Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Не здесь < Вы здесь
Триумф воли
Дата публикации:  14 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В начале ноября в Перми прошел фестиваль немецкого кино "Тайны Рейна". Фестиваль проводился местным контактным бюро Немецкого культурного центра имени Гете (Гете-институт).

Надо сказать, что пермское представительство Гете-института уже довольно давно оказывает значительное влияние на культурную жизнь города. Кроме кинофестиваля, уже ставшего регулярным, контактное бюро периодически знакомит пермского зрителя с лучшими образцами культуры, не только немецкой, но и общеевропейской. Только за октябрь Гете-институт провел в Перми балет Into the Blue, гастроли московского Театра.doc (в помещении авангардного театра "У моста" была показана драма Norway, today), выставки современной немецкой графики и тому подобное.

Сам же кинофестиваль "Тайны Рейна" проводится в Перми уже шестой раз. В таком похвальном начинании Гете-институт активно поддерживают администрация Пермской области, администрация города Перми, комитет по культуре и искусству администрации города Перми, кинотеатры "Триумф" и "Премьер", областная библиотека имени Горького, а также пермские средства массовой информации (местные бюро и представительства радиостанций "Европа-Плюс", "Эхо Москвы", "Общественное Российское Радио", газеты "Мой город - Пермь", "Комсомольская правда", "Местное время", "Пермские новости" и др.).

До этого, на предыдущих фестивалях, были показаны черно-белые фильмы эпохи немого кино, кинематограф 20-40-х годов, объединенный под общей темой "Музыка эпохи Марлен", а также современные фильмы ведущих немецких кинематографистов Германии.

В свете активной культурной деятельности Гете-института некоторая сыроватость фестиваля вызывает лишь недоумение. Сыроватость выражается не в программе - она не слишком оригинальна, но, безусловно, составлена со вкусом, хотя и уступает программе предыдущего, пятого. Программа прошлого фестиваля была, на мой взгляд, одной из лучших программ цикла "Тайны Рейна". Тогда, с 20 по 24 декабря 2002 года, были показаны "Тувалу" (Tuvalu) Вейта Хельмера (Veit Helmer), "Эксперимент" (Das Experiment), "Тоннель" (Der Tunnel) Оливера Хиршбейгеля (Oliver Hirshbiegel), "Принцесса и Воин" (Der Krieger und die Kaiserin) Тома Тыквера (Tom Tykwer) и "Глаза мумии Ма" (Die Augen der Mumie Ma) Эрнста Любича (Ernst Lubitsch).

На этот же раз открывала фестиваль драма Фолькера Шлендорфа (Volker Schlondoff) "Легенды Риты" (Die Stille nach dem Schub). Также были показаны трагикомедия "Гуд бай, Ленин" (Good Bye, Lenin!) Вольфганга Беккера (Wolfgang Becker), драма "Нигде в Африке" (Nirgendwo In Afrika) Каролин Линк (Caroline Link) и документальный музыкальный фильм "Buena Vista Social Club" Вима Вендерса.

Вся проблема фестиваля - в его организации. "Легенды Риты", "Гуд бай Ленин" и "Нигде в Африке" показывали в довольно большом кинотеатре "Триумф". Но для закрытия фестиваля выбрали "Buena Vista" Вендерса. Фильм, без преувеличения, культовый. Однако показали в чрезвычайно маленьком, камерном "Премьере", в зале которого примерно 30 мест. Надо ли говорить, что большая часть желающих просто не попала на фильм?

Хочется также заметить, что проблемы с билетами были не только на "Buena Vista Social Club", а практически повсеместно. Просто "на Вендерсе" эта проблема стала особенно заметна. Все фильмы фестиваля шли только одним сеансом. Это притом, что на "Гуд бай, Ленин" пришел полный зал зрителей, а на "Buena Vista" Вендерса было просто не достать билетов. Подобная ситуация происходит не в первый раз - и переполненные залы, и недостаток билетов, при достаточно высоких ценах на них, были и остаются плохой традицией "Тайн Рейна". Вообще не совсем понятно, почему бы, при такой популярности, не показать, скажем, того же "Ленина" на двух или более сеансах? В более просторном зале, благо в Перми они в наличии имеются? Зачем пускать в оборот такой большой объем пригласительных билетов? Достать последние порой легче, чем купить обычный билетик через обычные кассы.

Опять же, зачем перед каждым сеансом говорить пафосные и напыщенные речи о едва ли не решающем, поворотном влиянии кинофестиваля на культурную жизнь Перми? Не решающее, и даже близко не влияет, поверьте на слово. Зачем говорить о том, что в зале все сплошные ценители кинематографа (на этих словах за моей спиной многозначительно захрустели попкорном), когда в зале, дай бог, половина знает о предназначении режиссера на площадке?

