Русский Журнал / Обзоры / Сеть
www.russ.ru/culture/network/20040318.html

Спам как свобода информации
Елена Кандыбина

Дата публикации:  22 Марта 2004

NASA наконец-то обнаружила причину неполадок марсохода Opportunity. При детальном исследовании оперативной памяти марсохода были найдены текстовые фрагменты "enlarge your penis" и "центр американского английского".

www.anekdot.ru

Свобода информации - признак демократического государства. Она вытекает из права каждого на свободное выражение собственного мнения, из идей Великой Хартии вольностей и Французской революции. Конституция России 1993 года, следуя международным традициям, закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Этот комплекс прав по сей день остается олицетворением либерального отношения к информации и отождествляется с "правом знать" как неотъемлемым правом человека. Однако технический прогресс высвободил демона информации, и потоки разнообразных сведений захлестнули неподготовленных к этому обывателей. Поток все быстрее, и человек с трудом слышит отдельные звуки в этой какофонии.

Одной из наиболее раздражающих форм "информационного шума" стал спам - сообщения, массово рассылаемые на конкретные адреса через технические средства связи без согласия получателей. В широком смысле слова спамом могут называться и непрошеные SMS-сообщения, приходящие на мобильный телефон, и многочисленные "рекламные издания" в почтовых ящиках вашего подъезда. Все это - та информация, которую вы не заказывали, но которая требует внимания хотя бы на уровне, необходимом для сортировки. При этом не кажется правильным прямолинейное отождествление спама с рекламой товаров и услуг, хотя, безусловно, это направление сейчас лидирует. Спамом может быть самая разнообразная информация. "Политический спам" представлен "письмами к избирателям", "религиозный спам" - цветастыми брошюрками разнообразных экзотических церквей.

Стоит вспомнить, что, несмотря на провозглашение свободы информации, законодательство отнюдь не предполагает обязанности информацию получать, воспринимать и перерабатывать даже в минимальных объемах. Поэтому общество постепенно признает необходимость платы не только за получение интересующей информации, но и за восприятие информации не нужной. Так, например, становится правилом оплата участия физических лиц в "фокус-группах", которое сводится к выслушиванию и последующему обсуждению сведений о том или ином продукте. Реклама, сопровождающая нас в большинстве общественных мест, также размещается за плату, существенная часть которой идет на обустройство окружающей действительности или на обеспечение тех проектов, с которыми рекалама связана (не секрет, что прибыли СМИ в первую очередь обеспечены поступлениями от рекламы).

Однако спам - навязанная информация не интересная вам, но занимающая время и силы, нарушающая личное про-странство, вызывающая эмоциональный дискомфорт и использующая для доставки личные или корпоративные средства связи (личная почта, персональный телефон). Порой за получение спама вы вынуждены платить вполне реальные деньги. Но при ужесточении борьбы, а также с усовершенствованием технологий, скорее всего, спамеры сами начнут оплачивать расходы, как это уже произошло с невиртуальными почтовыми ящиками.

Отвечая на вопрос, что же такое спам, юрист сталкивается в первую очередь с трудностями понятийного толка. Действующий в России закон "Об информации, информатизации и защите информации" делит все информационные ресурсы на два вида - открытая информация и информация ограниченного доступа. При этом закон в большинстве случаев предполагает инициативу воспринимающего лица по получению информации, что и определяет направленность норм права на защиту сведений от нежелательного к ним доступа. И только некоторые виды сообщений могут и должны распространяться принудительно, по воле их источника. Так, например, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти и местного самоуправления, а также администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население о возникших чрезвычайных ситуациях и способах защиты населения от них. Хотя закон прямо предусматривает возможность такого "государственного спама", но согласитесь, такое навязчивое распространение имеет определенные основания.

Закон не успевает за реалиями жизни и, только недавно научившись регулировать доступ к информации, находится в полном недоумении относительно решения проблем "навязанной информации". Более того, действующее российское законодательство в принципе не рассматривает такие действия в качестве самостоятельного правонарушения. Наступление ответственности за спам возможно только в том случае, если рассылаемые сообщения не отвечают установленным требованиям к такого рода рассылкам или если потребитель вынужден оплачивать получение такой информации. Игнорируется также и тот эмоциональный дискомфорт, который наносится получателю, вынужденному тратить свое внимание на дополнительный раздражитель.

