Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Сеть < Вы здесь
...и сам взорвал Ватикан
Готовы ли "православные фундаменталисты" заниматься насущными проблемами Нового Средневековья?

Дата публикации:  9 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Подражая Молле Насреддину, автор не будет говорить ни о том, что уже известно всем, ни о том, что еще не известно никому. Его цель:

1. дать ситуации оценку с позиций, с которых ее, кажется, еще никто публично не вынес;
2. выяснить, почему оценка с этих позиций до сих пор не вынесена людьми, стоящими - по крайней мере, по их собственным словам - на этих позициях.

Речь пойдет об иске против библиотеки Мошкова и "Литпортала". Пусть те, кто знает, объяснят тем, кто не знает.

Теоретическая часть

Примечательно и похвально, что в многообразии эмоциональных реакций совершенно не слышно воплей о врагах культуры, возвращающих страну в средневековье. То есть, конечно, просто о "врагах культуры" говорят, и много; обыгрываются имена равноапостольных учителей словенских, ворошится память Герострата и халифа Омара, заводится речь о повсеместном удушении свободы слова - но безо всякой привязки к этой многократно оболганной эпохе, на которую - "вот, мол, куда мы идем!" - еще десять лет назад указал бы в подобном случае любой уважающий себя герой (зачеркнуто) читатель Стругацких.

Дело в том, что именно в рамках "средневекового порядка" - если понимать последний не грубо марксистски как власть землевладельцев, а как мир, некогда построенный христианскими фундаменталистами от Средиземного моря до Ледовитого океана, - сам разговор о "смежных правах" был бы немыслим и практически, и (что для нас, христиан XXI века, важней) даже теоретически.

"Смежные права" - в критической степени продукт законотворчества Нового Времени, оформление претензий человеческого ума на звание самой редкой (уникальной) производительной силы. Их родина - англосаксонская система права. Важной вехой в их истории стала конституция США (ст. 8: "Конгресс имеет право... поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и открытия"). Справедливости ради отметим, что, как указывает Ричард Столлмен, это "исключительное право" рассматривалось не как естественное право собственности, а как установленная государством привилегия: "Конституция США [...] лишь позволяет систему авторских прав, но не требует ее; вот почему она гласит, что авторское право должно быть временным. Также она утверждает, что целью системы авторских прав является прогресс - не вознаграждение авторов". В современной Америке "авторское право" до сих пор рассматривается "как равновесие интересов" (см.: "Библиотеки как плоды авторского права" - Кэрол К. Хендерсон, исполнительный директор вашингтонского бюро Американской библиотечной ассоциации). Средневековое право, конечно, не чуждалось и интересов (целей, ожидаемых будущих результатов), но в его основу были положены все-таки вечные заповеди и прошлые договоренности.

"Металлов крепче он и выше пирамид"

С некоторой натяжкой, говоря о средневековом "информационном праве", можно было бы вспомнить о цеховых уставах и патентах - но цеховые уставы были личным делом договаривающихся сторон и не затрагивали интересов третьей стороны; скажем больше, за ними не стояли и этические нормы, препятствовавшие раскрывать секреты чужого мастерства. Совесть не помешала Бетгеру открыть саксонский фарфор прямым воспроизведением китайского. Что же касается патентов, то они в существенной степени служили средством раскрытия информации. Патент служил гарантией того, что патентуемая технология не прибегает к черной магии; современный эквивалент средневекового патента - наклейка "Экологически чистый продукт". Наконец, уставы и патенты относились только к технологиям; книги переписывались совершенно свободно.

Церковное Предание мало затрагивает проблему исключительного отношения автора к произведению искусства, - но там, где Церковь высказывается, Она высказывается исчерпывающе. Первая громкая попытка ввести, помимо собственности на материальные объекты, "собственность на информацию" принадлежит императору Юлиану Отступнику, отпавшему в неоплатонизм уже после Константинова крещения и ставшему по восшествии на престол жестоким и коварным гонителем христиан; к числу его распоряжений, в частности, относятся запрет на употребление слова "христианин" (предписывалось говорить: "галилеянин", "галилеяне") и запрет преподавать христианам "греческую ученость", т.е. математику, философию, естественные науки и прочее знание, причисленное к {коллективной} собственности открывших его язычников. Св. Григорий Богослов так комментирует его инициативы:

"Как же ты говоришь, что греческая образованность - твоя? Не финикийцам ли принадлежат письмена или, как думают другие, не египтянам ли, или еще не евреям ли, которые и их превосходят мудростью и которые веруют, что самим Богом начертан закон на богописанных скрижалях? Тебе ли принадлежит аттическое красноречие? А игра в шашки, наука чисел, искусство считать по пальцам, меры, весы, искусство строить полки и воевать - чье это? Не эвбеян ли? Потому что в Эвбее родился Паламид, который изобрел многое и, тем возбудив зависть, потерпел наказание за свою мудрость, то есть приговорен был к смерти воевавшими против Илиона. Итак, что же? Если египтяне и финикийцы, если евреи, у которых и мы заимствуем многое для своего обучения, если, наконец, жители острова Эвбеи будут по-твоему присваивать себе все это как собственность, что нам тогда делать? Чем будем защищаться против них, попав под собственные законы? [...] Угодно ли тебе, чтоб я, оставив прочее, обратился к главному предмету твоего безумия, или, лучше, злочестия? То самое, чтоб посвящаться и посвящать в таинства и служить богам, откуда перешло к тебе? Не от фракийцев ли? [...] А жертвоприношения - не от халдеев ли или от киприотов? Астрономия не вавилонянам ли принадлежит? Геометрия не египтянам ли? Магия не персам ли? Гадание по снам - от кого, как не от телмисян? Птицегадание от кого, как не от фригийцев, которые прежде других стали замечать полет и движения птиц? Но чтобы не многословить, откуда у тебя все частные принадлежности богопочтения? Не каждая ли от одного какого-либо отдельного народа? А из соединения всех их вместе составилось одно таинство суеверия! Итак, что же? После того как все отойдет к первым изобретателям, не должно ли будет допустить, что у тебя не останется ничего своего, кроме злобы и твоего богоотступничества, поистине нового?" ("Слово Первое обличительное на царя Юлиана")

Дерзающим поспорить с Григорием Богословом (такие бывают) можно предложить и более основательное объяснение - не нравственно-этического, а онтологического характера. Владимир Лосский, ссылаясь в своем курсе догматического богословия на Св. Максима Исповедника, пишет о "тварной вечности" умопостигаемых идей: "пропорции, истины, неизменяемые структуры космоса, геометрия идей, управляющих тварным миром, сеть математических понятий".

Иеросхимонах Антоний Булатович поясняет в работе "Моя мысль во Христе": "Ипостасная Премудрость Божия словесным Действием Премудрости Своей тогда, когда создала все сущее, создала и идею всего сущего. Слово тогда, когда создало мыслящую и глаголющую тварь, создало ради сей твари членораздельный образ мышления, состоящий в созерцании оком ума идей всего сущего. Эти созерцаемые идеи, выраженные условными звуками, создали речь ангельскую и человеческую".

Этот подход к природе информации - наряду с материалистически-номиналистским, но иным, чем тот, способом - автоматически выводит "продукт авторского труда" из отношений собственности-в-силу-homesteading и отчуждения-в-силу-договора. Да, идеи реально существуют, но человек не может ни владеть, ни распоряжаться ими в строгом гражданско-правовом смысле - только пользоваться. Право автора есть в лучшем случае право первооткрывателя, Колумба - нанести на карту свое имя (или, скажем, имя своей королевы). Для того чтобы стать собственником Америки, нужно сделать нечто большее - нужно вспахать Америку, застроить Америку, иными словами, ввести Америку в хозяйственный оборот.

Для того чтобы стать собственником Солнца, нужно вспахать Солнце. Идеи реальны, но еще менее, чем Солнце, доступны для нашего плуга.

"Куда ты пойдешь, если выпадет снег?"

В иске против Мошкова есть еще один аспект, плохо совместимый со здравым смыслом и совсем никак не совместимый со Священным Преданием, - это соображения "упущенной выгоды". Максиму инкриминируются не действия, которые он совершал, и от него требуется не отменить сами эти действия; инкриминируются действия прохожих со стороны (гипотетических офлайн-читателей Марининой и Головачева), которых они не совершали, но - подразумевается - непременно совершили бы, не окажись у них под рукой доступа к интернету. Здравый смысл усматривает здесь только преувеличение, Ветхий же и Новый Завет - прямое преступление заповеди: "Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день" (Притч 27:1); "...вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло" (Иак 4:13-16). Преступлением заповеди, заметим, является уже сам расчет "упущенной выгоды" "для целей внутреннего потребления"; как же следует рассматривать предъявление этого расчета в суде и требование возмещения?

