|
||
/ Обзоры / Периодика < Вы здесь |
Журнальное чтиво. Выпуск 170 Дата публикации: 1 Июня 2004 получить по E-mail версия для печати Главным словом этого выпуска "Чтива" станет "пазл" - умственная игрушка, я возьму ее напрокат у разных авторов одного журнала. Пазл - картинка, собранная из кусочков; сложный пазл должен быть нарочито пестрым, в конечном итоге он все равно распадается на исходные кусочки, кусочки ссыпают обратно в мешок - картинки как не бывало. Этот пазл будет из разных стихов - за тот немалый промежуток времени, что прошел с момента выхода последнего "стихового" "Чтива", в "Журнальном Зале" явился наконец третий номер "Октября" с новыми подборками Михаила Поздняева и Бахыта Кенжеева, майский "Новый мир" с Бобышевым, Кублановским и Верой Павловой, июньское "Знамя" и даже первый в этом году "Арион". В "Арионе" все как всегда: стихов много, поэтов мало. Мы выделим лишь маленький черно-белый цикл Григория Кружкова в "Голосах" - про потусторонние путешествия, "черную метку" и черную лестницу из детства. Время разворачивается назад: сначала перед нами человек, "как бы падающий с крыши"; черная лестница, немое кино и первая любовь появятся в конце, между ними - одиночество. Человек, по сути дела, В "арионовском" "Пантеоне" Владимир Герцик представляет "подпольного семидесятника" Владимира Ивелева (Левина). Цитаты, выбранные для предисловия, по большей части декларативны и банальны, прочие стихи много лучше. Владимир Герцик настаивает на том, что перед нами "герой Достоевского", но не капитан Лебядкин. Может, и так, хотя капитан Лебядкин "в уме". И вот мы имеем пресловутые "стихи про таракана", но произнести все эти слова мог, безусловно, любой другой "герой Достоевского": Существо среди существ, Квартальный улов остальных толстых журналов на порядок представительней, нежели у "профильного" "Ариона". В вечно запаздывающем мартовском "Октябре" и майском номере "Знамени" - большие циклы Михаила Поздняева, до сей поры в журналах являвшегося редко. Изданная полтора года назад "Лазарева суббота" была по сути - третьей, но по факту - второй его книгой. Перерыв между книгами - двадцать лет. Андрей Немзер назвал статью про "Лазареву субботу" "Второе рождение" и полагал, что едва ли не лучшее название для той книги - "Правила исцеления от немоты". Между тем "октябрьская" подборка открывается стихами про воскресшего Лазаря, а в "Знамени" анонсируется новая книга, и она будет называться "Фотоувеличение. 14 писем в город С.". Автор поясняет, что кроме культового фильма 60-х, "герой которого, ненароком увидев и разглядев нечто, понял: жизнь идет прахом, и складывается что-то совсем другое", название это содержит "отсыл... к житию свв. мучениц Фотины, Фотиды и Фото, казненных в 60-х годах I века". Ключевое слово, в самом деле, - свет, "озарение", но книга о судьбе. О том, что судьба может сложиться или не сложиться, как... пазл: "Пазл такой. Мозаика. Тысяча восхитительных мелочей". И длинные поздняевские стихи - тот же пазл, пестрая мозаика, иногда кажется, излишне громоздкая, - здесь "собираются" "ангельские речи", цитаты из Монтеня и Большой Советской энциклопедии, нарочито необязательное многословие разного рода "комментариев", но все это в конечном счете складывается в стихи, скрепляется "разнесенными" рифмами, прикидывается иной раз силлабикой, иной раз - "презренной прозой". Идея в том, что существует некая "проникающая сила", которая ...понуждает складывать по кусочкам Поздняев был в пятом номере "Знамени", в "Журнальном Зале" есть уже июньское "Знамя", и оно открывается собранными из "черепков" и осколков подмоченной имперской атрибутики "Кустарными видами" Михаила Айзенберга: Где она, былая вотчина? Титульные кустарные виды суть пыльно-гламурные новомосковские пейзажи: Жизнь идет, никак не закалит. Затем траченная молью античная метафорика смешается с прахом не столь уж давнего, но столь же безвозвратно утерянного советского коммунального рая: ...Сонные мухи встречаются с мертвыми осами И в том же номере - другие стихи о потерянном рае, непривычно нервные по интонации крымские строфы Евгения Сабурова. Непривычны они на фоне традиционной величественно ампирной или расслабленно южной крымской топики. Но и "поэтическая ситуация" уж больно нехарактерна: такой себе незадавшийся Марк Аврелий ("...в том раю, где я правил / недолго и нервно"). А еще в "знаменском" пазле - "Сплошной Китай" Александра Уланова и модно-глянцевые апокрифы от Елены Фанайловой ("Жития святых в пересказах родных и товарищей"). Однако на фоне кустарных московских видов уместнее будет процитировать третьеримские пейзажи Бахыта Кенжеева из того же третьего "Октября". Речь там не о картинках, разрезанных на кусочки, и даже не о собранной из осколков мозаике. Что в руках у Мойры - ножницы или спицы? Там есть стереоскопический - раскрытый во времени, с оглядкой вперед и назад - снимок одной улицы, где "храм стоял, сменившийся купальней, и снова храм, зато купальни - нет", где Музей изящных искусств - и там "обнаженный гипсовый Давид / стоит, огромен, к нам вполоборота", где все повторяется, картинка подвижна, и следующий художник ее так или иначе преобразит: И вновь художник, в будущее выслан, Теперь иного порядка "осколки". Собиратель сложных пазлов Михаил Поздняев в свое время дорожил званием "последнего хорошего советского поэта", хотя наверное, все же он далек от канонов "советской простоты", - куда дальше, чем, скажем, солирующий в весенних номерах питерских журналов Глеб Горбовский или - пусть и непростой вовсе, но гораздо более "традиционный" Геннадий Русаков (очередная подача "Стихов Татьяне" в апрельской "Дружбе народов"). Другой, т.н. романтический, советский канон - в мартовском номере "Звезды", где рядом с подборкой Горбовского - "Гумилев перстами робких учениц", экзотические картинки на коробке зеленого чая: Был на ней нарисован бесхитростный дом, В той же "Звезде" - альтернативная "Школьная антология" от Владимира Гандельсмана, а в майском "Новом мире" - Дмитрий Бобышев с картинками из "всемирной паутины". Собственно, сюжет называется "поэт в паутине": Я брожу, пытаю мой путь и тычу То, что показывает в результате замороченный монитор, до боли похоже на картинку с коробки зеленого чая, только здесь - ближе к оригиналу: Где хватает за полы товар двуногий На первой позиции майского "НМ" - "новые безделки" Веры Павловой. И это не пазлы, это другого рода игрушки, по большей части словесные, но встречаются иные недолговечные материи. Вот коробка с солдатиками: Сражаться с прошлым - вдвойне поставить закладку написать отзыв
|
inna@inna.kiev.ua |
|
||