Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Не здесь < Вы здесь
"СибАльтера-2003": совсем другие медведи
Дата публикации:  10 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

C 10 по 23 ноября в Новосибирске пройдет фестиваль независимых авторских театров и новой драматургии "СибАльтера-2003". Шекспир писал пьесы для себя как для руководителя "Глобуса". Так же ставил свои пьесы господин Мольер. Авторский замысел для данного формата - святая святых. Автор становится триедин, он присутствует в каждом слове, в каждом звуке от начала и до конца. Это обычное сотворение мира: День первый - текст, День второй - сценарий, День третий - роли, День четвертый - постановка, пятница, суббота - репетиции... И увидел он, что это хорошо! Авторский театр ни для кого не новинка, но в данном контексте это единственно возможный способ полноценного участия в проекте, фестивальный слет самостоятельных творческих систем. "СибАльтера", или "Другая Сибирь", - это не гастроли российских и зарубежных театров, а завоевание нового пространства "за Уралом" и мощный обмен опытом: мастер-классы, презентации (актерские и авторские читки) новых российских и зарубежных пьес (в том числе - пьес молодых сибирских драматургов), профессиональные "круглые столы" арт-менеджеров и продюсеров, работающих в сфере независимого театрального искусства. В течение двух недель Новосибирск станет средоточием альтернативного театрального искусства, вавилоном изобразительных средств, театральных языков - движения, пластики, звука, текста. В программе участвуют "Дерево", "Королевский Жираф", "АХЕ", "Такой театр", "Театр Алексея Меркушева". У людей до сих пор еще жива ассоциация: независимый, негосударственный - значит самодеятельный, сампошив. Независимые театры работают на собственных площадках и собирают полные залы, гастролируют по всему миру, но стоит только включить в свое турне пару российских городов, начинаются продюсерские проблемы: "Кого вы к нам везете? Частников?" Одна из функций фестиваля - развенчание подобных мифов. Вот почему среди участников много "дорогих" и титулованных независимых театров, ведь именно они дают четкое представление о возможном уровне профессионализма и мастерства негосударственного авторского театра. Для многих академических театров наступило то время, когда они имеют уникальный шанс взять "частные" уроки. Впрочем, два спектакля государственных театров оказались в программе фестиваля, поскольку они были поставлены по пьесам-победителям на авторских читках "СибАльтеры" прошлого года. Это был конкурс молодых драматургов под патетическим названием "Мы выбираем Новосибирск". "Свободные художники" Новосибирска присылали сценарии пьес, лучшие из которых вошли в драматургический сборник и были предложены театрам для постановки. Теперь эти два государственных театра занимают в программе фестиваля особую, знаковую позицию - символ признания. Уже два года "СибАльтера" возит своих победителей на московский фестиваль молодой драматургии "Любимовка", где проводится читка и показы их пьес. А поскольку Эдуард Байков, генеральный директор "Золотой маски", сейчас всячески поддерживает и "Новую драму", и "Любимовку", победа в новосибирском конкурсе и последующая поездка на "Любимовку" может сыграть очень серьезную роль для молодого драматурга.

Из интервью с президентом "СибАльтеры", Викторией Холодовой:

Русский Журнал: Вы могли бы привести пример эффективного продвижения какого-нибудь автора от "СибАльтеры" в большое плавание?

Виктория Холодова: Иван Вырыпаев ("Кислород"). Он из Иркутска. Когда они собирались на конкурс со своим театром "Пространство игры" (там описываются мечты и сны наркоманов), я помню, как он звонил и просил: "Если вы нас не отберете, то, пожалуйста, верните кассету - у нас нет денег записать новую". Мы их отобрали, и они поехали в Москву к Греминой и Угарову в Театр.doc. Там они так хорошо прошли, что их пьесу даже англичане и немцы взялись переводить. А когда они вернулись в Иркутск, их из своего театра тут же выбросили, сказали, что вы, мол, уже все регалии в столице получили, там и оставайтесь. Вот и остались в Москве, вписались в Театр.doc.

РЖ: Как родилась идея, а затем проект конкурса драматургов?

В.Х.: Когда-то я работала завлитом в театре "Старый Дом". Завлит читает пьесы, поступающие в театр, и помогает главному режиссеру в формировании репертуарного портфеля. Но сейчас завлит чем только ни занимается. Бывает, что завлит выполняет роль пресс-секретаря или организатора, например, детских мероприятий. Мне, в силу обстоятельств, приходилось заниматься практически всем. В том числе и изобретать какие-то новые идеи, художественные задумки. В любом случае, когда человек долго работает - а я работала там более 10 лет - он проходит какие-то этапы. Был момент, когда мне приходилось писать много театральных рецензий, оформлять документы для различных фондов. Нужно было постоянно что-то изобретать: открытие сезона, закрытие сезона, бенефисы всякие. В конце концов я поняла, что я устала, наелась этой писанины. Сколько можно изобретать увеселительные мероприятия по каким-то несуществующим поводам? Опять же, в процессе появлялись интересные идеи. Была у нас, например, такая интересная программа - "Сказка твоей мечты". Это некий прообраз конкурса драматургов, только детских. Дети писали сказки, а мы потом весь сезон учили их писать по этим сюжетам сценарии для спектаклей. Потом мы решили провести то же самое для взрослых. Выслужили грант от фонда Сороса, провели первую "СибАльтеру" в декабре 2000 г. Учредителем и организатором выступал "Старый Дом". Тогда-то у меня и началось раздвоение: с одной стороны, я работала в государственном театре, а с другой - в независимом. Это было очень странно: организатором фестиваля независимых театров выступал государственный. Ну, мы это как-то красиво мотивировали, мол, только в условиях конкуренции, рыночных отношений может развиваться театральное искусство. Потом мы создали ассоциацию независимых театров "Открытый контакт", детищем которого и является фестиваль "СибАльтера".

