Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20011030_zas.html

Современную драматургию теперь будут ставить
Во МХАТе имени Чехова и в БДТ

Григорий Заславский

Дата публикации:  30 Октября 2001

Восьмого декабря 2000 года в министерстве культуры прошло очередное заседание коллегии. Первым пунктом повестки дня стоял тогда вопрос о драматургии. Сформулирован он был так: "О мерах по совершенствованию деятельности министерства культуры Российской Федерации в области современной драматургии". В зале коллегии собрались тогда Алексей Бородин, Юрий Любимов, Надежда Птушкина, Анатолий Смелянский, Валерий Фокин┘ Докладывал тогдашний замминистра Виктор Васильевич Егорычев. Он, кажется, и сказал, что деятельность министерства в области современной драматургии не обсуждалась "не менее 15 лет".

***

Собравшимся раздали справку "О деятельности министерства культуры РФ в области современной драматургии", где в ярких публицистических тонах разоблачалась прежняя негативная роль министерства в этом святом деле и подводились итоги работы последних лет: "Отлаженная за годы советской власти система государственного контроля над процессом формирования репертуара театров страны дала сбой. Задача осуществления идеологического диктата √ одна из целей, ради которых при министерстве в свое время была создана репертуарно-редакционная коллегия, утратила былую актуальность. Деятельность редакционно-репертуарной коллегии была прервана. Наряду с обретением желанной свободы творчества это повлекло за собой и ряд отрицательных последствий". Чуть ниже признается, что помимо "охранительства", система работы с драматургами была направлена "также и на поиск новых имен, поддержку таланта, пополнение репертуара театров произведениями современной отечественной драматургии". Из приводимого дальше отчета видно, какие пьесы закупались министерством в последние шесть лет: в 1995 году приобретено 41 драматургическое произведение, заключены договора, в частности, с Розовым, Колядой, Шатровым, Зориным, Бартеневым, Богаевым, по ходатайству местных театров профинансировано 59 договоров с авторами (вышли, например, "Ваша сестра и пленница" Разумовской в Театре армии, "Каприз фортуны" Рощина в Новом драматическом, "Прощай, БДТ!" Рецептера в "Театре наций" и др.), заключено и профинансировано 26 договоров госзаказа на постановку спектаклей по произведениям современной драматургии. Семинар драматургов в Рузе, Любимовке, три лаборатории драматургов┘ Со следующего года госзаказ фактически отменен.

В 96-м приобретено 39 пьес, договора заключены с Друце, Ворфоломеевым, Ибрагимбековым, Эдлисом, Хуциевым, Юлием Кимом, Зориным, Брагинским, Гуркиным┘ Заключено и профинансировано 38 договоров на работу театров с авторами. В следующем, 97-м √ приобретено 33 пьесы, и среди них √ Зорина, Гребнева, Кима, Лобозерова, Мишарина, Розова, профинансирована работа 16 театров с авторами. В 98-м министерство закупило 55 пьес и, в частности, - Самуила Алешина, Казанцева, Мирошниченко, Рощина, Хмелика, Садур, Галина, Ивана Савельева. Работа с театрами не финансировалась. В 1999 году приобрели 104 пьесы и в том числе √ Зорина, Родиона Белецкого, Птушкиной, Бартенева, Мухиной, Коляды, Сергея Носова, Горина, Рощина, Павлова, Слаповского. В прошлом, 2000-м, купили 62 пьесы. Среди имен √ Зорин, Образцов, Ворфоломеев, Скороходова, Мухина, Птушкина.

***

Любопытен список тех, кого позвали поговорить о судьбах и состоянии нынешней российской драматургии. Например, Алексей Бородин. Замечательный режиссер, уважаемый человек. Но современную драматургию в последний раз ставил, кажется, в конце 80-х, в пору увлечения остросоциальными сочинениями Юрия Щекочихина. Юрий Петрович Любимов вообще не особенно уважает пьесы, всегда им предпочитал собственные режиссерские фантазии по мотивам романов и повестей (в прежние годы √ Трифонов, Васильев, Абрамов, сейчас √ Пушкин, Булгаков┘). Фокин и вовсе при случае любит козырнуть своим радикальным суждением о театре, который давно уже не испытывает потребность в слове. Инструментальный же театр, певцом которого стал Валерий Фокин, легко обходится "композициями". Работа с инсценировкой, которую Коляда написал по мотивам "Старосветских помещиков", - скорее исключение, компромисс, объяснимый условиями проекта, инициаторами которого можно считать Лию Ахеджакову и Николая Коляду. Сергей Яшин время от времени обращается к творчеству Андрея Яхонтова, а в прошлом сезоне даже поставил современную словацкую пьесу Заградника, но, говоря серьезно, куда более увлекают его сочинения раннего (и, наоборот, очень позднего) Теннесси Уильямса, или √ Моэма, других американских или французских авторов.