Фестиваль год за годом отходит от первоначально декларируемых задач - знакомить зрителя с редкими, интересными фильмами. Теперь фильмы, безусловно, интересные, но уже совсем не редкие. Скажем, "Нигде в Африке" и "Гуд Бай, Ленин" шли в широком прокате. Теперь фестиваль превращается в некую площадку для повторных сеансов - кто не успел посмотреть фильм в широком прокате, идет искать билетики на фестиваль.

К чести продюсеров фестиваля надо признать, что в самой программе, как в ретроспективе кассового немецкого кино, нет бесспорно-слабых мест. Разве что "Легенды Риты" как безэмоциональная и вялотекущая драма с сомнительной моралью - не слишком удачный выбор для открытия. Конечно, все последующие фильмы - "Гуд-бай, Ленин!", "Нигде в Африке" и "Buena Vista Social Club" - вполне компенсировали вялое открытие, но привкус от неудачного старта оставался на протяжении всех четырех дней фестиваля.

Надо признать, что программа составлена довольно однобоко - тема тоталитаризма, даже ностальгии по ней именно как по Родине, безусловно, сейчас популярна в Германии. Можно даже сказать, что излишне популярна. Но в России подобное течение еще не набрало такой силы, чтобы можно было провести фестиваль целиком по этой теме, умудрившись при этом не напороться на обвинения в рекламе и даже пропаганде тоталитарных режимов. Конечно, кидаться в такие крайности, как обвинения продюсера фестиваля в подобных политических взглядах, излишне. Но все же, все же... Фильмом, авторы которого открыто выражают свою неприязнь к тоталитарным и авторитарным режимам, можно назвать только "Нигде в Африке". "Гуд бай, Ленин" относится к ним с не совсем уместной улыбкой и иронией, а "Легенды Риты" и вовсе ударяется в крайности - чуть ли не иконизирует и делает мученицу из самой банальной террористки, пусть и из раскаявшейся.

А ведь подобные вещи могут - банально, но факт - неприятно затронуть чьи-то чувства. У кого-то из-за подобных Рите террористов могли погибнуть родственники. Кто-то мог безуспешно, годами пытаться узнать про родственников за другой стороной Берлинской стены. К такой теме, как жизнь в тоталитарном обществе, нельзя относится столь несерьезно и ветрено и тем более рассматривать действия террористки только с ее точки зрения.

Конечно, хотелось бы, чтобы в дальнейшем фестиваль продолжал существовать. Но в том виде, в каком он есть - недодуманная программа, не совсем удачная организация, он оставляет зрителя лишь в недоумении. В итоге - представление о кинематографе Германии дается не самое лицеприятное, да и тема фестиваля - тоталитарное общество, жизнь в нем и борьба с ним - осталась нераскрытой и неоднородной: показывались фильмы, идеализирующие как борьбу за него, так и борьбу с ним. Зачем? Повторюсь, что прошлый фестиваль давал на похожую тему однозначные ответы. В этот же раз "триумфа воли" не получилось.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Нина Беленицкая, "Что это за страна, а?" /11.11/
Новая грузинская драма еще очень молода. Ее истинная ценность будет понятна только с высоты ретроспективного взора - сейчас еще рано говорить о сложившемся художественном явлении. И во многом от новой драмы зависит, произойдет ли возрождение грузинского театра.
Мария Роговая, "СибАльтера-2003": совсем другие медведи /10.11/
C 10 по 23 ноября в Новосибирске пройдет фестиваль независимых авторских театров и новой драматургии "СибАльтера-2003".
Дмитрий Десятерик, Звук удаляющихся шагов /03.11/
Выставка Олега Голосия в Киеве - к десятилетию смерти художника. Голосий был чуток на пределе возможного: за неполные пять лет несколько раз менял стиль, не только по нуждам поиска, но от невиданной восприимчивости.
Марина Куновская, Музыка как национальное самоопределение /31.10/
Белорусская рок-культура породила явление, аналогов которому в российском музыкальном мире не найти. Если россияне могут позволить себе социальную активность без отрыва от индивидуальной карьеры, то у белорусов нынче - самый разгар культурного строительства. И логика этой стройки требует умерить личные амбиции.
Наталия Рудниченко, Призывание Кармапы /21.10/
Contemporary art - украинский вариант. В киевской галерее L-Art представлено ритуальное буддийское искусство.
предыдущая в начало следующая
Иван Катаев
Иван
КАТАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не здесь' на Subscribe.ru