Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Сеть < Вы здесь
П@утина, выпуск 32
Дата публикации:  11 Июля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе в Сети появился весьма странный сайт под названием S.O.S., посвященный некоему Сергею Кусакину, осужденному за "убийство, которого он не совершал". Сообщение о "сайте против судебной ошибки" поползло по Сети: лично я насчитал шесть статей о нем (те, которые выдали "Яндекс" с "Гуглем"). Все они явно ведут начало от студенческой газеты "Энергия". Все датированы седьмым июля, за исключением одной, от восьмого числа (в самой "Энергии" сообщение появилось пятого). Обычное дело: кто-то разослал пресс-релиз.

Подробности инцидента прямо-таки потрясают: "...Судьба, к сожалению, преподнесла Сергею очень нехороший подарок. Его обвинили в преступлении, которого он не совершал. И осудили. На долгих 22 года. Никаких доказательств и фактов причастности его к этой истории, всем известные методы убеждения оперативных работников и формальность суда - вот как приписываются "глухари" невинным людям. Отдельная тема - подкупность судей и их ошибки. Они всегда имели место быть. И будут продолжаться. Почему? Это результат непрофессионализма должностных лиц? Или всему виной врожденная тяга людей к большим деньгам? Наверное, оба эти факта актуальны. Тяга к деньгам, к наживе притупляет даже у самых достойных людей чувства сострадания, гуманности, справедливости".

Правда, кроме подобной риторики на сайте ничего и нет больше. А я достаточно насмотрелся на "жертв беззакония", чтобы утверждать, что когда человек оперирует голой риторикой, это значит, что больше ему сказать нечего, за душой у него для аргументации ничего нет... Когда жалобщик на "беззаконие" говорит, что везде был и везде его не слушали либо "покрывали" его обидчиков, у меня сразу возникает мысль не о поголовной продажности, а о неправоте самого жалобщика: мне в это проще поверить. Да и "бритве Оккама" соответствует опять же. Впрочем, для вывода о виновности Кусакина данных маловато: сайт делали "друзья и родственники" - поволновались, ну и написали, не подумав немного. Бывает.

С недоверием отнестись к S.O.S. заставило и знакомство с нашей судебной практикой. Столько, сколько дали Кусакину, дает только областной суд, а о том, как вылизывают на следствии уголовные дела, которые там рассматриваются, я знаю. Чтобы человека осудили на основании одного только оговора, не подтвержденного объективными данными, - требуется ну очень неблагоприятное стечение обстоятельств. Хотел было документы почитать - а нету, ни обвинительного заключения, ни приговора. Зато про продажность прокуратуры и необъективность суда - в избытке.

(По поводу судебной практики - рекомендую недавнее интервью с председателем Мосгорсуда Ольгой Егоровой. В нем есть, в частности, и про "обвинительный уклон", и про малое количество оправдательных приговоров в наших судах.)

Учитывая некоторую, мягко говоря, однобокость представленной на сайте информации, я просто зашел на форум и попросил почитать приговор или обвинительное заключение (ну любопытный я). Вскорости ответил пользователь форума с ником "Таня", она сообщила, что текст у нее есть, и спросила, зачем мне. Я, разумеется, сказал, что могу помочь советом.

Вообще, "Таня", по моим наблюдениям, один из самых активных пользователей форума. Позволю себе предположить, что ник этот принадлежит подруге Кусакина, которую тоже зовут Татьяной (хотя номер ICQ, ей принадлежащий, зарегистрирован на девушку с именем Наталья). После этого, узнав примерную дату обсуждения приговора (6 апреля), я просто зашел на сайт http://www.nsk.ru/, и поискал по нему. Разумеется, нужная новость нашлась сразу же (на фотографии, ее иллюстрирующей, на переднем плане, похоже, Кусакин и стоит). Расхождения с тем, что написано на сайте в поддержку Кусакина, прямо скажем, потрясают. Версия S.O.S. - Кусакина оговорил знакомый, который сам же и совершил убийство, из ревности. Версия приговора - убийство было совершено группой в пять человек, из корыстных побуждений. С места преступления похищены вещи на сто с чем-то тысяч рублей и деньги. Хозяина дома с подругой вывезли на берег водохранилища, где убили, а трупы утопили.

Сразу вспомнился случай времен студенчества: месяц примерно я прожил на квартире у сильно злоупотреблявшей алкоголем тетки, которая как-то, подвыпив, жаловалась на злодеев, которые ее сына упекли в тюрьму. Пошел он в парк гулять, а там хулиган к девушке пристает. Он вступился, а хулиган оказался чьим-то там сыном. Итог всего - тюрьма. Потом, правда, из взятой на почитать книги выпал приговор. Угон мотоцикла, оказывается.