РЖ: С успешным развитием проекта становится проще находить спонсоров?

В.Х.: Нисколько. Менталитет у нас другой. Мы обошли все государственные структуры. Даже после договоренности о финансовой поддержке, в последний момент часто отказывают. Информационные спонсоры - пожалуйста - или фирмы могут дать какой-то товар в подарок гастролирующим группам, но никаких гонораров. Полное разочарование в государственных структурах наступает. Хорошо, что театры идут навстречу с помещениями, что иностранцы заинтересованы в наших творческих силах.

РЖ: Что означает название проекта "СибАльтера"?

В.Х.: Другая Сибирь. Мы исходили из того, что у многих приезжих ассоциации с медведями, снегами, водкой, декабристами. Но она ведь другая! А с другой стороны, эта экзотика и привлекает людей сюда, как сказка. А мы зачем-то разрушаем эту сказку, показываем совсем других "медведей".

Гастроли - это только одно из направлений деятельности "СибАльтеры", и со стороны создается впечатление, что организация уже крепко стоит на ногах, потому что они сразу начали с самых высоких образцов. На самом деле, все только начинается и развивается скорее вглубь, чем вширь: издательская деятельность, фестивальная, обучающая - семинарская. В перспективе включение еще нескольких направлений и, наконец, со временем (хочется, чтобы оно было коротким) - создание в Новосибирске продюсерского центра, который будет и собственную продукцию создавать. То есть ставить собственные спектакли, набирать театральные группы из лучших актеров, режиссеров.

Алексей Меркушев в спектакле 'Дядя Володя'

Кроме культурного значения, проект весьма интересен с продюсерской точки зрения, как менеджерский эксперимент. В пресс-релизе фестиваля "СибАльтера-2003" заявлено, что фестиваль в этом году не имеет финансирования. Компания продюсеров имеет наглость проводить фестиваль, не имея за душой ни копейки. Мероприятие проводится как коалиция продюсерских инициатив: все деньги, которые фестивалем потрачены, должны быть им заработаны. Такой риск в некотором смысле оправдан, поскольку "СибАльтера" имеет некоторый опыт организации гастролей независимых театров, которыми не интересуются продюсерские компании. Это не коммерческие проекты, не абсолютно беспроигрышный вариант. Очевидная доля риска все же есть, ведь ставка в данном случае делается исключительно на зрительскую аудиторию. Все это выглядит как своеобразный манифест: "Во всем мире альтернативное искусство живет на деньги различных фондов и меценатов, а у нас оно окупаемо". Для начала - просто окупаемо. Этот шаг - серьезная проверка новосибирского зрителя на влечение к настоящему некоммерческому искусству, с одной стороны, и очередная проверка на выживание организаторов в свободном, почти космическом пространстве - с другой, поскольку в век информационных технологий даже спонсоры становятся информационными. Подобные "эксперименты" уже проводились организаторами "СибАльтеры", обществом "Открытый контакт", весной этого года, когда на сценах новосибирских театров впервые появились Театр.doc со спектаклем "Кислород" и всемирно известный театр "Дерево" (Санкт-Петербург - Дрезден) со спектаклем "Однажды". Как ни забавно звучит, но даже гастроли знаменитого "Дерева" в Новосибирск впервые, весной 2003 года, казались рискованным мероприятием, поскольку то, что производит аншлаги в Европе и в Петербурге, в остальной России остается "широко известным в узких кругах". "СибАльтера" в очередной раз доказывает другим сибирским городам, отказавшимся от проведения фестиваля на своей территории (Омск, Томск, Кемерово, Барнаул), что проект абсолютно жизнеспособен и более чем перспективен.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Звук удаляющихся шагов /03.11/
Выставка Олега Голосия в Киеве - к десятилетию смерти художника. Голосий был чуток на пределе возможного: за неполные пять лет несколько раз менял стиль, не только по нуждам поиска, но от невиданной восприимчивости.
Марина Куновская, Музыка как национальное самоопределение /31.10/
Белорусская рок-культура породила явление, аналогов которому в российском музыкальном мире не найти. Если россияне могут позволить себе социальную активность без отрыва от индивидуальной карьеры, то у белорусов нынче - самый разгар культурного строительства. И логика этой стройки требует умерить личные амбиции.
Наталия Рудниченко, Призывание Кармапы /21.10/
Contemporary art - украинский вариант. В киевской галерее L-Art представлено ритуальное буддийское искусство.
Бенедетта Минкарини, Стена и дом /15.10/
В Москве - премьера "Возвращения" Андрея Звягинцева. В Италии - еще не улеглись страсти по поводу присуждения этой картине главного приза 60-го венецианского кинофестиваля. "Возвращение" - взгляд из Италии. Специально для РЖ.
Екатерина Ефремова, Валерия Гергиева подстегивает пожар /14.10/
Открытие сезона в Мариинке: "Мазепа", Гергиев и Матвиенко.
предыдущая в начало следующая
Мария Роговая
Мария
РОГОВАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не здесь' на Subscribe.ru