Русский Журнал / Обзоры / Периодика
www.russ.ru/culture/periodicals/20040129_pr.html

Премиальное
Обзор "культурной" прессы

Андрей Борзенко

Дата публикации:  29 Января 2004

Главное

Сегодняшним keyword будет не фамилия главного ньюсмейкера недели и не название фильма, спектакля или еще какого-то проекта. Словом недели в российских "культурных" СМИ на этот раз стало слово "премия". Точнее, кинопремия.

Продолжается чествование третьей серии "Властелина колец": Голливудская ассоциация зарубежных критиков присудила картине сразу четыре "Золотых глобуса". Особых возражений не последовало.

"Картина была признана лучшим фильмом в номинации "драма", принесла Питеру Джексону награду как лучшему режиссеру и получила по "Глобусу" за лучшую музыку и лучшую песню к фильму. Возразить почти нечего. Грандиозная эпопея завершилась грандиозным финалом, "Возвращение короля" стало лучшей частью трилогии и финал этой истории должен был быть как-то отмечен. Тем более что конкуренты у хоббитов и эльфов в этом году были неважные", - констатирует Антон Костылев ("Газета.Ru").

Общему фатализму не поддалась разве что Екатерина Барабаш ("Независимая газета"):

"Все-таки для голливудских критиков "Властелин колец: возвращение короля" оказался преградой, которую обойти они оказались не в силах. Толкиенистская завораживающая масштабность ленты Питера Джексона все же ударила по искушенным сердцам критиков, отдавших "Глобус" и самому фильму как лучшей драме, и Питеру Джексону как лучшему режиссеру. Впрочем, голливудские критики - каста особая. По правилам Голливудской ассоциации зарубежных критиков ее члены могут публиковаться не чаще четырех раз в год. Что они делают в остальное время - одному Богу ведомо, но, похоже, нюх при таком режиме работы потерять легко".

Но обиду и иронию российских критиков в адрес критиков голливудских вызвало, конечно, не торжество "Возвращения короля", а неудача "просто" "Возвращения" Андрея Звягинцева. Объяснение этой неудаче одно - конъюнктура. Та же Екатерина Барабаш пишет:

"Признаться, мы надеялись до последнего мгновения. Так и представляли себе Звягинцева, получающего "Золотой глобус" из рук интернациональной критики в Голливуде. Наверное, мы уже так привыкли к бесконечному триумфу "Возвращения", что подспудно мало сомневались в его победе на генеральной репетиции "Оскара". Но критика в качестве лучшего иностранного фильма предпочла не "Возвращение" и даже не такие симпатичные и популярные во всем мире ленты, как "Нашествие варваров" Дени Аркана или "Гуд бай, Ленин!" Вольфганга Беккера, а тяжелую социальную драму "Осама" афганского режиссера Сиддика Бармака. Впрочем, если бы мы так сильно не зациклились на собственных достижениях минувшего года в кино, то сообразили бы, что именно такой выбор был оправдан - американцы любят поощрять суровое военно-социальное кино".

Валерий Кичин ("Российская газета") более оптимистичен и снисходителен, но пишет, по сути, о том же:

"Естественно, у такого фильма в любом конкурсе очень серьезные шансы, даже независимо от его художественного качества. В данном случае - вполне достойного, но отнюдь не выдающегося. Западная критика постоянно выбирает себе любимцев в третьем мире... Для афганского кино это комплиментарный аванс, но ни для нас, ни для Канады - никакое не поражение. Потому что оказаться в числе пятерки сильнейших в мире, повторяю, - еще какая победа!"

Наиболее лаконичны и печальны Игорь Потапов и Антон Долин ("Газета"):

"Россия осталась без награды. "Возвращение" Андрея Звягинцева проиграло "Усаме" Сиддика Бармака - первой картине, снятой в Афганистане после падения талибского режима (отнюдь не о трудной судьбе Усамы бен Ладена, а о двенадцатилетней девочке по имени Усама). Вердикт и причины его вынесения настолько очевидны, что комментировать их дополнительно нет смысла".

Логичным продолжением сюжета стало объявление номинантов на "Оскар". "Возвращение короля" - 11 номинаций, "Возвращение" Звягинцева - ни одной. Морально подготовленные "Глобусом", наши критики довольно спокойно восприняли неприятную новость:

"Возвращение" Звягинцева сначала проиграло борьбу за "Золотой глобус", а теперь вот не получило даже номинации на "Оскар". Делить статуэтку будут без нас ироничное "Нашествие варваров" Дени Аркана, великолепный "Сумрачный самурай" японского классика Йоджи Ямады, а также шведский роман воспитания "Зло", нидерландские "Сестры-близнецы", посвященные разделенным сиамским близнецам, и чешская историческая драма времен второй мировой войны "Zelary" Онджея Трояна.

И другие неприятности для национальной гордости - фильм "Дом из песка и тумана" русского эмигранта Перельмана, который, несмотря на десятки лет жизни в Америке, называет себя русским режиссером, был выдвинут только в двух актерских номинациях и на "лучшую музыку". (Антон Костылев, "Газета.Ru")

Отчасти отсутствие "Возвращения" в оскаровских списках даже порадовало: "┘хорошо, что фильм режиссера Андрея Звягинцева не обрел очередной номинации и даже награды. Звягинцев производит впечатление действительно одаренного режиссера. Его фильм и без того завоевал много очень больших призов. Подобное может снести творца с катушек. "Оскаровский" ответный удар поможет, будем надеяться, сохранить режиссеру Звягинцеву и продюсеру фильма Дмитрию Лесневскому чувство реальности и свою индивидуальность". (Юрий Гладильщиков, "Известия").

И наконец, абстрагируясь от дел российских, Антон Долин пишет о действительно приятной новости:

"Ну, а единственной подлинно приятной неожиданностью стало включение авангардного франко-бельгийско-канадского полнометражного мультфильма "Трио из Бельвилля" в номинацию "Полнометражная анимация". В ней он сразится с двумя детищами компании ╚Уолт Дисней": "В поисках Немо" и "Братец медведь". Между прочим, "Трио из Бельвилля" получило и еще одну номинацию - за лучшую песню".

Прочее

Все культурные события минувшей недели, не связанные так или иначе с кинопремиями, вызвали куда меньший интерес у российских печатных СМИ. И все же один концерт не мог пройти незамеченным. Больно уж пугающим представлялся сам факт, давший название статье Алексея Мунипова в "Известиях": "Бабкина поет Высоцкого". И не только Бабкина. На юбилейном концерте "Галактика Высоцкого", прошедшем в Государственном Кремлевском дворце, Высоцкого пели и "Дюна", и "Динамит" и многие другие представители самой что ни на есть отборной попсы. Впрочем, именно такие события, на грани добра и зла, могут служить источником подлинного вдохновения для вынужденных писать об этом журналистов:

"По истечении первого часа вообще стало казаться, что режиссер-постановщик и есть истинный друг Высоцкого, стремящийся разными партизанскими методами сорвать представление или хотя бы обнажить всю его нелепость. Наверное, это он сделал так, что Диана Гурцкая не попала в собственную фонограмму, и придумал закончить концерт магнитофонной записью Высоцкого, грустно произносящего: "Да здравствует неудача...". А какие выразительные фотографии проецировались за спиной выступающих! На Аллегрову Высоцкий смотрел настороженно и чуть испуганно. На "Непосед" - укоризненно. На певицу Жасмин - стиснув зубы. Бардам погрозил пальцем, словно бы говоря: "Э, шалишь!". А уж когда на сцене появился Григорий Лепс, на лице Высоцкого отобразилось такое страдание, что захотелось немедленно выключить этот предательский экран, чтобы не портить людям праздник".

А может быть, все было по-другому:

"И под занавес публике наконец сделали праздник. Праздник пришел в виде одутловатого, устало выглядящего Григория Лепса, который урезал "Песню о Петровской Руси" из кинофильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Душа ушла в пятки, кровь застыла в жилах - какие еще полагаются банальные эпитеты для того, чтобы описать артистизм и мощь этого человека? Песня была оформлена монотонным ритмическим рисунком, замедлена и усилена. Могучий голос Лепса проникал в каждый уголок гигантского зала и заставлял публику задерживать дыхание. Естественно, артист сорвал овацию, превысившую все вместе взятые аплодисменты всем остальным участникам концерта" (Максим Кононенко, "Газета").

Как бы то ни было, помните:

"Когда в магазинах, ресторанах, транспорте звучит навязчивая попса, происходит опасная вещь. Люди просто перестают слышать музыку. В том числе и хорошую. Прослушивание неприятной попсовой музыки не просто портит вкус, а снижает чувствительность". (Сусанна Альперина, "Российская газета")