Основания для такого отношения к современным русским пьесам вроде бы есть. "Среднегодовая норма" зрителей √ о чем рассказали на той же министерской коллегии - сейчас равна 273 (столько зрителей в среднем приходит в зал), но на классику ходит, в среднем, 370 человек, на современную зарубежную пьесу √ 272, на спектакль по современной отечественной пьесе этот показатель равен 248. Только шесть наших пьес пользуются популярностью у публики (это, напоминаю, статистика): "Чума на оба ваших дома" Горина собирала в среднем по 570 зрителей, "Пока она умирала" Птушкиной √ по 390!

Егорычев говорил, что от нынешней келейности следует перейти к максимально публичной поддержке драматургии, резко повысить авторские вознаграждения, от рутинной покупки с последующим складированием пьес в завлитовских и министерских шкафах перейти к работе с театрами по их целевым заявкам. И т.д. Общее количество заказов √ от 20 до 50, в министерских расходах на пьесы учесть материальную помощь на выпуск спектаклей, а также ввести понятия конкурсного отбора и экспертного совета - из людей, способных "более-менее вдумчиво" оценивать произведения современной драматургии.

***

Надежда Птушкина выступила против "тенденции бороться за высокий художественный уровень. В театр надо вернуть публику╩. И предложила в экспертную комиссию включить практиков театра, а не критиков, а именно √ директоров, режиссеров, "главных и очередных".

Анатолий Смелянский, с пафосом, достойным, конечно, лучшего применения, обличал в своем выступлении советскую власть. По словам автора пьесы под названием, кажется, "Мы √ русский народ", ╚гробилась драматургия 70 лет╩, торжествовало ╚производство пьес, а не производственные пьесы╩, а ╚государственная система поддержки драматургии фактически приводила к убиению этой формы искусства╩. (За неимением места, спор сведем в перечню авторов, чей талант не был убит и чьи пьесы, несмотря ни на какие препоны, добирались до сцены: Розов, Арбузов, Рощин, Вампилов, Володин, Зорин, Петрушевская, Галин, Гельман, Горин┘ Можно множить.)

Собравшимся роздали проект приказа "О совершенствовании деятельности в области драматургии". В нем говорилось о создании при министерстве экспертного совета по современной драматургии, утверждении положений о государственных заказах на создание и постановку произведений современной российской драматургии, государственных закупках (в той же области), последующих публикациях, учреждении и проведении "фестивалей новых постановок пьес современной драматургии, созданных по госзаказам", присуждении министерской премии лучшим┘

С тем разошлись.

***

За год экспертный совет так и не собрали. Когда посчитали, получилось, что для выполнения взятых на себя повышенных обязательств требуется 17 миллионов (по 500 тысяч на спектакль и по 50-60 тысяч √ авторам). Решили ведь не ограничиваться Москвой и Питером, но и распространить драматургический эксперимент еще на 10 городов России. Денег таких не нашли.

Умерив аппетиты, теперь ведут речь только о двух столицах. И о двух театрах. Три пьесы предполагается закупить и поставить (при участии министерских денег) во МХАТе имени Чехова (такой конкурс, к слову, пообещал труппе театра Михаил Швыдкой еще при представлении нового худрука; Олег Табаков, судя по всему и по прежнему своему интересу к современной драматургии, подтвердил свое небезразличие к проекту). И три √ для БДТ имени Товстоногова (обещание профинансировать конкурс на лучшую современную пьесу БДТ было дано и того раньше).

Такой сокращенный "интерес" к современной отечественной драматургии обойдется министерству примерно в семь-восемь миллионов. Питерский проект будет сориентирован на петербургскую тему, для грядущего юбилея города.