогнозы относительно конфликта правообладателей и сетей обмена информацией?

Полагаю, еще долго сохранится определенный статус кво. Известны небеспочвенные рассуждения о том, как пиратство разогревает рынок. Не в интересах держателей крупных пакетов прав вовсе лишать пиратов пульса и дыхания.

3. Как выглядела бы история культуры, если бы нынешние законы об авторских правах выполнялись с 1 века н.э.?

Ну, долгое время и скорость распространения письменного слова была практически не важна (ведь мы играем не из денег), и производство копий все одно было чрезвычайно централизовано и затратно. То есть я не думаю, чтобы что-то сильно бы изменилось.

4. Устарело ли понятие "авторского права"? Если да, то чем его следует заменить или каким образом скорректировать?

Устарело, но вряд ли подвергнется замене или корректировке.
На самом деле, не зря реальную остроту вопрос авторского права сейчас имеет прежде всего в отношении суперпуперпопмузыки и голливудских блокбастеров. Скажем, с информацией как таковой (т. е. по сути с текстами) положение боле-менее утряслось само собой. Часть текстов доступна в Сети официально, другая - полуофициально, при молчаливом непротивлении правообладателей, а практически на весь остальной массив знаний имеются те или иные доступные (и достаточно адекватные) заменители недоступного. Вопрос давно уже стоит не "где же, где прочитать вот об этом", а "куда бы засунуть свое несносное любопытство, чтоб оно примолкло".

5. Приходилось ли вам нарушать соглашение об авторских правах? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Соглашение - пожалуй что нет. Однажды я знал что поступаю против воли правообладателя (соглашения не было). Ну, он назидательно появился из ниоткуда (дело было в реальном мире, не в Сети еще). Мне было очень стыдно, я завязал в тот же час.

6. Нарушал ли кто-нибудь когда-нибудь ваши авторские права (или авторские права организаций, которые вы представляли)? Если да, то как именно? Что вы при этом чувствовали?

Что-то было такое, хотя конкретного примера не вспомню. Чувствовал - злость, что какой-то левый пенек вздумал распоряжаться тем что я родил в муках. Примерно так.
Вообще, я очень уважаю авторскую волю, безотносительно к деньгам и законам. Мое дело - попробовать ей объяснить, что, может, все не так плохо и страшно, как она находит, но не мое дело за нее решать, быть чему-то общедоступным в таком-то виде и в таком-то месте или нет. Испытываю грусть, видя исчезновение очередной части душевного из общего оборота, но считаю что право свято. Впрочем, к опосредованным институциям, аггрегирующим чужие права, испытываю другие чувства.