Русский Журнал / Обзоры / Периодика
www.russ.ru/culture/periodicals/20040212_pr.html

Медведь и граммофон
Обзор "культурных" СМИ

Андрей Борзенко

Дата публикации:  12 Февраля 2004

Грэмми

В своих оценках очередной церемонии вручения премии "Грэмми" российские критики были удивительно единодушны. Никаких сюрпризов премия в этом году не преподнесла, все было вполне ожидаемо и предсказуемо.

В заголовках на все лады обыгрывается имя Михаила Горбачева: первый президент СССР, кажется, сам того не ожидая, получил золотой граммофончик. В компании вместе с Софи Лорен и Биллом Клинтоном он принял участие в записи "Петя и волк" Жана-Паскаля Бейнтуса. В номинации "Лучшая детская аудиосказка" оказались награждены и Российский национальный оркестр, и дирижер Кент Нагано, и, надо полагать, Сергей Прокофьев. Борис Барабанов в "Коммерсанте" не без едкости размышляет, дадут ли Клинтону "Золотой граммофон", а статья в "Комсомольской правде" просто посвящена одному Горбачеву, прочие лауреаты не упоминаются в ней вовсе.

С российских победителей, по понятным причинам, начинает свою статью Ринат Архипов ("Российская газета"): в "классической" номинации один из призов достался Мстиславу Ростроповичу и Максиму Венгерову - за запись скрипичного концерта Бриттена и альтового концерта Уолтона. Обозреватели "Времени новостей" Юлия Бедерова и Александр Беляев в детальном отчете о результатах церемонии прокомментировали это награждение так:

"Любопытно, что в борьбе за "Грэмми" Ростропович конкурировал с самим собой. И немного жаль, что откровенно кокетливое искусство Венгерова полюбилось премиальному жюри больше скрытных интерпретаций Михаила Плетнева - среди номинантов премии значилась запись концертов Рахманинова и Прокофьева с участием Ростроповича и Плетнева".

В то время как сам Ростропович в интервью "Известиям" говорит следующее:

"Я пришел к убеждению, что Концерт Бриттена - это один из величайших концертов для скрипки. По художественным качествам он равен и Шостаковичу, и Прокофьеву, и Брамсу. А выше этого уровня я ничего не знаю. Концерт Бриттена кончается таким пронзительным монологом скрипки, что я плачу, как ребенок <...> А потом <...> скрипач Венгеров фантастически сыграл альтовый Концерт Уолтона, и мы успешно закончили запись нашего CD. Я очень горжусь этим диском".

Этот год на церемонии "Грэмми" был признан критиками годом r'n'b - рекордное количество номинаций в этом стиле обратило на себя внимание всех музыкальных критиков.

"Учитывая пять призов Бейонс, четыре Вэндросса да еще три штуки для хип-хопперов из OutKast, налицо явное доминирование черной музыки на этой академической церемонии. А также - триумф музыки R&B, современного варианта старого доброго ритм-н-блюза", - пишут Илья Овчинников и Александр Зайцев ("Газета").

Победы вокалистов Бейонсе Ноулз и Лютера Вандросса (в частности их совместная победа в номинации "Лучший r'n'b' дуэт") вызвали у критиков единодушное одобрение. А по поводу лучшего дебютанта мнения разошлись:

"Все думали, что лучшим дебютантом будет признан рэппер и бывший криминальный элемент 50 Cent, но граммофон выделили металлистам из Evanescenсe, предводимым пышнотелой готической красавицей", - это просто "Газета".

"Открытием года была названа американская группа Evanescence, играющая готик-рок. Этого следовало ожидать - практически весь прошлый год их звукозаписывающий лейбл активно (даже чересчур активно) продвигал эту молодую группу из Арканзас", а это - "Российская газета".

В остальном же расхождений практически нет. Все "посмертные" награды (Джорджу Харрисону, супругам Джун Картер Кэш и Джону Кэшу и всей группе The Beatles), приз за лучший джазовый альбом, врученный Уэйну Шортеру и Майклу Брекеру (великим мастерам дружески-творческих проектов), а также победа Говарда Шора - автора саундтрека к "Властелину колец" нареканий не вызвали.

Не забыли газеты упомянуть и тот факт, что церемония транслировалась каналом CBS с пятиминутным опозданием - если главную героиню свежего скандала - Джанет Джексон - от участия в церемонии отстранили, то ее пособник - Джастин Тимберлейк - никуда не делся и даже получил премию за лучший мужской поп-вокал. И здесь мы изящно переходим к следующей теме недели.

Берлинале

Прописную истину о том, что один из самых беспроигрышных пиар-ходов - демонстрация обычно скрытых под одеждой частей тела - получила подтверждение не только в случае с Джанет Джексон. Если верить нашим газетам, едва ли не главный предмет обсуждения на Берлинском кинофестивале - зад Джека Николсона. Некоторую часть газетной площади, если можно так выразиться, ему уделяют и "Известия", и "Российская газета", и "НГ". Более того, Екатерина Барабаш из "НГ" и вовсе делает зад Николсона (так уж точно нельзя выразиться) лейтмотивом своих берлинских публикаций, отправным пунктом для рассуждений о судьбах российского кино:

"Николсону хорошо, ему есть чем гордиться. А мы вот сильно взгрустнули. И было отчего - посмотрели наш фильм, отобранный в "Панораму". Сняли его молодые клипмейкеры Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий (последний, к слову, известен в Берлине как продюсер нашего известного реалити-шоу на ТНТ, которое здесь и снималось). Честно говоря, нет уже сил страдать по поводу нашего ежегодного позора на Берлинале. Хочется только одного - посмотреть в глаза тому человеку, чей, очевидно, температурный бред родил мысль привезти такое".

"Изумительным чудовищным трешем" называет вышеозначенный фильм "Я люблю тебя" Оливер Райтер ("Газета.Ru"), временно воздерживается от комментариев Юрий Гладильщиков ("Известия").

Наиболее строг и четок в расстановке акцентов Алексей Медведев ("Время новостей"). В статье со все объясняющим названием "Конкурс банальностей" он отказывается от описания фестивальной тусовки (атмосферы, конъюнктуры и пр.) в пользу собственно кинематографа:

"..."Самаритянка" корейца Ким Ки-Дука и "Перед закатом" американца Ричарда Линклейтера, последние на данный момент премьеры берлинской конкурсной программы, которые по долгу службы приходится смотреть вашему обозревателю. Эти фильмы не то что бы несопоставимы с шедеврами из ретроспектив, снятыми, кстати, не так уж и давно. Они словно сняты на другой планете, где глупость, инфантилизм и удручающая посредственность являются респектабельной нормой. Но это не кризис кино, это кризис фестивального движения. В очередной раз один из трех ведущих европейских фестивалей на собственном примере и ценой собственной репутации доказал, что собрать двадцать с лишним приличных, стопроцентно "авторских" фильмов если не невозможно, то очень-очень трудно".

Невесел тон и других кинокритиков, и если Андрея Плахова ("Коммерсант") "утешает сам факт того, что радикальные арт-фильмы пытаются конкурировать в конкурсе Берлинале с голливудским мейнстримом", то Антон Долин ("Газета") мрачно констатирует:

"Берлинале отрабатывает свою репутацию самого политизированного кинофестиваля мира. В прошлом году здесь превалировали картины о тяжелых судьбах беженцев, а теперь бал правят фильмы, посвященные межрасовым контактам и конфликтам".

Одно радует - каким бы ни был фестиваль, среди приехавших знаменитостей всегда находятся интересные собеседники. Посему - читайте интервью: Рене Зеллвегер, Питера Гринуэя и Кристофера Дойла - "Газете"; Жюльетт Бинош и Тима Рота - "НГ"; Джона Бурмена, Энтони Мингеллы и Сандрин Боннер - "Известиям".