Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Периодика < Вы здесь
Прага и пустота
"Иностранная литература" # 3

Дата публикации:  15 Апреля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Большая часть номера посвящена чешской литературе, чешскому мифу. Вернее - пустому месту, туману, который на месте этого мифа остался, клубится.

Чтение лучше всего начинать с русскоязычного автора Кирилла Кобрина, который пишет в эссе "Конец игры" вот что: "Град, Гетто и Вышеград - три сердца, некогда гонявшие кровь по узким улочкам Праги... У этих сердец были свои певцы. У чешского - Ярослав Гашек, у еврейского - Густав Майринк и Лео Перуц; только вот у немецкого, точнее австрийского, еще точнее - имперского, их нет, разве что вспомнить Кафку... Из "трех сердец" Праги осталось только одно - чешское. Оно с трудом справляется с оставшейся огромной кровеносной системой: неудивительно, что многие части городского организма выглядят столь анемичными, если не сказать полумертвыми".

Именно гашековскую традицию и "дотягивает", "доигрывает" современная чешская литература. Она идиотничает и кривляется, паясничает. И делает это, надо сказать, не без таланта, не без гениальной искры, да. Отчего ощущение катастрофической пустоты, которая сквозит через дырку в тряпке балагана, только усиливается. Чувствуют это и чехи - и глумятся хуже прежнего. Но мысль о пустоте все время вертится в голове - читаешь ли ты главного чешского паяца Михала Вивега - или нынешнюю повесть Петра Шабаха "Вода с сиропом" (перевод А.Ширяева).

История веселого пионерского детства, плавно переходящего в не менее веселую юность и - так же ненавязчиво - в семейную жизнь. С той самой девочкой, за которой весело гонялся по двору и в детстве, и в юности, и т.д. Но так же весело.

Повесть сколь безыскусная, столь и показательная. Читаешь и видишь, что писатель (ему шестой десяток) по крайней мере честен. И пишет об этой чепухе потому, что писать ему просто больше не о чем.

"У всех - за малым исключением - девушек в нашем классе наконец появилась грудь. Я приставал к ним ко всем, но мне фатально не везло".

Или:

"Каждая вторая девчонка говорит, что мечтала быть парнем. Вспоминает, как лазила с мальчишками на дерево... Как бы не так! Всем этим девушкам я так и говорю: "Не трогайте наше мужское дерево!"

Кончается эта чепуха семейной, как и было сказано, жизнью. Ее "чешская философия" не слишком заковыриста. Излагая ее, автор, в сущности, передает словами то, что чаще всего изображают карикатуры в пражских пивных. Я в свое время любил сидеть в одной такой, где все стены испещрены рисунками на темы пьянства и похоти.

Уж лучше, действительно, кружка "вельвета" в подвале с рисунками во всю стену, чем повесть на эту же, в общем-то, тему.

Несколько скрашивает картину Йозеф Шкворецкий и его детективный роман с двумя параллельными сюжетами "Два убийства в моей двойной жизни" (пер. с англ. Е.Домбаян). Старейший, 1924 года рождения, чешский прозаик живет в Канаде и пишет по-английски.

Один сюжет раскручивается вокруг загадочного убийства в благополучном и состоятельном канадском кампусе. Зачумленном, впрочем, как и все западные кампусы, нормами всевозможной корректности.

Второй сюжет всплывает на поверхность жизни тридцать лет спустя. Когда в демократическом угаре новая Чехия обнародует списки тех, кто сотрудничал с коммунистической охранкой. В них-то по ошибке и попадает жена главного героя, чистейшей души человек. Что приводит в финале к самым печальным последствиям.

Собственно, посткоммунистическая охота на ведьм есть последняя трагедия Чехии. Где когда-то "шутили" герои Кундеры, а теперь, через тридцать лет, их шутки расхлебывают ни в чем не повинные люди. Давно живущие второй, а то и третьей жизнью.

Замечательно закрывает чешскую тему русский пражанин, редактор отдела новостей радио "Свобода" Ярослав Шимов. В его эссе "История как публицистика и публицистика как история. О том, как чешские литераторы создали свой народ" показано, как с помощью искусства - и литературы в частности - чехи пытались сформировать нацию. Которая принципиальным образом не формировалась, поскольку состояла из маленьких людей, замечательная характеристика которых также в этом эссе имеется. Вот она: "Он вел свою жизнь, в которой главными ценностями были вовсе не религиозный гуманизм и демократия, а индивидуальное благополучие и умение выжить в неблагоприятных исторических условиях, а основными чертами - скептицизм по отношению к высшим авторитетам, включая государственную власть и церковь, ироническое и в какой-то мере философское отношение к превратностям судьбы, сопряженное, однако, с любовью к уюту, материальному процветанию и радостям частной жизни, со стремлением замкнуться в своей раковине перед враждебным и неуютным окружающим миром". Таков и есть главный герой мифа, который из пражского превратился в чешский - и замкнулся на себе, как моллюск в ракушке.

Что может случиться с такими героями дальше? Что им, а значит и чешской литературе, можно желать?

Только одного: "Превращения".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 191 /05.04/
...Март-апрель, какие слезы! Стихи на грани весны.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 190 /22.03/
Новые песни о старом. Проза минувшей зимы.
Глеб Шульпяков, Порожняком /15.03/
"Дорога в город" Наталии Гинзбург - это "Амаркорд", только со знаком минус. Дороги римских времен хороши и прочны. А пойти все равно некуда. И деваться от себя и других - тоже. "Иностранная литература" # 2.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 189 /09.03/
Раскол в серафимах, эпистолярные патологии и смерть классического текста. "Неприкосновенный запас" ## 37, 38, "НЛО" # 69.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 188 /22.02/
Рецепты выживания для стойких оловянных "толстяков". Литературная non-fiction.
предыдущая в начало следующая
Глеб Шульпяков
Глеб
ШУЛЬПЯКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru