Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
За нормальные и здоровые отношения между театром и критикой!
О премии имени А. Кугеля, учрежденной Олегом Меньшиковым

Дата публикации:  12 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Актер Олег Меньшиков выступил с неожиданным творческим предложением -учредить денежную премию для театральных критиков. И уже назвали ее именем замечательного критика начала прошлого века Александра Кугеля, полагая его истинным театралом, человеком крайне независимым, не ангажированным. Олег Меньшиков считает, что эта премия "поможет установить нормальные, здоровые отношения театра с критикой, они в последнее время по разным причинам оказались искаженными. Не надо скрывать, что уровень нашей театральной критики сегодня чрезвычайно низкий". Из официальной информации можно узнать, что премия будет присуждаться по одной номинации - лучший критик сезона (по деньгам - 5 тысяч долларов). Но, говорит Олег Меньшиков, "возможно, жюри сочтет, что в данном сезоне под определение "лучший" подпадают не один, а, скажем, два критика, или целый авторский коллектив, или какое-то издание, наиболее адекватно отражающее театральный процесс". В состав жюри вошли режиссеры и актеры из Москвы, Петербурга, Воронежа: Михаил Бычков, Марк Захаров, Григорий Козлов, Юрий Любимов, Олег Меньшиков, Борис Мильграм, Евгений Миронов, Константин Райкин, Ольга Субботина, Андрей Толубеев, Генриетта Яновская. Конкурс проводится с 1 октября 2001 года по 1 октября 2002 года. Принимаются материалы критиков, опубликованные в периодической печати и интернете. Их могут представить как сами авторы, так и редакции, театры, отделения СТД России. Отбор доверят специальной экспертной группе. Итоги конкурса и награждение пройдут через год, во второй половине октября 2002 года.

Координатор премии Полина Богданова.

***

Что можно сказать на это?

Дело, конечно, хорошее и нет человека, который бы отказался от таких приятственных денег. Пять тысяч! Мыслимое ли дело!

Но гложут сомнения. Сомнения - не в порядочности перечисленных членов жюри. Все они - уважаемые люди, в том числе и в своей профессии. Сомнения - вот какого рода. Меньшиков говорит о низком уровне критики. Согласен. Вопрос о праве на экспертную оценку, вообще - "экспертный вопрос" может быть назван одним из краеугольных сегодня. И не только театральной критики касается. Но, говоря о том, что пора установить нормальные и здоровые отношения театра с критикой, Меньшиков, наверное, должен был бы - хотя бы вскользь! - заметить, что и он, случалось, мешал приближению сей счастливой поры.

Я, например, написал критическую статью на "Горе от ума". Все, для меня уже был закрыт вход на следующую премьеру, "Кухня". Это - не нормально и не здорово. Я написал фельетон, в этом жанре - свои законы (Кугель, с которым себя сравнивать, конечно, не решусь, тоже писал фельетоны, и в этих случаях на него тоже обижались, - с тех давних пор отношения, конечно, изменились, но кое-какие основания сохранились до сих пор). Обижаться - можно, демонстрировать обиды - неразумно. Другой критики все равно нет. И лучше уж потратить силы на борьбу с теми, кто берется писать о театре, не имея возможности отличить Эдиту Пьеху от "иди ты на..." (по старинному анекдоту), чем - с отличным от собственного мнением.

Это - самая что ни на есть большая загвоздка на пути к нормальным и здоровым отношениям. К примеру, Марк Захаров, памятуя о нескольких рецензиях с пониманием, скажет: "Я - за N. Голосовать готов обеими руками. Он - большой в своем деле профессионал, чувствующий, что такое - настоящий энергетический обмен". А Яновская, которую этот самый N. только что несправедливо (да, да, именно несправедливо!) разругал за последнюю премьеру, вряд ли согласится с таким утверждением. А Константин Аркадьевич Райкин, который со многими критиками лично знаком и по-доброму здоровается и разговаривает, непременно во всяком интервью говорит что-нибудь этакое, злое, о критике. Интервьюеры согласно кивают - о присутствующих вроде бы не говорят...

