Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Не здесь < Вы здесь
Малер, Верди и Стравинский на румынский лад
Дата публикации:  8 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Поживу я, воля Божья, у румын:
Говорят, они с Поволжья, как и мы.
/Высоцкий/

Как уже писал Русский Журнал, 25 сентября БСО п/у Владимира Федосеева открыл сезон исключительно сильной программой из произведений Б.Чайковского, Стравинского и Энеску. По случайному совпадению, днем раньше на родине Энеску завершился международный фестиваль его имени. Московским журналистам довелось побывать на нескольких концертах фестивальной программы.


Большой зал - основная фестивальная площадка

Румыния - страна загадочная: любые небылицы по ее поводу звучат куда достовернее правды, а за океаном едва ли представляют, где она вообще находится. Путаница в голове героя Высоцкого показательна: если Россию многие иностранцы ассоциируют с милицейскими ушанками, икрой и балалайкой, то наши ассоциации с Румынией еще более случайны. Граф Дракула, диктатор Чаушеску, фильмы Серджиу Николаеску, жулик Ионел Миря из "Катакомб" Катаева - не так много. Между тем, Румыния богата музыкальными традициями - пианистов Дину Липатти, Клару Хаскил, Раду Лупу знает любой меломан. Композитором с мировой известностью стал Джордже Энеску (1881-1955) - автор двух "Румынских рапсодий", нескольких симфоний и сюит, оперы "Эдип" (написанной, кстати, одновременно с "Царем Эдипом" Стравинского, хотя в первой трети ХХ века трудно найти две более несхожие оперы). Энеску был выдающимся дирижером, пианистом, альтистом, скрипачом - он выступал в ансамблях с Крейслером, Менухиным, Казальсом, Ойстрахом, Изаи. Через три года после смерти музыканта состоялся первый фестиваль его имени, - ныне это музыкальный форум европейского класса.

Фестиваль, почетным председателем которого в течение многих лет был Иегуди Менухин, - ученик Энеску - является огромным событием в культурной жизни Бухареста. Его символику можно встретить в самых неожиданных местах, а концерты и спектакли проходят одновременно на нескольких площадках столицы: Национальная опера, Большой зал Королевского дворца, Концертный зал Румынского радио. Камерный цикл "Бетховен в полночь" звучал в красивейшем зале "Атенеум": вечера начинались в 22-00 и проходили при неизменном аншлаге - не говоря уже о программах, звучавших в более урочное время при переполненных залах. Притом компакт-диски крупных лейблов на фестивале раскупались неважно, - по словам дистрибьюторов, большинству румын они не по карману. Достаточно грустная картина и в музыкальных магазинах Бухареста - помимо дискографии Энеску, выбор классики здесь крайне беден, а единственная европейская фирма, представленная достаточно полно - "Capriccio". Тем не менее, несколько месяцев назад в Румынии приобрели лицензию на продукцию фирмы EMI, поэтому надежда на улучшение ассортимента все же есть.


Лестница и памятник Энеску в "Атенеуме"

Первая неделя форума была отдана конкурсу вокалистов, пианистов и скрипачей. Жюри XVI фестиваля возглавили Криста Людвиг, Лазарь Берман и Дмитрий Ситковецкий; лучшей пианисткой стала россиянка Илона Тимченко. Две недели заняла фестивальная программа, среди участников которой - оркестры Вены, Лондона, Стокгольма, Москвы, дирижеры Колин Дэвис, Мишель Плассон, Зубин Мета, Герд Альбрехт, солисты Иво Погорелич, Давид Герингас, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Миша Майский. Герингасу, исполнившему цикл виолончельных сонат Бетховена, выпала честь играть и на закрытии форума; Кремер же, участвовавший в одном из симфонических вечеров как солист, дал со своей "Кремерата Балтика" отдельный концерт, посвященный сочинениям Энеску.

Аналогичную программу нам удалось посетить 22 сентября, - солисты оркестра имени Энеску исполняли его камерные произведения. Некоторые из них на слуху: так, виртуозный "Концертштюк" - один из любимых бисов у альтистов; другие можно было услышать только на этом концерте. Уровень произведений и качество игры были неровными - наибольшее разочарование оставили "Легенда" для трубы с фортепиано и виолончельная соната. Были и две явные удачи: одна - "Allegro de concert" для арфы соло, которую исполнил Ион Иван Ронсеа, больше похожий на программиста, нежели на солиста филармонического оркестра. Если первая часть пьесы напоминает средневековую лютневую музыку, то вторая звучит куда эмоциональнее и ближе к концу все больше похожа на импровизацию. Другая удача - шестиминутное "Andante religioso" для органа и двух виолончелей. Необычный инструментальный состав оказался более чем убедительным; органный "фон" придавал звуку солирующих инструментов дополнительный объем и глубину, сама же музыка носила характер скорбный и торжественный.


Фасад "Атенеума"

Вслед за камерным концертом в соседнем зале без перерыва начался симфонический; на сцене был оркестр Московской филармонии со своим патроном Юрием Симоновым. Программа была поровну поделена между европейской и отечественной музыкой. В сюите Энеску #2 Симонову удалось передать "пряный" характер музыки, а в кульминационных ee моментах - добиться торжественности, лишенной ложного пафоса. Наиболее удачно прозвучала предпоследняя часть с мягкими звуками арфы, соло деревянных духовых, еле уловимыми ударами литавр. Центром вечера стал двойной концерт Брамса, - солировали Виктор Третьяков и Миша Майский. При исполнении этой взволнованной музыки оркестру не хватало эмоций и точности штрихов, зато солисты были в ударе; и если "плачущая скрипка" - не только художественный образ, то в руках Третьякова она плакала по-настоящему, а Майский даже не уронил смычок. Программу продолжила Четвертая симфония Чайковского и мини-сюита из "Лебединого озера" на бис. Для посетителя московских концертов - не так интригующе, как дуэт Третьякова с Майским, однако румынская публика была в восторге: оркестр МГАФ сыграл на пределе своих возможностей.

На следующий день московский коллектив уже без Симонова и Майского повез эту же программу в Брашов, а Бухарест вновь предложил две интересные программы. Днем в "Атенеуме" Петер Шрайер исполнил "Зимний путь" Шуберта, а вечером выступил Зубин Мета с оркестром "Maggio musicale fiorentino", причем в течение всего концерта у стен стояли десятки людей, не имевших мест. Вначале была исполнена "Увертюра на румынские темы" Энеску, украшенная тончайшим соло флейты и почти джазовыми пассажами фортепиано; восхищение вызвали медные духовые, звучавшие - особенно по московским меркам - удивительно уверенно и точно. "Весной священной" Стравинского Мета дирижировал уже без нот, и по сравнению, скажем, с летним исполнением Салонена "Весна" звучала мрачнее, решительнее, увереннее. В последние минуты маэстро особенно тонко сыграл на чувствах слушателей, намекая на неотвратимость развязки и в то же время оттягивая ее; напряжение в зале достигло такой силы, что финал принес чувство настоящего освобождения.


Большой зал : на сцене - оркестр "Maggio musicale fiorentino"

Программу завершила Первая симфонию Малера - два года назад Мета исполнял ее в Москве с оркестром Израильской филармонии. Итальянцам удалось сыграть Малера чуть тоньше: хотя вначале намек на финальную "героическую тему" был еле слышен на фоне безмятежных "звуков природы", он прозвучал остро и настойчиво, чтобы во всю мощь развернуться в финале. С особыми чувствами слушалась знаменитая третья часть, чередующая траурный марш и трагикомическую плясовую: рядом с многочисленными румынскими мотивами, звучащими в программах фестиваля, этот эпизод с отсылками к венгерскому и цыганскому фольклору был как нельзя кстати. Две последние части Мета сыграл без перерыва, сорвав овацию: зал аплодировал музыкантам стоя. На бис была исполнена увертюра из "Силы судьбы" Верди, еще раз продемонстрировавшая великолепную игру флейтистки. В конце октября Зубин Мета и "Maggio musicale" приедут с двумя концертами в Москву. Учитывая то, что в октябре нас также ждут концерты Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Александра Лазарева, Владимира Юровского, Эри Класа, Леонарда Слаткина, Джеймса Ливайна, нынешний музыкальный год обещает оказаться интереснее предыдущего, а это - немалый прогресс.

Бухарест-Москва


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Атипичный тольяттинский вирус /03.10/
Новую колонку "Не здесь" открывает интервью с молодыми драматургами из Тольятти, чьи работы наделали немало шума на последнем фестивале "Новая драма".
предыдущая в начало следующая
Илья Овчинников
Илья
ОВЧИННИКОВ
Выпускающий редактор Русского Журнала
ilya@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не здесь' на Subscribe.ru