Русский Журнал / Обзоры / Сеть
www.russ.ru/culture/network/20040405.html

Невод и т.д. Выпуск 178
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  5 Апреля 2004

Каждый читатель есть критик, пусть не признанный профессионалами, решающими судьбы только что вышедших книг в откликах и рецензиях, размещаемых в СМИ. Пока читатель мог прямо выразить свое мнение лишь в кругу себе подобных либо, косвенным образом, при помощи кошелька, все было в порядке. Но затем Amazon начал публиковать читательские мнения о книгах. Рейтинг таких книжных обозрений повыше, чем у колонок иных профессионалов, и потому самым популярным рецензентам Amazon стал рассылать бесплатные экземпляры лишь для того, чтобы они прочли и составили свое мнение о новинках. Получилось, что рецензенты-любители существенно изменили литературный мир. И не только литературный: ведь варвары, что вторглись в благообразный заповедник профессиональной критики, не щадят ни фильмов, ни музыки и высказывают свои мнения без оглядки на каноны и авторитеты. Вслед за Amazon читательские отклики стали публиковать Barnes & Noble, не говоря уже о сайтах для книгочеев вроде Readerville, AllReaders.com или BookReporter.com. Читательские отклики, непосредственные и свободные от канонов литературной критики, обеспечивают мгновенную обратную связь, а малотиражные книги получают шанс стать заметным явлением. Популярные авторы тревожатся, если их книги не получают читательских рецензий: ведь успех книги на Amazon тождественен просто успеху. Кроме того, оказалось, что мнение "человека с улицы", явившееся на страницах популярного ресурса, может серьезно повлиять на продажи книги. Издатели бьют тревогу: оказалось, что незамысловатая читательская рецензия, выложенная на Amazon, может существенно поднять или уронить цифру продаж, и совершенно непонятно, как бороться с мнением народным, выраженным в такой вот форме.

На этой неделе много шуму наделало мнение главы Microsoft Билла Гейтса о том, что стоимость аппаратной части компьютеров в ближайшие десятилетия будет все время снижаться, производительность серверов и пропускная способность сетей перестанут ограничивать информационный обмен и, стало быть, голосовой и рукописный ввод-вывод распространятся настолько, что во многом вытеснят клавиатурный. (Скептики перетолковали это высказывание так: программное обеспечение станет много дороже аппаратного.)

Визуализация - это очень модно. К примеру, в помянутом выше пророчестве Гейтс объявил, что уже в ближайшем будущем строку кода заменит ее визуальное представление. (Свою мысль он никак не пояснил, но некоторые полагают, что, к примеру, компоненты безопасности системы будут сводиться к красиво нарисованному замочку.) На этой неделе много говорилось о новом слове в визуализации новостной картины дня - о NewsMap, в любой данный момент сводящей весь объем сообщений на Google News в плоскость экрана. NewsMap выглядит как книжная полка, где названия томов есть новостные темы. Нечто похожее имеется на сайте NASDAQ - динамический график биржевых котировок HitMap, но карта новостей NewsMap выглядит, разумеется, намного эффектней.

