Русский Журнал / Обзоры / Периодика
www.russ.ru/culture/periodicals/20040219.html

Единство и борьба
Обзор "культурных" СМИ

Андрей Борзенко

Дата публикации:  19 Февраля 2004

В минувшие выходные завершился Берлинский фестиваль. Победителем стал фильм немецкого режиссера турецкого происхождения - Фатиха Акина - "Головой об стену". Вот что пишет о фильме Антон Долин ("Газета"):

"...фильм, который начинается как комедия, продолжается как трагедия (смех в зале резко умолкает), а заканчивается как уравновешенная драма: таким образом, каждый найдет в этой картине что-то близкое".

Примерно то же самое можно сказать и о фестивале, точнее, об его восприятии критиками. Берлинале вызвало и грустное мычание, и бодрое рычание, и дружеское ржание одновременно. Сначала читательскую аудиторию веселили ужимки и прыжки директора фестиваля Дитера Косслика вкупе с откровениями Джека Николсона. Потом заговорили о провале российского кино и о кризисе фестивальной системы. И наконец, пришла нечаянная радость:

"Грамотное решение жюри все расставило по своим местам. Во-первых, безошибочно отмечены талантливые работы режиссеров нового поколения. Фатиху Акину и Даниэлю Бурману по тридцать лет, причем для обоих нынешние работы - четвертые по счету. Во-вторых, узаконена новая волна в немецком кино. Будем надеяться, что теперь наши прокатчики будут покупать не только американцев и французов. И в третьих, - маленькая домашняя радость - впервые в жизни решения фестивального жюри не вызвали у вашего корреспондента почти никаких возражений".

И это - тот самый Алексей Медведев, чья предыдущая статья во "Времени новостей" называлась "Конкурс банальностей". Едва ли так было задумано, но уже напрягшимся и готовым к худшему критикам устроили сюрприз. Угодили не только корреспонденту "Времени новостей". Довольна и Екатерина Барабаш ("НГ"):

"Нынешнее жюри решительно расставило акценты совсем в других местах, нежели мы привыкли видеть... Берлинале стал детским праздником, неожиданным состязанием молодого задора и стариковской основательности, юной силы и взрослой мудрости. Исход получился таким, каким обычно бывает в жизни, - естественным. Победила молодость".

И Антон Долин, многажды писавший о Берлинале как о самом политизированном кинофестивале мира, признает, что на сей раз награжден фильм, "далекий от любых политических аллюзий". В "Новых Известиях" подобным образом высказывается Елена Слатина.

Но, конечно, полного благорастворения воздухов не случилось. Иначе было бы скучно и вместо "уравновешенной драмы" мы бы имели на выходе голливудский хэппи-энд. Тот же нещадно мною цитируемый Долин считает, что "остальные награды напоминают о традициях Берлинале" и что без внимания жюри остались несколько выдающихся картин, в частности, "Трилогия: Плачущий луг" Тео Ангелопулоса. Для сравнения: Алексей Медведев называет этот фильм сверхамбициозным и сверхдлинным, а Екатерина Барабаш, пишет, что "актеры играют из рук вон скверно, драматургия - как былинка на ветру, дунь - и нету".

Но это еще не разногласия. С ног на голову - или наоборот - переворачивают отношение читателя к прошедшему Берлинале обозреватели "Российской газеты" и "Газеты.Ru". Валерий Кичин ("РГ") как будто смотрел другой фильм на другом фестивале. О картине Фатиха Акина:

"Фильм темный, давящий на психику, с неаппетитными постельными сценами и сугубо восточной свирепостью. Его уж точно никто не прочил на пьедестал почета. По художественным доблестям он уступает многим лентам не слишком сильного конкурса. А вот с точки зрения актуальности темы..."

Об организаторах:

"Слишком явное политиканство всегда больно бьет по репутации фестивалей, а реноме Берлинале при Косслике уже и так пострадало от вошедших в легенды здешних вердиктов".

О реакции журналистов:

"Таких компромиссов в новейшей истории Берлинале хоть отбавляй. И очередной казус журналисты встретили уже со скукой во взоре - вяло посвистели и разошлись сообщать редакциям печальную новость о том, что политика снова взяла верх над искусством".

В том же духе настроен и Оливер Райтер ("Газета.Ru"), предпочитающий, правда, называть фильм-победитель "Прямо в лоб":

"Добротное, хорошо сбитое кино, но ничем не выделяющееся из бесконечного ряда таких же остросоциальных картин - через пару лет о "Прямо в лоб" никто и не вспомнит".

Сейчас необязательно даже гадать, кто тут прав, кто - нет. Ни к чему надеяться, что в споре родится истина. Можно просто тихо наслаждаться красотой и резкостью этих антиномий и дожидаться решений российских прокатчиков.