В настоящее время российские законы предоставляют потребителю два пути борьбы со спамом:

1. На основании нарушения законодательства о рекламе

Как правило, спам, представляет собой сообщение формирующее интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствующее их известности и реализации, т. е. с точки зрения Закона РФ "О рекламе" - рекламное сообщение. Даже не предъявляя к спаму сложных требований этичности или достоверности, можно убедиться в очевидных нарушениях. Согласно статье 5 вышеупомянутого закона одним из основных условий распространения является то, что рекламные сообщения должны быть распознаваемы без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления . Но соблюдение такой нормы недопустимо для спамеров. Наоборот, целью их становится максимальная "нераспознаваемость" сообщений специальными фильтрами, невозможность отследить спам с помощью анализа заголовка письма и даже попытка сделать рекламное сообщение похожим на "письмо другу", когда кажется, что отправитель ошибся адресом.

2. На основании нарушении законодательства о защите прав потребителей

Этот способ доступен только для физических лиц, использующих товары, работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. для потребителей и только в отношении того спама, за который приходится расплачиваться реальными деньгами из семейного бюджета. В первую очередь это рассылки по электронной почте, расходы на которые могут быть посчитаны исходя из размера писем и оплачиваемого трафика.

Согласно статье 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы или предоставлять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Спам, приходящий на личную почту, можно расценить как дополнительные информационные услуги, предоставляемые физическому лицу и оплачиваемые им, но при этом навязанные исполнителем, поскольку отсутствует четко выраженное желание данного физического лица пользоваться этими услугами, а даже наоборот - физическое лицо не желает получать распространяемую таким образом информацию.

Следить за соблюдением законодательства о рекламе и защите прав потребителей на территории Российской Федерации обязаны антимонопольные органы (МАП РФ и его территориальные структуры). Для поддержания порядка в данной сфере они могут направлять предписания о прекращении нарушений, а также сообщать о нарушениях в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы . Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы или нарушения прав потребителей, вправе обратиться в суд с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, а также о компенсации морального вреда и вреда, причиненного здоровью и имуществу, .

Интерес к спаму за последние пару лет вырос. В первую очередь это касается провайдеров, принимающих внутри своих сообществ разнообразные правила и соглашения. Они же техническими способами стараются ограничить массовые рассылки с одного адреса. При этом удачей является то, что они пока не столкнулись с претензиями, предъявленными самими спамерами. Ограничение рассылки, особенно если почтовый ящик создан на коммерческой основе, - такое же нарушение прав владельца, как и сама рассылка. А обоснованность действий провайдера, может так оказаться, придется доказывать в суде.

Но все-таки, действующее законодательство делает борьбу со спамом в большей степени "войной технологий", когда предотвращение получения нежелательных сообщений решается только как техническая задача. Достаточно уверенно правовые пути борьбы со спамом могут использоваться только в отношении тех компаний, которые признают себя инициаторами рассылки. Пример - ставший притчей во языцех "Центр Американского Английского языка", который не только не отказывается от авторства многочисленных рекламных писем, но и милостиво соглашается исключить адрес электронной почты после вашего требования, что дает возможность счесть их рекламодателями, потребовать устранения нарушений и взыскать причиненный ущерб, как моральный, так и материальный.

Большинство же спамеров остаются анонимными, как анонимно в большинстве своем все Интернет-пространство. В случае принятия законов, вводящих запрет или ограничение на спам, правоохранительные органы рано или поздно столкнутся с проблемой анонимности. Невозможность установить и доказать связь рекламной рассылки и рекламируемой компании приведет к невозможности определения субъекта ответственности. Более того, теоретически нельзя исключать возможность рассылки спама конкурентами с целью дискредитации той или иной компании.

Итак, пытаясь найти пути правового регулирования спама, в частности, и информационного Интернет-общества, в целом, но находясь при этом в рамках существующих правовых понятий и действующего законодательства, мы рано или поздно оказываемся в тупике. Мировая правовая система пока еще не выработала всеобъемлющего комплекса понятий, необходимых для эпохи высоких технологий - мировая юридическая наука еще только в самом начале этого пути . Поэтому при нынешнем законодательном регулировании Интернета (а точнее, практически отсутствии такового) правовая борьба со спамом, к сожалению, почти невозможна.