Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20011004_rybak.html

Театр Наций в Петровском переулке
Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  4 Октября 2001

Знатоки утверждают, что для крупного культурного центра, к каковому мы привыкли (и вполне заслуженно) относить Москву, количество уже существующих театров недостаточно. Хотя тем же знатокам стоило бы внимательно просмотреть афишу, чтобы удостовериться в обратном: ни одному нормальному критику (я сознательно делаю упор на профессиональном зрителе - это его работа) не хватит времени, чтобы посмотреть хотя бы премьеры сезона, но - все. Тем не менее, появление на театральной карте столицы нового названия всегда привлекает. Хотя театр, об открытии сезона которого пойдет речь, - не совсем новый.

Государственный театр Наций, ранее театр Дружбы народов, призванный "объединять обширное союзное театральное пространство", открывает 15-й сезон. То, что он на некоторое время выпал, скорее - отодвинулся в тень, не его вина. Так сложились обстоятельства. Уже достаточно давно, понимая важность работы этой творческой "единицы", город выделил "ей" здание бывшего филиала МХАТ имени Горького (еще до раздела), что на улице Москвина.

История реконструкции этого здания - отдельная песня. В далеком 1885-м году антрепренер Федор Корш (широко известным он стал много позже, но и к этому году он уже три сезона руководил своим частным театром) менее чем за год выстроил в Богословском переулке новый театр. Театру Наций не повезло, он - государственный, поэтому реконструкция его тянется больше десяти лет. Как говорится, навыки утеряны. Сначала многое разворовали, сейчас восстанавливают. Но - к радости многих - впереди все-таки виден благополучный финал. Если не подведет министр культуры и деньги таки будут перечислены, то ремонт займет еще почти год. Если произойдет "как всегда", то - четыре года. Не имея собственной сцены, театр Наций вынужден прибегать к помощи других московских коллективов, арендуя их сцены для того или иного проекта. А всем известно, что для зрителя театр, во многом, - помещение. Поход в театр - это и встреча с привычным залом. Поэтому, признавая эту психологическую особенность, директор театра Михаил Чигирь и его художественный руководитель Сергей Коробков специально пригласили журналистов и гостей на пресс-конференцию в недостроенный, но свой театр.

Хотя возвращение началось еще прошедшим летом: в рамках Ш Всемирной театральной олимпиады на сцене (буквально) театра состоялась премьера спектакля "Опыт освоения пьесы "Чайка" системой Станиславского" в постановке украинского режиссера Андрея Жолдака. Этот опыт Жолдака сознательно "проводился" в раскуроченном пространстве: важно было не только показать работу приглашенного режиссера, но и обратить внимание общественности на судьбу и здания, и творческой структуры, когда-то игравшей заметную роль.

С улицы вид уже неплох. Новый кирпич, красивые панно, благородного цвета двери. Уже отремонтирован служебный вход. Но внутри - лишь гладко оштукатуренные серые стены. Впрочем, в зрительный зал нас не провели, может, там и лучше. А на сцене, где проходила пресс-конференция, все по-прежнему: идут репетиции преображенной "Чайки" Жолдака - с нее начинает свой сезон театр Наций.

С репетиции же началась и встреча с журналистами; как шутливо отметил директор, "мы ищем новые формы". А так как отопительный сезон только-только, еще шепотом, заявляет о себе, то в зале стоял жуткий холод. Понимая состояние пишущей братии, которая сидела в верхней одежде, а с рук не снимала перчаток, организаторы, беспокоясь о состоянии здоровья своих друзей-врагов, поднесли кому винца, кому водочки.

Помимо приглашения неизвестных Москве и России коллективов и исполнителей, продолжения собственных "ноу-хау" - фестивальных программ (об этом чуть ниже), театр предлагает вниманию зрителей свои собственные проекты, созданные по принципу антрепризы. Это - вышеупомянутая "Чайка", "Danse macabre" ("Пляска смерти") Августа Стриндберга в постановке Виктора Гульченко (вообще-то, странно, почему именно этот проект оказался в афише Театра наций - никаких новых наций, в смысле - немосковских - он не предъявляет). Михаил Чигирь предложил превратить театр Наций в свободную площадку.

Третий пункт программы - спектакль Ярославского ТЮЗа "Ночной канал" по пьесе турецкого драматурга Рефика Эрдурана "Рамиз и Юлиде" (в свободной версии Сергея Коробкова), поставленный Александром Кузиным в рамках российско-турецкого фестиваля драматургии и театра. Четвертый - спектакль-инсталляция Марты Цифринович и кукольного театра "Огниво" из Мытищ "Завтра начинается вчера" - история ХХ века глазами художников. В пустом и гулком буфете был выставлен макет будущей работы (художники-постановщики Ольга и Вячеслав Суховы), где ясно "вычитывались" и красный конь Петрова-Водкина, и летающая парочка Марка Шагала.

В ближайших планах - выступления в середине октября Хунанского театра оперы и балета (КНР), зрители Москвы и Ярославля увидят балет "Берега любви" по мотивам повести Шэна Цонвэня. Моноспектакль "Первая любовь" по Сэмюэлю Беккету представит один из самых интересных французских актеров (так в пресс-релизе) Жан-Кантен Шатлен, постановка Жан-Мишеля Мейера (действительно знаменитый театр "Види-Лозанн" из Швейцарии). Этот спектакль после Москвы проедет вниз по Волге через Нижний Новгород до Саратова.

Театр Наций намерен продолжать и фестивальные программы, которые за годы отсутствия своей площадки частично были подхвачены, чтоб не сказать - заимствованы, другими театральными организациями и деятелями. Как заметил Сергей Коробков, "Лучшие спектакли провинциальных театров" отошли к "Золотой маске", фестиваль "Современного танца" - к музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко, "и мы за это не в обиде". Но этим летом, вслед за Олимпиадой, во дворцах и усадьбах столицы прошел фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства "Московское действо", зародившийся три года назад "под крышей" театра Наций. В планах - сохранение и развитие фестивалей и программ "Малые города России" (в 2001 году прошел уже в третий раз), "Национальное достояние", "Театральный город" (в этом сезоне предполагается привезти в первопрестольную театры Екатеринбурга - ведутся переговоры с администрацией города и области).

Есть идея провести "Коршевские чтения": в 2002 году исполняется 150 лет Федору Коршу и 120 лет его театру. Что ж, обсудить дальнейшие пути развития русского театра - антреприза или репертуарный - сегодня имеет смысл.