Театральная критика давно уже вышла из круга науки. Нет и в своей среде критериев, хоть в малой степени аксиоматичных. Нравится - не нравится, - пишут так, не стесняясь того, что прочие ругают. А прочие ругают, может быть, потому, что это по давно сложившейся традиции просто принято ругать. Вот еще пример: я много раз писал об Авангарде Леонтьеве. Однажды - даже маленький актерский портрет в рубрику "Господа артисты", исправно выходившую в "Московском наблюдателе". Сложилось какое-никакое взаимоуважение. И вот - позволил себе несколько критических слов по итогам премьеры "╧13". Рассказывают, что после этого замечательный артист (как я действительно считаю, несмотря на естественную неудачу, которую десяток других критиков считает как раз актерской победой) отказывался идти на юбилей своего родного театра, если в зале будет сидеть Заславский, и чуть ли не делегировал право на ответные физические действия Михаилу Козакову, который теперь собирает всех недовольных моим скромным творчеством в единый, так сказать, кулак.

Пример Козакова - тоже показательный и как раз к разговору о "нормальных и здоровых отношениях" между критикой и театром.

Меньшиков, безусловно, прав в постановке проблемы. Она есть - хотя бы потому, что разорвано, разодрано сварами критическое "пространство". В СТД давно уж не собираются дискуссии по проблемам критики: кому их проводить, кто сегодня имеет право говорить о нравственности или профессионализме, если "главные судьи" запятнаны и для многих давно уж не являются авторитетами (разве что - в ироническом, криминальном смысле)?!

Есть и еще одно обстоятельство, о чем должны думать учредители премии для критики. Олег Табаков, человек опытный и в актерской профессии, и в вопросах организации театрального дела, учредил, как известно, собственную премию. И несколько лет успешно ее вручает. Не раз, говорят, думал он отметить работу кого-то из критиков. И каждый раз отказывался от этих планов. По прозаической причине: такая премия, соглашался он, просто-напросто перессорит коллег.

Театральные критики - быть может, самый самолюбивый "класс". Здесь борьба и война самолюбий заметнее, чем где бы то ни было (есть, конечно, с чем сравнить, но и положительные примеры рядом: в литературной критике ситуация куда здоровее, хотя и свои миазмы там, разумеется, есть). И потому в нежелании видеть такую премию кроется и естественная боязнь: а ну как выберут не меня...

Так что все вышесказанное не мешает искренне пожелать учредителям не отказываться от идеи оздоровить и нормализовать и добиться на этом пути успехов.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Не бытовое пространство слова /11.10/
Александр Пономарев, который ставит тексты русских футуристов и обэриутов с тех пор, как пришел в режиссуру в конце 80-х, выпустил в РАМТе спектакль "Великаны и козявки".
Гришковец теперь погружается в "Дредноуты" /09.10/
"Сейчас я ощущаю себя совсем не сентименталистом. И твердо могу сказать, что новая моя работа - "Планета" - будет скорее романтической".
Марина Борисова, "Провинциальные танцы" рассказали о немецкой жизни /09.10/
"На дороге" оказался очередным успешным проектом Гете-института, благодаря которому европейский танец модерн активно высаживается на российскую почву.
Ирина Виноградова, Придуманная история /08.10/
После текста "Конец фильма" зрители начинают аплодировать, в это время появляются кадры - с именами поэтов, которые были расстреляны, погибли, уехали в эмиграцию. Становится грустно, но спектакль все же не только об этом.
Николай Песочинский, Комедию Чехова "спас" бизнес-план Лопахина /05.10/
Новая постановка "Вишневого сада" в Александринском театре обещала поразить метафизическим стилем. Режиссер Роман Смирнов играет роль "культовой фигуры" петербургского театра.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru