Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Не здесь < Вы здесь
Валерия Гергиева подстегивает пожар
Дата публикации:  14 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мариинский театр открывал свой очередной 221-й сезон в пятницу, 10 октября. Еще неделю назад театр собирался "давать" на открытии последнюю премьеру минувшего сезона - "Золотого петушка" Римского-Корсакова в стиле японского театра Кабуки. Надо сказать, довольно рискованный "японский" эксперимент по классической русской опере. Но, как видно, сентябрьский пожар в мастерских театра на улице Пирогова внес свои неприятные коррективы. Валерий Гергиев неделю назад по телефону из Нью-Йорка, делая свое первое официальное заявление для прессы, озвучил изменение названия спектакля, открывающего сезон: им стала опера Чайковского "Мазепа". Масштабная историческая опера по пушкинской "Полтаве" издавна была в репертуаре Мариинки: постановка осуществлялась пять раз более чем за век. Последняя из них была восстановлена в 1998 году: традиционная четырехчасовая сценическая версия Ильи Шлепянова в грандиозных писаных декорациях Александра Константиновского. Как сказал, весьма эмоционально, журналистам Валерий Абисалович, "перед вами "Мазепа", которого сейчас уже могло бы не быть, потому что огромное количество жестких декораций, едва ли не все, сгорели".

Надо сказать, что решение заменить спектакль, которым должен быть открываться сезон, было поистине беспрецедентным. Гергиев захотел, чтобы Мариинка продемонстрировала всему миру постановку, декорации к которой сгорели и были восстановлены в невиданно короткий срок - в течение месяца. "Мы решили восстановить сгоревшую работу: тем самым показать свои твердые намерения восстанавливать те спектакли, без которых этот театр не может существовать, те спектакли, благодаря которым этот спектакль сегодня знают не только в России, но и во многих странах мира", - так объяснял свое решение Валерий Гергиев.

Замена эта оказалась крайне невыгодна для театра, в первую очередь - финансово. Опера Римского-Корсакова "Золотой петушок" привлекала публику своей японской экзотикой, да и реклама была развешана по всему городу, включая метро и улицы, аж целый месяц, а опера "Мазепа" Чайковского, традиционная по постановке, название имеет весьма не кассовое, массированной рекламы за неделю, как вы сами понимаете, не имела по причинам объективным. В результате театр за неделю получил 800 сданных билетов, и это при зале на 1600 мест. Но, к чести администрации Мариинки, театр на открытии был полон. Да и, собственно говоря, финансовая сторона дела явно отступала перед, так сказать, идеологической, я бы даже сказала, политической.

Перед началом спектакля на авансцену рука об руку вышли Валерий Гергиев и Валентина Матвиенко, избранный пять дней назад губернатор Петербурга. Маэстро сообщил собравшейся публике, что "театр ожидает очень сильный и интересный сезон". Что "проблемы, связанные с пожаром, будут решены очень быстро". Он поблагодарил российское правительство и, конкретно, министров Алексея Кудрина и Германа Грефа, которые, кстати сказать, лично присутствовали на открытии сезона и занимали почетные места в Царской ложе, за "немедленную поддержку, которую они оказали театру сразу же после пожара". Поздравляя же Валентину Ивановну с победой на выборах, господин Гергиев назвал ее "другом театра в течение очень многих лет". В свою очередь, госпожа Матвиенко произнесла ответную речь, в которой отметила, что "Мариинский театр - больше, чем театр, это - оплот русской музыкальной традиции", перечислила, продемонстрировав отменную осведомленность, все крупнейшие акции Мариинки последнего времени и, в заключение, пожелала коллективу театра и "прославленному маэстро" успехов.

Под аплодисменты зала госпожа Матвиенко проследовала на свое место в ложу, а маэстро Гергиев - за дирижерский пульт. Первый акт оперы, в котором целая картина наполнена украинскими национальными песнями и танцами, уже как-то на подсознательном уровне напоминал публике о том, что в зале находится госпожа Матвиенко, как известно, имеющая украинские корни. Пожалуй, наблюдение это не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд: если победу Валентины Матвиенко на выборах называли подарком Президенту на день рождения, то почему бы не счесть "Мазепу" простым, по-человечески понятным каждому комплиментом Валентине Ивановне? В конце концов, Валерий Гергиев (кстати, наряду с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который тоже присутствовал на открытии в Царской ложе) на протяжении всего предвыборного марафона поддерживал Валентину Матвиенко своим безупречным в художественном мире профессиональным авторитетом.

Стоит отметить, что спектакль прошел с двумя огромнейшими антрактами минут по сорок каждый: первый маэстро, который прилетел за час до начала спектакля и улетал сразу же после него, провел со своими почетными гостями, во втором - встречался с прессой. Практически повторив все то, что он говорил в телефонном интервью журналистам и сейчас уже на открытии сезона публично, Гергиев особо подчеркнул, что ему пришлось слышать на тему пожара огромное количество вариаций, и он хочет, чтобы журналисты его "четко услышали". "Ущерб, нанесенный этим пожаром огромен, - отметил маэстро, - еще и потому, что уничтожено здание художественных мастерских на Писарева - традиционная и главная площадка, на которой создавались спектакли на протяжении ста лет. Нам не удастся сразу их восстановить. Прозвучали цифры: балансовая стоимость здания 7,5 миллионов рублей. Я хотел бы, чтобы сумма потерь была таковой. Но сегодня даже двухкомнатная квартира стоит дороже. Мы думаем, что ущерб составляет как минимум 15 миллионов долларов, с учетом необходимости восстановления здания, приобретения оборудования, закупки материалов и, собственно, самого воссоздания спектаклей".

Художественный руководитель и директор театра особо отметил, что театр "сегодня вынужден арендовать, а скоро вынужден будет приобретать помещения в федеральную собственность: театру необходимы площадки, на которых будут как создаваться новые спектакли, так и восстанавливаться те, которые утрачены в результате пожара". Названия некоторых спектаклей, декорации к которым сгорели, были произнесены вновь: это балеты "Ромео и Джульетта" Прокофьева и "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, оперы "Евгений Онегин" Чайковского и вагнеровские "Летучий голландец", "Лоэнгрин" и "Парсифаль". Был назван и срок, который понадобится на их восстановление: около года.

Вместе с тем, Валерий Абисалович посоветовал журналистам "не тратить время на то, чтобы причитать и создавать картину ужасного подавленного настроения": "театр имеет все основания радоваться возвращению домой с успешных гастролей". Безусловными удачами театра последнего времени маэстро считает открытие сезонов в Карнеги-холл и в Метрополитен-опера, участие в Зальцбургском фестивале и проведение фестиваля Прокофьева в Роттердаме. Кроме того, Гергиев подчеркнул, что в наступающем сезоне театру также предстоит "очень насыщенный гастрольный график": пожар не помешает предстоящим гастролям Мариинского театра в Японию, Германию и Америку.

Что касается традиционных связей с Москвой, то Мариинский пока не планирует обменных гастролей с Большим театром. Зато московский Пасхальный фестиваль будет расширен: пять-шесть великих русских городов, которые, к сожалению, Гергиев не назвал, будут охвачены этой грандиозной акцией.

Однако прозвучал и некий "ограничительный" посыл, абсолютно не свойственный маэстро Гергиеву в прежние, "допожарные" времена: "надо рассчитывать силы - есть определенные границы возможного и невозможного". "Затраты на воссоздание спектаклей будут немалыми, что отразится и на масштабах - в несколько облегченной манере - создания новых спектаклей. Я был бы сейчас противником создания гигантских спектаклей, - четко определил свою позицию Гергиев, - которые требуют огромного количества времени и усилий: сначала в комбинатах, а затем - строительства на сцене. Если в вагнеровском "Кольце нибелунга" мы сознательно создавали грандиозный визуальный ряд, то в других работах я был бы первым противником такого подхода. Потому что это может либо остановить сезон, либо сорвать какие-то процессы, которые хотелось бы наладить".

"Я считаю, - отметил Гергиев в завершение пресс-конференции, - что, несмотря на огромную беду, которую мы пережили, театру предстоит содержательный сезон". Среди премьер предстоящего сезона маэстро Гергиев назвал "Самсона и Далилу" Сен-Санса, "Нос" Шостаковича, "Енуфу" Яначека, "Ариадну на Наксосе" Штрауса и "Жизнь за царя" Глинки (к двухстолетию композитора).

Что касается судьбы проектов Мариинского театра по расширению своих площадей - строительства нового здания и присоединения территории Новой Голландии - то тут Валерий Абисалович высказался более чем лаконично: "Движение будет быстрее: пожар подстегивает".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Кулишова, Летящий пульс маэстро /10.10/
В столице Грузии проходит XI Международный музыкальный фестиваль памяти Джансуга Кахидзе "Осенний Тбилиси". Интервью с гостем фестиваля - Геннадием Рождественским.
Илья Овчинников, Малер, Верди и Стравинский на румынский лад /08.10/
В конце сентября в Бухаресте закончился фестиваль имени Энеску; и хотя Румыния ассоциируется у нас с чем-то маргинальным, звезд мирового масштаба приехало немало. Последние дни фестиваля украсили выступления Зубина Меты, а также Виктора Третьякова и Миши Майского с оркестром Московской филармонии.
Атипичный тольяттинский вирус /03.10/
Новую колонку "Не здесь" открывает интервью с молодыми драматургами из Тольятти, чьи работы наделали немало шума на последнем фестивале "Новая драма".
предыдущая в начало следующая
Екатерина Ефремова
Екатерина
ЕФРЕМОВА
katefr@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не здесь' на Subscribe.ru