Я с осторожностью сообщаю о бесплатном почтовом сервисе от Google, представленном публике под именем GMail, и обращаю ваше внимание, что сообщение об этом уже 31 марта прошло в таких СМИ, как Reuters, ZDNet.com, InternetNews.com и так далее - всего о новости сообщило 127 источников, извещает нас GoogleNews. Осторожность тут и в самом деле не помешает, так как соответствующая страничка Google помечена датой 1 апреля, как и страничка пресс-релизов, обновляющаяся не реже трех-четырех раз в год. Так вот, новый сервис обещает пользователю бесплатный гигабайт дискового пространства (Hotmail сегодня предлагает 2 Мбайт, Yahoo ≈ 4 Мбайт), возможность отсылки сообщений объемом до 10 мегабайт, а вот уничтожать написанные и полученные письма будет нельзя. Чтобы найти в этом ворохе нужное сообщение, придется запускать поиск по собственному почтовому ящику. Подробнее о новом почтовом сервисе читаем здесь. Заметим, что GMail еще не работает, и неизвестно, когда заработает.
Надо сказать, время для сообщения о новом сервисе было выбрано просто замечательно: вначале сообщения о GMail многие приняли за розыгрыш и откомментировали в том духе, что 1 апреля, мол, можно было и 10 гигабайт пообещать. Затем в Business Week указали, что вряд ли можно ожидать подобных розыгрышей от компании, которая готовится к первичному размещению акций на бирже. Ведь каждый шаг, отдающий обманом инвесторов, чреват "красной карточкой" от Комиссии по ценным бумагам, конфликтовать с которой не хочет никто.
Тут же припомнили предыдущие апрельские шуточки от Google - MentalPlex (2000 г.) и PigeonRank (2002 г.) были благосклонно восприняты публикой. В относительно полный список апрельских шуток GMail, однако, не вошла. Как, впрочем, и известие о наборе работников для открывающегося на Луне офиса Google.
Мир замер в ожидании.
А что, если это правда?
Оказалось - правда (а вот и скриншот). И у представленного публике, хоть еще и не опробованного сервиса сразу нашлись противники, поднявшие шум. Поиск сообщения по весьма объемному инбоксу, означает, что оно будет индексироваться поисковиком, а кто же хочет индексации своей личной переписки? Пользуясь электронной почтой, мы "по умолчанию" расписываемся в доверии провайдеру сервиса. Но кто гарантирует, что ссылки на письма и фрагменты из них не явятся в результатах поиска? (Вечный гонитель Google Эндрю Орловски подробнейшим образом перечисляет претензии, которые возникли у защитников приватности и - в который раз! - объявляет корпорацию источником мирового зла.) Кроме того, Google, исходя из содержащегося в сообщении набора ключевых слов, будет внедрять туда свою контекстную рекламу, с которой у инженеров Google достаточно много проблем и даже скандалов. Число скандалов несомненно увеличится, если, скажем, к письму с горестной вестью о родственнице, заболевшей раком груди, прицепится реклама порносайта, а члену пролайфистской организации та же реклама сообщит о новых способах обезболивания при аборте.
Но если отодвинуть в сторону первоапрельские приколы и всмотреться в особенности нового сервиса, то увидим, что явление Gmail куда серьезней, чем кажется на первый взгляд.
По существу Google хочет принять на себя некоторые функции настольного компьютера, а именно - хранение данных. Мысль не нова: когда-то Ларри Эллисон мечтал о "сетевом компьютере", от которого пользователю достанется лишь терминал, а все остальное исполнит центральный сервер. И еще одно. Не секрет, что новые сервисы используются вовсе не по прямому назначению, так что ничего удивительного, если юзеры станут хранить в почтовых ящиках музыку и фильмы, доступ к которым они по тем или иным причинам хотели бы ограничить. Gmail станут использовать для организации закрытых веблогов, для хранения нежелательного контента, - да мало ли на что пригодится гигабайтная захоронка. Так что нас ожидает замечательное зрелище: мы будем наблюдать, как инженеры Google справляются с проблемами, которыми их в избытке обеспечат пользователи.

Евросоюз вторично предложил тем странам, что еще не включили в национальное законодательство еврозакон, направленный против спама, сделать это. И немедленно.

Пользователь - он такой. Ему хоть кол на голове теши, но он все равно не станет придумывать "правильные" пароли, а те, что есть, болтаются на стикерах, налепленных на монитор. Он доверчиво жмет ссылки в письме, якобы пришедшем из банка, попадает на фальшивый сайт и радостно оставляет там информацию о своей кредитной карте. Ничто не дает так мало результатов, как пропаганда методов сетевой безопасности, поэтому компании пытаются бороться с ворами и мошенниками с помощью программных методов. PayPal, еВау, некоторые банки и провайдеры предлагают плагины к браузерам, которые зажигаются зеленым огоньком лишь в случае, если пользователь находится на аутентичной странице. Если страница фальшивая, то зажигается красный свет, а во всех остальных случаях горит желтый. На фронтах войны борьбы с онлайновыми мошенничествами и кражами затишья не предвидится.

