Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Не правда о Союзе театральных деятелей России. Только - слухи
Дата публикации:  17 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Всякая организация лишь тогда чего-нибудь стоит, если скудости официальной информации сопутствует полновесный "девятый вал" слухов. Такая связка не оставляет поводов для сомнений - значит, кипит работа!

В преддверии очередного съезда Союза театральных деятелей, четвертого "по новому стилю", исчисляя от революционного съезда 1986 года, мы решили собрать по возможности все слухи, которые гуляют в столичной среде. Сопровождая повседневную жизнь простых членов Союза театральных деятелей.

***

Спустя 15 лет после памятного съезда ВТО (Всероссийского театрального общества), когда группа энтузиастов произвела настоящую революцию и, на заре перестройки, преобразовала театральное общество в Союз театральных деятелей, изменилось почти все. Страна стала другой (так что впору возвращаться к старому имени!). Тогда всех заботили революционные преобразования, сегодня, наоборот, лучшие умы озабочены строительством гражданского общества...

Изменилось и отношение к тогдашней революции. В ту пору казалось, что на смену старой номенклатуре пришла новая команда, "отвечавшая требованиям резко менявшегося времени". Сегодня эти самые слова - про требования резко менявшегося времени - взятые нами из редакционного предисловия к опубликованным в газете "Культура" тезисам доклада секретариата СТД РФ, кажутся абсолютным анахронизмом.

***

На прошлом съезде делегатам предложили проголосовать за новый устав. В нем, в частности, отменялся прежний принцип "двух сроков" для одного и того же председателя Союза. Проголосовали - решили эти никому не нужные границы отменить. Думали, надо полагать, уговорить Ульянова остаться на третий срок. Не уговорили и подарили "бессрочное" президентство новому председателю - Александру Калягину.

Тогда, к слову, Калягин не был единственным кандидатом. До начала съезда на место Ульянова готовили Владимира Васильева. Но Васильев довольно быстро сошел с дистанции, и на съезд "ближний круг" вышел с кандидатурой Калягина. Ему противостояли Соломин, Эскина, но много голосов они не собрали, и победа Александра Калягина сомнений не вызывала. Он многих устраивал, особенно тем, что не сильно держался за власть, позволяя поруководить и рядом стоящим.

Еще полгода назад Калягин говорил, что не станет баллотироваться на следующий срок. По слухам, нечто похожее повторил и недавно. Но, как Ельцина в 96-м, его - по слухам же (а чем же еще, как не обещанным пересказом слухов являются эти заметки?!) - уговорили все-таки остаться и еще немного поруководить. Сегодня Калягин - это Калягин плюс три его заместителя, среди которых двое, по слухам, не являются даже членами СТД. Если судить по активности команды Калягина - трех его замов, Геннадия Смирнова, Андрея Серженко и Сергея Соломатина - выходит, что Калягин непременно будет баллотироваться. И победит, если на самом съезде не откроются какие-то совсем уж невероятные обстоятельства. Например, окажется правдой, что у Калягина появился советник по безопасности.

Хотя, если верить официальным документам правительства Москвы, у Калягина в самое ближайшее время появится еще одна головная боль. В Постановлении Правительства Москвы "О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" от 20 марта 2001 г. #261-пп, а вернее - в прилагаемой к этому решению справке, значится, что Дом культуры имени М.Горького на Белорусской "отписан" А.А.Калягину для создания там "Экспериментальных театральных групп".

***

На нынешнем съезде делегатам опять будет предложен новый устав. Говорят, старый перестал удовлетворять новым российским законам. Но все же наибольшие нововведения коснулись той части, которая касается руководящих органов СТД. Недовольные говорят, что весь смысл этих нововведений сводится к одному: чтобы освободить руководство от общественного контроля, поскольку исполком (та самая новая структура), в который войдут люди, не являющиеся даже членами Союза театральных деятелей, станет творить, что ему заблагорассудится. А простор для активности по-прежнему имеется, поскольку СТД - самый богатый собственник среди всех прочих творческих союзов. К тому же - чуть ли не единственный творческий союз, который обошла перестроечная мода на расколы и умножение путем деления.

***

При Союзе театральных деятелей с некоторых пор существует благотворительный фонд "Бенефис". По идее - для того, чтобы оказывать поддержку нуждающимся актерам. Но по слухам... Этот самый замечательный во многих отношениях фонд поспособствовал немалому числу работников аппарата съездить на отдых в Карловы Вары. А некоторым удалось съездить на этот самый курорт не по одному разу. При этом Союз последовательно сокращал свои обязательства по уходу за могилами тех своих бывших членов, у которых нет родственников, по причине финансовых трудностей и всегдашнего безденежья. Нынешний год ознаменован и резким сокращением льгот на путевки в здравницы СТД. Не секрет, что эти льготы и влекли многих в благословенный когда-то творческий союз.

***

Рядом с особняком правления вовсю развернулась стройка. Между правлением и зданием научной библиотеки СТД строят культурный центр, который вроде бы станет соперником Дома актера (хотя все эти годы - по слухам же - кое-кто в СТД не терял надежд прибрать к рукам вольницу Дома актера под водительством Маргариты Эскиной; говорят, что все ее неприятности последних лет - вроде обострения отношений с Мосимуществом - есть плод этих самых титанических усилий). Кто возглавит этот самый Культурный центр СТД, если, конечно, в этом просторном комплексе с жилым домом в придачу найдется место и для культурного центра?

Кстати, само здание правления обросло уже со всех сторон ресторанами и ночными клубами - примерно так, как мистера Твистера в его ленинградской гостинице окружили всякие разные малайцы и китайцы: справа - страховая компания "Спасские ворота" (там, где раньше сидел банк "Столичный", отхвативший кусок территории у научной библиотеки), слева - ночной клуб "Сириус" с комнатой отдыха под игривым названием "Моника Левински", над кабинетом Калягина - какой-то банк, а почти под ним, по центру - кафе "Шекспир".

***

Нынешнему съезду предшествовала московская конференция. Ее делегаты выбирали, в свою очередь, делегатов грядущего съезда. А делегатов конференции должны были выбирать в московских театрах, на собраниях в самом СТД (для независимых или безработных членов Союза). Говорят, что в большинстве московских театров таких собраний не было. Говорят, в Театре имени Маяковского - не было, в Сатире - не было, в Ермоловском - не было, в "Современнике" - не было... А имена делегатов в театрах узнавали после телефонных звонков из соответствующего кабинета СТД.

Конференция началась докладом Калягина, но к обсуждению его перейти так и не удалось, поскольку начался скандал вокруг поликлиники. Поликлинику СТД начали строить лет десять тому назад. Когда построили, заключили, говорят, такой с ней договор, что СТД оказался как бы и не при чем. В итоге Калягину пришлось все эти годы вести сложные переговоры с главой поликлиники г-ном Ройтбергом, чтобы выбить для членов СТД нормальный ассортимент услуг. На конференции Юрий Соломин довольно резко выступил против оскорблений, которым подвергались в поликлинике пожилые актеры. Ройтберг что-то ему отвечал, а Табаков пытался их как будто бы примирить словами о том, что пришло время капитализма.

Потом перешли к выборам делегатов на съезд. Голосование было тайным. Проголосовали, пошли считать. Обещали уложиться в двадцать минут. Но прошел час и более - подсчет голосов продолжался. И тогда Калягин пригласил всех на банкет. Наиболее впечатлительные очевидцы рассказывали потом, что результаты были объявлены через два с половиной часа! К этому моменту кое-кто из актеров уже был сильно навеселе, большинство разошлось по рабочим местам, в зале и на лестнице оставалось человек 20. Прошло еще полтора месяца, прежде чем итоги голосования были обнародованы.

Наиболее одиозные фигуры прошли перевесом в один или несколько голосов, что и вызывает наибольшие сомнения. Говорят, что не прошел критик Смелянский, советник нынешнего председателя СТД. Но говорят, что и сам Калягин не прошел на этих выборах. Вынужденный отдуваться и отвечать за решения прежних руководителей (по большей части!), Калягин страдает порой беспричинно. Как раз в последние два-три года в СТД возвращается более или менее строгий порядок в делах. Ну, посмотрим┘

***

Среди возможных оппонентов Калягина на грядущем съезде, его соперников на почетном поприще председателя СТД называют Юрия Соломина, Игоря Квашу, Людмилу Максакову, Николая Губенко. Может статься, что эти имена "соединятся" в неожиданные или ожидаемые пары. Например, Соломин и Губенко - два бывших министра культуры - СССР и России. Соломина в кулуарах уже "связывают" с Максаковой: мол, он может быть председателем, она √ первым секретарем. Говорят, Губенко предпринимает какую-то активность, используя свои связи в президентской администрации. А на днях назвали еще одну пару √ Иосиф Райхельгауз √ Борис Морозов.

Вот и все.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Песочинский, Вот пьеса, которой нет /15.10/
Фестиваль - это контекст спектаклей, рядом они выглядят иначе, чем по отдельности. Свою интригу создают и обсуждения, в этом году премии не присуждаются (зачем сравнивать с Гинкасом Някрошюса или с прошлогодним выпускником, Николаем Дручеком, его учителя Фоменко?).
Оксана Дубовенко, Навстречу IV съезду Союза театральных деятелей России /15.10/
22-23 октября в Москве пройдет очередной, IV съезд Союза театральных деятелей России. В здание мэрии на Новом Арбате придут знаменитые на весь бывший Советский Союз звезды театра и кино, народные артисты СССР, России, автономных республик... Что они ждут от съезда?
Григорий Заславский, За нормальные и здоровые отношения между театром и критикой! /12.10/
Дело, конечно, хорошее и нет человека, который бы отказался от таких приятственных денег. Пять тысяч! Мыслимое ли дело! Но гложут сомнения.
Не бытовое пространство слова /11.10/
Александр Пономарев, который ставит тексты русских футуристов и обэриутов с тех пор, как пришел в режиссуру в конце 80-х, выпустил в РАМТе спектакль "Великаны и козявки".
Гришковец теперь погружается в "Дредноуты" /09.10/
"Сейчас я ощущаю себя совсем не сентименталистом. И твердо могу сказать, что новая моя работа - "Планета" - будет скорее романтической".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Краснопольская
Татьяна
КРАСНОПОЛЬСКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru