Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Сеть < Вы здесь
Священная корова против неродившегося зомби
Дата публикации:  9 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Если вы хотите встать на улице и декларировать (sic! - Р_Л) стихотворения, заручитесь письменным согласием автора стихов (если конечно срок охраны не (sic! - Р_Л) эти произведения литературы (sic! - Р_Л) не истек). Это - публичное воспроизведение<,> и оно так же (sic! - Р_Л) регулируется законом "Об авторском праве и смежных правах".
Copyright. Ответы на популярные вопросы пользователям библиотеки. (Lib.km.ru)

История о претензиях платной библиотеки КМ к старейшему и авторитетнейшему проекту "Библиотека Максима Мошкова" показательна, печальна и поучительна. Чем она закончится, мы пока не знаем, пока же я (с помощью некоторых друзей, любезно помогавших формулировать вопросы) побеседовал с Максимом об истоках этого сюжета, его развитии и о возможных перспективах.


Скандалы, связанные с авторским правом, - неизменный атрибут сетевой жизни. Но сюжет, который сейчас развертывается вокруг твоей библиотеки, заслуживает, наверное, отдельной главы в истории этих скандалов. Мы имеем дело, если я правильно понимаю ситуацию, с попыткой имитации аналогичных исков, известных нам по газетной рубрике "Их нравы" ("Металлика" против Напстера и т.д.), причем с имитацией в сугубо басманной ситуации. Правильно ли я понимаю дело?

Труба пониже, дым пожиже, уровень заинтересованных лиц на порядки ниже. А главное различие в том, что против Напстера боролась Индустрия уже состоявшаяся, которая не хотела умирать. Здесь же выступает еще не родившийся зомби, который думает, что если он съест окружающих, то ему это добавит жизненной силы.

КМ-онлайн пытался создать работающую систему платного контента. Для этого нужно иметь: а) контент, б) права на его использование, в) платежеспособный спрос, г) работающий устоявшийся механизм оплаты/потребления.

Естественно, наличие бесплатных источников серьезно уменьшает мотивацию потенциального покупателя заплатить. В этих условиях вполне логично было бы создать свой эксклюзивный контент, которого у бесплатников нет. Но для этого надо уметь оцифровывать книжки и делать это на высоком уровне, чисто, без ошибок. Но это Очень Дорогое Удовольствие. Одна книжка - 2 трудодня высококвалифицированного технического специалиста. 50 долларов за книжку - полмиллиона за 10 тысяч томов. Оцифровка средней районной библиотеки - 40 000 книг - обошлась бы в два миллиона. Нет такой мощи? Ладно, КМ выбирает другой путь. Зачем сканировать книжки, когда можно отнять готовые у бесплатных библиотек? Запускается менеджер, охватывает побольше авторов, каждому обещаются золотые горы, подписывается договор.

Договор, чтоб ты знал, такой: полный эксклюзив на интернет-размещение, оплата - 20% с реального сбора (или 15%). Соответственно - если нет продаж, то автор отдал свой полный эксклюзив за бесплатно. А продаж мало. И с них автору - всего 15%. Да и те поди посчитай. Кто-то зарабатывает несколько рублей за год. Кто-то - чистый ноль. Кто-то (Маринина, к примеру) - 10 долларов в месяц.

Итак - права собраны задарма, книжки на основании договора отняты. Можно приступать к торговле.

Однако проблема. Отнятые книжки остались в открытом доступе. Значит, надо открытый доступ ликвидировать. Наступает новый этап - гашение бесплатных библиотек.

Последствия (если бы удалось ликвидировать):

Новых книжек никто не сканирует (зачем - отнимут, да еще тебе же запретят их иметь). Ошибки читатель не исправит (заплачено ведь, пускай торговец предоставит за эти деньги качественный продукт).

Однако покупать сильно больше не станут. Сборы мизерны, авторам за права не платят. Авторы без денег, читатели без книг. Коллапс.

Давай попробуем встать на точку зрения противоположной стороны. Что тебе инкриминируют?

Я пока ничего не могу про это сказать. Мне ничего не инкриминируют. Никаких исков я не получал. В единственном пресс-релизе КМ про либ.ру ни слова. Сказано: Головачев, Геворкян, Маринина, Катасонова подают в суд на нарушителей. Нарушители грозно не названы. (Все должны сами догадаться с одного раза, кто это.)

Однако я звоню Головачеву, и оказывается, что о том, что "он подает на Мошкова в суд", он слышит впервые от меня. То же самое и с остальными. "Маринина не собирается судиться с Мошковым", - сказал мне ее литагент Натан Заблоцкис. Ни у одного из перечисленных авторов нет претензий к Мошкову.

Итак, ты не продаешь доступа к своей библиотеке, но лишаешь КМ потенциальных клиентов. Понятно, что юридически КМ правы.

Даже это непонятно. Пока не проведен юридический анализ договоров, которые они собрали, об их правоте или неправоте говорить рано.

После того как авторы подписали договоры, размещение их текстов становится криминальным. При этом то, что ты не знаешь о подписанных договорах, и то, что у тебя есть более ранние договоренности с авторами, не освобождает тебя от ответственности. Что ты на это возразишь?

Договоренность, достигнутая ранее, является обременяющим условием. Проще говоря - автор просто не может подписать эксклюзивный договор, если предыдущая договоренность противоречит эксклюзивности.

О чем юридически идет речь? Договоры у КМ - они подписаны с перечисленными писателями непосредственно или с издательствами-правообладателями?

Договоров этих еще никто толком не видел. Естественно, без юридического анализа оценить правомочность этих договоров не представится возможным. По отзывам профессионалов, уровень юридической подготовки у юристов КМ высотой не блещет.

Как ты думаешь, читали ли истцы http://lib.ru/COPYRIGHT/, прежде чем наступать на грабли? Пользуются ли они интернетом, знают ли, что такое "Проект Гутенберг", "Альтависта"? Есть ли у них компьютер? Мобильный телефон? Электричество? Совесть? Умеют ли они читать?

Кого ты называешь истцами? Авторы исков не подавали. А КМ-онлайн - они, как ты знаешь, загребли к себе на сервер все содержимое из всех библиотек. Наверное, и http://lib.ru/COPYRIGHT/ к ним попадало. Они ведь не только на поле литературы выступают. Есть еще новостной рерайтинг и еще кое-какие области. Поинтересуйся, как к ним относятся (подсказка - не любят).

Кто все-таки обращался к тебе лично?

В конце лета КМ прислал мне письмо (на бумаге) за подписью их гендиректора со списком авторов, на произведения которых они якобы имеют исключительные права. Списка самих произведений они, несмотря на мою просьбу (по e-mail), не предоставили. В списке имен присутствовали, например, Николай Гумилев, умерший в 1921 году, Евгений Шварц (который, как оказалось, переводчик и к драматургу Шварцу отношения не имеет), было и много других несуразиц, заставлявших подозревать подлог.

Ты общался не так давно с Головачевым и Геворкяном. Каковы ваши личные отношения? Изменятся ли они теперь?

Отношения нормальные. Мы ведь не ссорились никогда, да и с чего бы портиться отношениям? Из-за того что КМ прикрылся их именами в этом грязном деле?

С авторами из этого списка, с которыми у меня были контакты, я связался и попросил подтвердить или опровергнуть требование удалить их тексты. Большинство из них написали, что это недоразумение и тексты надо оставить, один подтвердил необходимость удаления, несколько человек не ответило. Авторы, подтвердившие размещение в библиотеке, представлены, остальных в библиотеке в открытом доступе нет.

А раньше такие случаи бывали? Приходилось ли снимать какие-нибудь тексты по просьбам авторов или их агентов? Доходило ли до угроз, как сейчас?

За время существования библиотеки по разным причинам из нее сняли свои книги порядка двадцати авторов. Но вот так, чтобы с угрозами и исками - такого не было никогда. Да в этом и не было необходимости, ведь любые требования и пожелания авторов библиотека исполняла (и будет исполнять) сразу и безоговорочно. Просит снять - снимаем. Просит вернуть - возращаем, просит заменить - заменяем...

Есть такое мнение, что следует вписать в конституцию такую статью: "В рамках технологии "Интернет" невозможно сформулировать авторское право, не нарушая права на свободу распространения информации. Точка. Доказано экспериментально". Как ты думаешь?

Мечтать о чем-то можно. Но я реалист, мне и в нынешних реалиях удается держаться и расширяться.

Твоя позиция по вопросам т.н. авторского права" известна. Изменилась ли она за последние годы? Изменится ли теперь?

Моя позиция достаточно взвешенная, чтобы слишком часто меняться. Она такая: и при полном отсутствии авторского права, и при его присутствии у электронных публичных библиотек нормальные возможности для выживания. Главное - договоренность с авторами. А авторы, как показывает опыт, по большей части не возражают против наличия своих текстов в сети.

Честно говоря, я не вижу будущего для платных онлайновых библиотек. А ты?

Вижу. Нормальное будущее. К нему и так продвигаемся естественным путем. На базе бесплатных библиотек будут создаваться подразделы, в которых авторы смогут торговать своими книгами. Сергей Лукьяненко уже торгует электронной версией своей новой книги, и это не связано ни со скандалами, ни с нарушениями.

Но у КМ-овских методов будущего нет. Потому что эти методы ведут не к развитию рынка, а к его уничтожению. Они создали ситуацию, в которой оказались обижены авторы (им не платят). Читатели (им нечего читать). Бесплатные библиотеки - у них украли тексты. И сами менеджеры КМ (их никто не любит). Ты читал гостевые и форумы, на которых обсуждают проблему? Там ужас что про них говорят.

Уже доказано, что обмен музыкой в интернете не влияет на количество продаж CD. Или даже повышает продажи (для малоизвестных групп, не раскрученных гигантскими лейблами). Таким образом, некоторые музыканты заинтересованы в спонсировании архивов. А твою библиотеку кто-нибудь спонсировал?

Я и спонсирую. Из своей зарплаты.

Какие эмоции ты испытываешь в связи с этой историей? Боишься? Обижен?

Сердце болит. А так - настроение рабочее, приходится много общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Скучать некогда.

Максим, твоя библиотека - не просто один из старейших ресурсов русского интернета, но и один из самых важных (думаю, не только для меня). Я затрудняюсь точно определить, что я имею в виду, но главными составляющими являются соединение качества и бескорыстности, некоторый индекс осмысленного энтузиазма. Если бы я начал составлять список всех текстов из твоей библиотеки, к которым я обращался за годы ее существования, то мне пришлось бы исписать экрана два-три. В определенном смысле твоя библиотека - наша священная корова, обвинения в пиратстве, выдвигаемые против нее, для любого понимающего суть дела человека - все равно что обвинения Данте в педофилии. Тем не менее эти обвинения прозвучали и были растиражированы некоторыми СМИ.

Я надеюсь, что и в СМИ работают люди, которые любят и ценят мою библиотеку. И они не станут бездумно следовать волне пиар-кампании КМ, которому надо хоть как-то оправдаться и найти виновного в том, что денег на проект потрачено изрядно, а прибыли все нет.

Если твоя библиотека закроется вследствие нашествия "авторского права", после этого останется только ждать закрытия "Анекдотов из России" по распоряжению антинаркотического ведомста. А там, глядишь, и Чубайса снимут, и электричество отменят, так что все проблемы сами собой отпадут.

Ну, ты в курсе, как надо закрывать "Анекдоты из России". Идешь на сайт, загоняешь на него придуманный тобою анекдот, затем идешь в КМ, подписываешь с ними эксклюзив на размещение этого анекдота в интернете, и КМ-овская юркоманда спускает на "Анекдоты" иск в полтора миллиона рублей за нарушение эксклюзивности.

Не кажется ли тебе, что дело идет к тотальному переходу на p2p?

На Западе все давно уже перешли. Это мы отстаем.


Мне рассказали недавно историю об одной из русских школ в Эстонии (истинности не проверял, но звучит правдоподобно). В рамках подготовки к выпускному экзамену (кажется, в России это называется ЕГЭ) учителя там заставляют детей заучивать наизусть типовые сочинения. С запятыми и двоеточиями. За декламацию таких заученных сочинений (с запятыми и двоеточиями) школьникам ставят промежуточные зачеты. Конечно, для заучивания наизусть немного не хватает часов, отведенных на изучение русского языка в современной эстонской школе. Поэтому педагоги работают с детьми индивидуально. За небольшую и твердо установленную плату. Все довольны, показатели у школы хорошие, абитуриенты поступают в вузы. Сложности начинаются тогда, когда находятся ученики, не желающие заучивать наизусть двоеточий и запятых, но собирающиеся писать выпускное сочинение самостоятельно. Отчего-то педагоги-новаторы смотрят на них косо, зачетов не ставят, намекают, что никогда им не написать этого сочинения и что лучше бы им все-таки тоже позаниматься немного внеклассно. За небольшую и твердо установленную плату.

Сам даже не знаю, отчего вспомнилось.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Джошуа Курланцик (Joshua Kurlantzick), Укрощение Интернета, или Тирании и технологии /06.04/
Всего несколько лет назад считалось, что Интернет угрожает авторитарным режимам, неся миру идеи демократии. Но, приблизив "закрытые" общества к миру поп-культуры, Сеть так и не стала форпостом свободы и не оправдала надежд политиков как на средство пропаганды демократических ценностей. Более того, технология позволяет авторитарным режимам (не без помощи западных компаний) с удивительной легкостью ограничивать Всемирную паутину, контролировать ее и ставить себе на службу.
Елена Шерман, Детки в сетке /30.03/
Европейский союз выделил 50 миллионов евро на защиту детей в Интернете. Но если вы очень попросите своих детей, то вам расскажут, где можно найти свежие новости, какой бесплатный почтовик лучше, и на какие сайты решительно не стоит ходить, потому что они - не для приличных людей.
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 177 /30.03/
Результаты матча евробюрократов против Microsoft, свободу культуре, блокировать ли вражеские ресурсы, русская почта Yahoo, искусственный разум к 1 апреля, пиринговый заговор, как в Google поймали шантажиста.
Джейн Остен Доу (Jane Austen Doe), Признания писателя-середнячка /29.03/
Сегодняшний писатель лишился шанса быть узнанным публикой, - шанса, который был у Джейн Остен. Книгоиздательство все больше напоминает Голливуд своей ставкой на блокбастеры, и лишь немногие замечают, что профессии писателя грозит исчезновение, замечает писательница, скрывшаяся под именем Джейн Остен Доу, личный опыт которой доказывает: писательством сегодня не прокормиться.
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 176 /22.03/
Линия разлома и "Война миров", дефицит имен, ICANN обретает прыткость, шерифы против пиратов, тест Тьюринга пройден в ходе охоты на педофилов, собачьи свадьбы по инициативе масс.
предыдущая в начало следующая
Роман Лейбов
Роман
ЛЕЙБОВ
Личный секретарь М.И. Мухина
roman@admin.ut.ee

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сеть' на Subscribe.ru