Детальные рассуждения о том, управляем ли мир доступными человеку средствами и можно ли требовать от природы (даже не от общества) точного исполнения наших пятилетних планов, находятся за пределами нашей статьи. Интересующихся автор отсылает - на выбор - к истории о Вавилонской башне или к истории СССР.

Реально-политическая часть

Удивительно и печально, что на скандал вокруг lib.ru никак не отреагировали организации, которых вопрос о "собственности на информацию" должен волновать просто по долгу службы. Каким бы ни стал формальный итог процесса над Мошковым, сам этот процесс обречен обернуться - и уже оборачивается - идеологическим Нюрнбергом для того "информационного права", которое изобретено безбожными вольнодумцами Просвещения и внедрено безбожными государствами Нового Времени. Православным фундаменталистам достался один из тех редких случаев, когда требования христианского права, не удовлетворяемые судебной практикой современного мира, - а что такое фундаментализм, если не теология, положенная в основу права? - де-факто разделяются большинством населения как "общечеловеческие".

Ягнята молчат. Молчит "Союз православных граждан" - как основной сайт на "Радонеже", так и вспомогательный на "Едином отечестве". Молчит реставрационно-монархический "Союз православных хоругвеносцев". Молчит, наконец, "Русь Православная", издание Константина Душенова. То есть, конечно, не молчат, а насмерть борются с ИНН, строительством храма Кришны, Гарри Поттером в книжных магазинах, валеологией в школах и отсутствием православных программ на центральном телевидении. То есть с вещами больше знаковыми, знаменательными, чем волнующими нормального человека.

И ладно бы соображения веры; есть ведь еще соображения "веры и культуры", "национального достояния" и им подобных патриотических ценностей. Надо полагать, гибель библиотеки Мошкова рассматривается ягнятами как меньшая угроза национальной культуре, чем четыре тома "Гарри Поттера"...

Вероятных причин такого странного поведения две, и, скорее всего, действуют обе.

"Любовь моя, цвет зеленый"

Признанным держателем торговой марки "фундаментализм" в современном мире - спросите десяток встречных прохожих - считается политический ислам. Общим местом стало утверждать, что ислам - поскольку "моложе" - "переживает сейчас ту же стадию, что христианство в эпоху крестовых походов" (т.е. оформляется в аналогичную ему активную политическую силу). Отсюда один шаг до копирования образцов "религии прямого действия" у арабов - как когда-то арабы вернули в Европу александрийские пергаменты, высокоточную оптику и уравнения первой степени. Если уж диякон всея Руси Кураев (известный своим либерализмом и творческим подходом к делу) рассуждает о "православных шахидах" с Кинчевым из-за плеча - какой гибкости фантазии мы можем ожидать от завсегдатаев митингов и крестных ходов?

А гибкость фантазии требуется преизрядная. Проблема свободы воли в исламе вынуждена примирять строгий фатализм с представлением об ответственности за грехи. Отсутствие в исламской догматике теозиса (о-божения) и синергии делает невозможным отношения договора (завета) с Богом - только отношения приказа и терпеливого его исполнения. Грубо говоря, "естественное право" для христианина - это гражданское, договорное право, "естественное право" для мусульманина - директивно-дисциплинарное и уголовное право, и не случайно знакомые нам по Ирану "исламские революционеры" так легко находят общий язык с революционерами-коллективистами, революционерами-коммунистами. Нормы шариата не имеют аскетического или педагогического смысла; основная их задача - механическое избавление от будущей муки путем здешнего наказания, так как "за одно и то же преступление Аллах дважды не наказывает".

Или пусть об аскетике думают старцы, а нам довольно того, что ребята в зеленых повязках браво сбивают самолеты и бьют блудниц ремнем по попе?

"Что такое дебют? И что такое идея?"

Есть еще одно объяснение, которое хорошо тем, что не сваливает вину на арабов.