Профессор Сибирского государственного аэрокосмического университета Владимир Сорокин публикует чудесные заметки об инфофауне, о нас с вами, то есть.

Канадский судья признал законность обмена файлами, заявив, что не видит разницы в использовании услуг публичных библиотек, копировальной техники и пиринговых сетей. Канадское законодательство по авторскому праву - одно из самых консервативных в мире, но министр по национальному наследию страны заявила, что пробел в законодательстве будет ликвидирован очень-очень скоро. И тогда все сразу поймут разницу между библиотекой, копиром и Р2Р.

Белая книга, опубликованная в конце прошлой недели в Сети, содержит весьма длинный список конституционных и процессуальных нарушений в деле М.Ходорковского, П.Лебедева и А.Пичугина.

На нас, укрывшихся за отсекателями поп-апов и баннерорезками, отключающих графику и анимацию, идет новая волна онлайновой рекламы. Прежний подход, базирующийся на непонимании среды и неуважении к пользователю, больше не работает. С нами нужно что-то делать - и даже не потому, что из-за нашей строптивости специалистов по онлайновой рекламе ждет голодная смерть, а просто оттого, что без рекламных доходов умрут многие хорошие веб-проекты. Надо сказать, что наше упорство в нежелании покорно съедать тонны баннеров и роликов отчасти дает плоды. Они видны хотя бы в том, что новые рекламные идеи позиционируются как менее надоедливые и "вежливые по отношению к потребителю". Именно так VibrantMedia представляет богатую мысль внедрять рекламные ссылки в текстовой контент, а 180Solutions - загружаемую программу, которая в обмен на разрешение скачивать бесплатную музыку станет показывать рекламные объявления. Ничего нового во всем этом, разумеется, нет - разве что выражение "вежливая реклама", да еще видимый дефицит новых идей.

На недостаток новых идей, ведущих к прорыву на новый уровень, жалуются все: от ученых и инженеров до писателей и художников. Времени на рыдания нет разве что у индустрии видеоигр: здесь, чавкая и урча, неторопливо расправляются с литературным наследием предыдущих веков, от Шекспира до Агаты Кристи (уже дано разрешение на выпуск игр по ее превосходным детективам). Что уж говорить о "Сталкере", который было так несложно переработать в классический квест?

Замечательный двухминутный рекламный ролик "Хонды", поразивший весь мир, так и не прорвался на телевидение США: там сочли, что 2 минуты - это слишком долго. American Express первой решила отступить от обязательного доселе стандарта "не больше 30 секунд" и выложила в Сеть четырехминутный (!) "вебизод" (webisode), где главные роли исполняют Супермен и Джерри Зайнфелд.

Морской мусор

В Музее неработающих устройств широчайший выбор вечных двигателей и соответствующих патентов, отвечающих самому взыскательному вкусу, а также остроумных, хоть и ложных теорий. Впрочем, в теоретической части Музея немало и теорий истинных, вроде "принципов неработающих устройств" или "физики вечного движения".

Сотворение тибетской мандалы стало сюжетом для подробнейшего постинга в фотоблог.

Разглядывая коллекцию старинных радиоприемников, приходишь к мысли о существовании еще одной неведомой субкультуры, объединившей науку, культуру, дизайн и мастерство.

Friendster, Orcut, LinkedIn, Tribe.Net, Rhyz, Zaibatsu, - это еще не все. Встречайте социальную сеть PeopleAggregator. Мода на социальные сети, кажется, достигла пика и, следовательно, скоро пройдет.