Если вы спросите большинство тюремных сидельцев, за что они сидят, то скорее всего услышите: "ни за что" в стандартном контексте про продажную прокуратуру и суд и оговоривших страдальца свидетелей. Здесь мы видим примерно то же самое явление, но выведенное на качественно иной уровень. Уже не пишет сиделец на двойном тетрадном листке кривым почерком жалоб в прокуратуру, Верховный и Страсбургский суд. Вместо этого верстается сайт и рассылаются пресс-релизы. Впрочем, в качестве рудимента тюремных технологий остается кривость верстки сайта: вероятно, неизвестный дизайнер хотел сделать так, чтобы картинки-ссылки, ведущие на разные страницы, меняли вид при наведении мыши. Вместо этого в статус-строке браузера пишется про script error. Да и от самого наполнения сайта, в котором объективной информации размещено ноль, а слез и соплей - море, за версту веет топорной попыткой манипуляции общественным мнением. Подозреваю, такую идею такую авторы S.O.S. взяли из дела Иванниковой - но там, по крайней мере, обвинительное заключение никто не скрывал. (Об Иванниковой я вспомнил потому, что сайт про невинно осужденного Кузакина появился предположительно 5 июля, буквально вот-вот, а приговор был вынесен еще в апреле.)

Вообще, все эти "общественные расследования" и допуск "общественности" в какой-либо форме к судебным процессам вызывают во мне стойкую антипатию: ну вот не верю я, вслед за Станиславом Ежи Лецем, в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. В качестве примера могу привести самый, пожалуй, громкий из идущих сейчас процессов - рассмотрение дела по обвинению Нурпаши Кулаева в терроризме и захвате заложников. В свое время обозреватель "Эха Москвы" Юлия Латынина активно призывала к "общественному расследованию" событий в Беслане, с непременным условием: в комиссию должны входить только сами потерпевшие либо их родственники. Мотивировалось это тем, что "ни один член этой комиссии, будучи сам родственником человека, который побывал в этой школе, не сможем глядеть в глаза своим родственникам, если он будет врать". (Это, надо сказать, в корне неверное наблюдение: когда дело касается самого человека или его родственников, он способен с легкостью врать даже самому себе.) Впрочем, посмотрим на то, какими методами вела бы расследование подобная комиссия, если бы ее вдруг создали. На сайте "Правда Беслана" сейчас выкладываются полные стенограммы заседаний, так что мы имеем уникальную возможность пронаблюдать за событиями в суде почти вживую.

Остановлюсь на одном из "вопиющих" моментов. Как известно, одной из деталей, не подтвержденных официальным следствием, является то, что до штурма в школу якобы было завезено оружие. Всплыло это "оружие" сразу после захвата заложников и обязано своим появлением, как я понял, захвату в театральном центре на Дубровке, где оружие действительно было завезено заблаговременно. Потом следствие неоднократно факт его наличия опровергало, но конспирологам таки неймется. Параллели с "Норд-Остом" за год куда-то пропали, а "оружие" - осталось. Развитием темы является сообщение о том, что в школе якобы с утра уже находились боевики, которых туда пустила директор школы Лидия Цалиева. На нее жители города почему-то особенно злы (почему - совершенно непонятно). Так что если будете читать стенограммы, не удивляйтесь выкрикам из зала с проклятиями в адрес "директора".

Так вот, в стенограмме третьего заседания есть момент, когда одна из потерпевших пытается получить от Кулаева ответ на вопрос о том, был ли кто-нибудь в школе до начала школьной линейки (на самом деле она пытается его склонить к нужному ответу: первый вопрос в цитате - наводящий, он этот ответ в себе уже содержит, что запрещено, кстати, Уголовно-процессуальным кодексом).

"- Еще вопрос. Когда нас загоняли в школу, то я видела, как сверху уже стреляли. А ты утверждаешь, что в школе никого не было.

- В школе я не видел. Мы последние были. Когда мы зашли туда, боевики уже были на втором этаже и на первом.

- Еще раз повтори это.

- Мы туда последние зашли. До этого они уже полностью на втором и первом этаже были. Под контролем боевиков полностью была школа.

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- Кулаев, подождите, объясните пожалуйста, что вы хотите сказать.

- Я говорю, пока мы не зашли туда все боевики, уже там боевики знали куда надо, как надо. Они уже полностью под контроль взяли эту школу.

- Знали, куда надо, это один момент. Были ли там другие люди, это другой момент.

- Других людей я не видел. Но они сразу захватили школу. Мы даже, последние, еще в эту школу зайти не успели, уже там Полковника люди полностью под контроль взяли эту школу".

Такого плана вопросы повторяются практически все заседание (можете почитать полную стенограмму, там это очень заметно). А на следующий день - сенсация! Кулаев меняет свои показания: оказывается, все-таки были боевики на втором этаже.

"- Я говорю, без сопровождения, это невозможно. И еще я хочу сказать, даже мы когда спрыгнули с машины, сейчас люди говорят, со второго этажа стреляли, там были уже боевики. Но я говорю, на второй этаж они нас уже не пустили. Я не знаю, на втором этаже, что было. Но там боевики, все которые со мной были, они мертвые были. Но я хочу сказать, в этой школе, даже мы еще зайти не успели во двор, уже с крыши и со второго этажа начали стрелять. Я это знаю".

В общем, не волнуйтесь, граждане: процесс обещает быть долгим, и Кулаев еще успеет озвучить в суде все бесланские слухи. Не отстает от него, кстати, и сторонница "общественных расследований" Юлия Латынина: последний ее опус про горящих после применения "Шмелей" детей, которые, как огненные факелы, бегали по захваченному спортзалу, я даже не стану комментировать. Единственное, на что хочу обратить внимание: когда я размещаю у себя в ЖЖ реплику по поводу этой статьи, буквально через несколько часов туда заходит человек, который со "Шмелями" дело имел и который по-человечески мне, неразумному, объясняет, что от них загораются только легковоспламеняющиеся предметы. А вот обозревательница "Ежедневного журнала" и радиостанции "Эхо Москвы" не находит пятнадцати минут, чтобы проверить информацию, предпочитая публиковать феерический бред, который прочтет гораздо большее количество народу, чем тот же мой ЖЖ. И все исключительно для того, чтобы подтвердить еще один слух - о том, что большинство заложников погибло от обвала крыши и пожара, вызванного "Шмелями" (тоже неправда: на самом деле от обвала с пожаром погибло, наоборот, подавляющее меньшинство заложников).

Общественное, говорите, расследование?..

Процесс у нас, конечно, гласный и открытый, но это еще не повод допускать до него невежд или людей, которые, как в случае с Кусакиным, пытаются использовать общественное мнение в своих целях. На одно дело Иванниковой, в котором общественность, похоже, действительно добилась отмены неправосудного приговора, приходится с десяток таких вот Кусакиных в тандеме с журналистами вроде Латыниной. Результаты мы легко можем видеть, открыв газету или включив телевизор.

Я, собственно, к чему так подробно описывал свои хождения по веб-страницам? Мы с вами, пользуясь Сетью, можем самостоятельно получать данные из кучи разных источников, независимых и неангажированных, а зачастую - и из первых рук, как в случае с бесланским процессом. И если мы не захотим, чтобы нас обманули, - никто нас не обманет.

Еще одна из главных околокомпьютерных новостей связана с патентами на программное обеспечение. Законопроект о которых был на прошлой неделе отклонен Европарламентом. Правда, при этом патенты выдаваться все-таки будут, поскольку EPO (Европейское патентное ведомство) - организация независимая. Так что отклонение законопроекта - не запрет на пресловутые патенты, а скорее отсутствие разрешения. Точно так дела обстояли и раньше.

Правоприменительная практика по компьютерным преступлениям нарабатывается не только у нас, но и в Штатах. Хотя когда я увидел название города, в котором разворачивались события, показалось, что дело происходит как раз у нас. Ибо называется город - Санкт-Петербург. Преступление состоит в пользовании через открытую беспроводную сеть доступом в Интернет. По нашим законам такое расценивалось бы как несанкционированный доступ к информации и причинение имущественного ущерба (статьи 272-я и 165-я УК соответственно). Только вот возникает вопрос: как определить, сам хозяин "расшарил" сеть, позволив ею пользоваться всем желающим, или просто по ошибке ткнул не туда, в результате чего сеть стала свободно доступна. Ну, в санкт-петербургском прецеденте можно предполагать, что имела место ошибка при конфигурировании сети, а вот где-нибудь в центре Москвы, где доступны по несколько сетей в один момент времени, трудно определить, где благотворительно-рекламный бесплатный доступ в Сеть, а где - низкооплачиваемый админ-идиот...

Google между тем успешно посудился за доменные имена с нашим, между прочим, соотечественником, отобрав у него несколько адресов, сходных со своим именем "до степени смешения".

Также поисковый гигант открыл API своего сервера Google Maps и выпустил-таки панель для Firefox. Вообще, Google Maps потихоньку становится сетевым развлечением. Прочитал, скажем, про самолет, врезавшийся в ангар - сходил и на ангар посмотрел. Удобно же... Но этим список развлечений не исчерпывается. Можно, например, прикрутить карту к собственному сайту. Или прикрутить к самой карте что-нибудь веселое. Ну и еще из новинок от Google - Google Earth.

Кстати, карты, размещенные на сервере Google, имеют разрешение, которое, согласно отечественному законодательству, является не то секретным, не то просто ограниченного пользования. Стало быть, можно (о ужас!) рассматривать любые объекты на территории России. Да-да, и секретные в том числе. Сам все собираюсь посмотреть на пару "пионерлагерей" рядом с городом, в котором живу: один из них - точно военная часть, другой, судя по расположению, тоже. Разумеется, привлечь за просмотр таких карт никто не может, поскольку за разглашение секретной информации могут нести ответственность только люди, которые к этой информации имели доступ официально, с подпиской. Смотрите, в общем, на здоровье.

Пока в США судят Grokster и Morpheus, компания Opera Software движется ровно в противоположном направлении, встраивая в свой браузер поддержку работы с протоколом BitTorrent. Так, глядишь, в Штатах запретят "Оперу" как хакерский инструмент, способствующий массовым нарушениям авторского права.

Специалисты по компьютерной безопасности способны возбуждаться на самые неожиданные вещи, этой безопасности угрожающие. Недавно объектом критики стал плеер iPod: на нем, оказывается, можно файлы переносить, в том числе и тайно, в том числе и нелегально скопированные. Даже программу специальную написали, которая этим занимается. С ума сойти, сколько времени потребовалось для такого умозаключения. Я даже могу подсказать специалистам по безопасности, на что обратить внимание в следующий раз: в принципе, носить файлы можно и на сотовых телефонах. Особенно если на компьютере и телефоне есть инфракрасные порты. Разумеется, если за безопасностью следят на должном уровне, их там нет, но случаи разные бывают. (Вспоминается история про какую-то контору, работникам которой запрещалось выносить дискеты и компакты с работы. Приходилось нужные файлы посылать самому себе домой по электронной почте.) А еще - фотокамеры некоторых фирм (Olympus, в частности) вообще распознаются как съемные жесткие диски...

Просто так: куча фотографий прыгающих котов. Сканы обложек советских детских книг. Фотографии и сообщения о терактах в Лондоне. Фотоотчет о дуэли на помидорах, новой забаве российских жежистов. Которые на днях, кстати, лишились одного из мест для собраний (сам я там, правда, ни разу не был, но жалко все равно). Два музея синтезаторов: советских и империалистических. А также разоблачение антихристианской сущности Интернета (слабонервным читать не рекомендуется). Фотографии, сделанные в рентгеновских лучах, а также подборка фотоснимков беременных животных... Все-таки на странные страницы приходится иногда заходить... Увидеть 166 форм глагола "извергать" в блоге "Яндекса" - все же менее странно: все-таки поисковик, разбор грамматики, все дела... А статья про исследование женского оргазма - уже и вовсе научно-популярное чтиво. Или, например, описание того, как сделать свой "Макинтош" совместимым с десятитысячным годом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Павел Протасов, П@утина, выпуск 31 /04.07/
Суд против пиринга, милиция против подделок, Гугль против видео.
Павел Протасов, П@утина, выпуск 30 /27.06/
Cрок за WebMoney, Google Maps ширится, "Родина" как торговая марка, вопросы психозомбирования.
Павел Протасов, П@утина, выпуск 29 /20.06/
LJ vs. NATO, "НетПроектЖурнал", ловля на живца, хакеры-антисемиты, о бесплатном интернете, Pac-Man-юбиляр, база Большого брата.
Павел Протасов, П@утина, выпуск 28 /13.06/
Контрафактные приставки, электромедицина, GPL 3, фотографы против маразматиков, уходящие символы эпохи, искусство апгрейда Windows.
Павел Протасов, П@утина, выпуск 27 /06.06/
"КМ-онлайн" vs. все оптом, зачем сидеть в Сети, новые паспорта, фотоаппарат бесплатно, Quake 4.
предыдущая в начало следующая
Павел Протасов
Павел
ПРОТАСОВ
pautin@gmail.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сеть' на Subscribe.ru