Если внимательно изучить требования "патриотов", в большинстве своем они сводятся к тому, чтобы предоставить определенной корпорации или определенной группе экспертов определенные привилегии - или какие-нибудь налоговые бонусы (налог на имущество религиозных организаций), или монопольные права на распределение какого-нибудь ресурса (земля в Москве, академические часы в школах). Реальное исключение составляет только борьба против абортов - но без этого исключения было бы как-то совсем странно, за пределами не только исповедания даже, а просто клинической нормы. Как правило, требования "союзов православных" начинаются со слов: "Пусть государство..."

Иными словами, за государством признается законное и едва ли не божественное право уделять жаждущим от Волшебного Источника. Любое мыслимое право, law, оказывается системой преференций: "христианское право" - системой преференций для христиан, "римское право" - системой преференций для римлян, "военно-морское право" - системой преференций для военных моряков. В осадке не остается ничего специфически христианского, или специфически римского, или специфически военно-морского. Остается только спорить, лучше ли римляне военных моряков; Госплан, централизованный распределитель (не конкретное правительство или президент, а сама концепция государства как воплощения Абсолютного Духа), остается вне подозрений.

Разумеется, в поле зрения рассуждающего таким образом "христианского фундаменталиста" никак не может попасть чисто гражданско-правовая коллизия вроде "Мошков vs. КМ", лучшее, что он предложит на ее счет, - разобраться, нравоучителен ли контент, который предлагается удалить из сети или оставить в сети. Несколько больше надежд на наше "все более средневековое и средневековое" государство (не концепцию российской государственности образца 1993 года, а на конкретное ЛПР в конкретном кожаном кресле) - что решение, принятое в отношении "Мошкова и КМ", будет не частным и директивным, а принципиальным и правовым.

В любом случае специфически христианскую правовую парадигму еще предстоит вспоминать.

Эпилог

Когда-то мне казалось, что ответный удар здравого смысла - не common, а именно "здравого", valid - начнется с серии тщательно подготовленных показательных процессов.

И вот на кону - 500 тысяч условных денежных единиц. На коне - агностик Максим Мошков.

Геть, православные, нам должно быть стыдно.

9 апреля 2004 года (Страстная пятница)
9:45 часов утра


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Александрийская библиотека им. Ленина /08.04/
Кто остановит Герострата Полиграфовича? Е.Горный, Д.Вернер, А.Носик, М.Кононенко, А.Андреев, А.Москаль, В.Березин, А.Глушенков, А.Миронов, А.Левенчук, М.Фрай, Д.Манин о будущем сетевых библиотек в связи с текущей ситуацией.
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 178 /05.04/
Варвары-читатели в заповеднике профессиональной литкритики, карта мира новостей, почта от Google - все не как у людей, инфофауна, ждем цунами "вежливой рекламы".
Роман Лейбов, Священная корова против неродившегося зомби /09.04/
Беседа с Максимом Мошковым. "Ну, ты в курсе, как надо закрывать "Анекдоты из России". Идешь на сайт, загоняешь на него придуманный тобою анекдот, затем идешь в КМ, подписываешь с ними эксклюзив на размещение этого анекдота в интернете, и КМ-овская юркоманда спускает на "Анекдоты" иск в полтора миллиона рублей за нарушение эксклюзивности".
Джошуа Курланцик (Joshua Kurlantzick), Укрощение Интернета, или Тирании и технологии /06.04/
Всего несколько лет назад считалось, что Интернет угрожает авторитарным режимам, неся миру идеи демократии. Но, приблизив "закрытые" общества к миру поп-культуры, Сеть так и не стала форпостом свободы и не оправдала надежд политиков как на средство пропаганды демократических ценностей. Более того, технология позволяет авторитарным режимам (не без помощи западных компаний) с удивительной легкостью ограничивать Всемирную паутину, контролировать ее и ставить себе на службу.
Елена Шерман, Детки в сетке /30.03/
Европейский союз выделил 50 миллионов евро на защиту детей в Интернете. Но если вы очень попросите своих детей, то вам расскажут, где можно найти свежие новости, какой бесплатный почтовик лучше, и на какие сайты решительно не стоит ходить, потому что они - не для приличных людей.
предыдущая в начало следующая
Игорь Семендяев
Игорь
СЕМЕНДЯЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сеть' на Subscribe.ru