|
||
/ Обзоры / Периодика < Вы здесь |
Журнальное чтиво. Выпуск 166 "Новый мир" #3, #4; "Знамя" #3, #4; "Звезда" #1, #2; "Октябрь" #2. Дата публикации: 6 Апреля 2004 получить по E-mail версия для печати Это второй "стиховой" выпуск "Чтива", он будет где-то "женский", где-то "инфантильный", где-то "питерский". "Ариона" не будет (пока). Видимо, к началу лета поспеет. Итак, в последнем "Новом мире" фантазии Евгения Рейна на темы "Вновь я посетил...". Вся эта проза (а это все же проза, хоть и сбивается местами на 5-стопный ямб, но правду не спрячешь...) называется "Утешительный приз":
Дальше там про козу, диетическую столовую, трамвай #12 и книжную барахолку, про первое стихотворение в газете "Ленинградская здравница" и под конец неизменные элегические экзоты на разные знакомые мотивы, но общий тон безутешно-утешительный:
Еще несколько элегий в питерском духе в том же номере "НМ":
То был питерский архивист Давид Раскин, предисловие к его стихам написал Александр Кушнер, и он полагает, что эти стихи похожи на латынь. И нельзя сказать, что Кушнер не прав: весь этот элегический ампир, да и вся эта питерская инерция в родовом смысле должна напоминать какого-нибудь гипсового Горация. Но вот другие фигуры, Павловск, каналы и пригородные электрички - Александр Леонтьев в мартовском "Знамени":
Здесь нет предисловия Александра Кушнера, но "жанр" узнаваем до оскомины:
Впрочем, у Леонтьева можно найти и другого рода "городские букеты", какой-нибудь "жанр-ленинград" - Глеб Горбовский пополам с Валерием Поповым, что же до самого Кушнера, то новый большой цикл читаем в последнем номере "Знамени": те же дачницы и пригородные электрички, та же ритуальная "скульптурная Эллада", бесконечно поминаемые "ласточки", слепые и стрельчатые - на любой вкус, но сначала - злободневно-предсказуемый "пиндемонти":
Справедливости ради, укажем, что "иных, лучших прав" Кушнер не знает (или наоборот - как раз таки знает, и потому не рад):
Однако есть еще питерский журнал "Звезда", последний его номер в Сети - февральский, и он открывается подборкой "Из поэзии XXI века". Здесь плотной группой идут "поэты не старше 30...", победители конкурса молодых поэтов, каковые, по мнению организаторов-номинаторов, отныне "формируют "новую волну" петербургской поэзии". "Новая волна", похоже, катит вспять - там снова про то, что "Отгремят, отгорят фейерверки случайных побед, / И в пустых небесах доиграет усталая осень...", и еще про то, что "Тростник вокруг пруда задумчиво шумит, / Сатир лежит в тени, свирель перебирая...", а кроме - имеем на три бардовских аккорда разыгранного Хармса... перстами робких учениц, но с другой стороны, один настойчивый теоретик "актуальной литературы" непременно объяснит и оправдает все это, не то как "инфантильную пубертатность", не то как "пубертатную инфантильность":
Кажется, из той же оперы - замерзающими пальцами в отсутствии горячей воды, вернее, одним пальцем на раз-два-три:
Но это уже не "новая петербургская волна", это взрослый, нехрупкого сложения поэт из Киева Дмитрий Бураго, в другом месте он сообщает, что жизнь удалась:
И я не стану здесь гадать, какого порядка вся эта "актуальная" данила-давыдовская "инфантильность": от пионерско-литстудийной неумелости - или от школьного "мы так видим". Но вот еще один "мир глазами ребенка" (или - глазами мамы ребенка):
(Мария Ватутина. "Не делай такие глаза") Дальше будут не вполне игрушечные картинки, но очень вещные, если вернуться к началу - это элегический мир, распавшийся на... пуговицы. Короче говоря, минувшее... глазами Веры Павловой:
Прошлый "стиховой выпуск" "Чтива" я едва ли не озаглавила по "арионовской" подборке Ирины Ермаковой "Все на свете вещи", очередная подборка Ирины Ермаковой в "НМ" называется "Царское время", здесь очень подробно варят кофе, гадают на гуще и чернилами поминают мертвых:
И совершенно иного порядка - не вещно-чернильная, но запредельная, за-смертная метафизика в двух подборках Инны Лиснянской - палестинской, что в мартовском "Знамени", и подмосковной - в мартовском же "Новом мире". В последнем сетевом "Октябре" (февральском) - Владимир Салимон, стихи из сгоревшего в Манеже сборника "Опрокинутое небо". В мартовском "Октябре" обещан Бахыт Кенжеев, но когда еще в Сети явится мартовский "Октябрь", пока же есть... апрельский номер "Знамени" с большим кенжеевским циклом "Гроза над Средней Азией", многостопные, багрово-черные (по колориту) и тяжелозвонкие стихи о "похоронах просвещения" - отсылка на "фотолабораторию моего детства" и марсианские пейзажи:
А вот другие совсем стихи из того же цикла и с той же оптической ("выпуклой") метафорой времени, но в ином ритме, в обманчивой "позднеклассической ясности", и с оглядкой на акмеистические манифесты, - там опустевший форум, морской песок, там ворона и слепой охранник (вместо дежурной и растасканной по цитатам "ласточки"):
К слову об "опустевших форумах": в прошлом "стиховом" выпуске речь шла о Баратынском, "последнем поэте" и "Железном веке" ("профессорский цикл" Льва Лосева в январской "Звезде"). На это раз я закончу другой картинкой - почти комикс на темы все того же Баратынского и отчасти - "последнего поэта". Итак, - поэт на облаке:
сидит и шумным перышком сверкает, (Анатолий Кобенков. Растерянная радость) поставить закладку написать отзыв
|
inna@inna.kiev.ua |
|
||