Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Гастрономические танцы
Танцевальная жизнь Екатеринбурга

Дата публикации:  31 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Екатеринбург полюбили немецкие хореографы. Иоахим Шлемер поставил в театре "Провинциальные танцы" спектакль "На дороге". Вслед за ним Катя Вахтер создала для танцкоманды "Киплинг" "Ночной прыжок с парашютом".

Молодую группу "Киплинг" не спутаешь ни с чем. В том смысле, что среди размножающихся российских коллективов танца модерн она имеет свое лицо, веселую репутацию и, кроме того, дважды попадала в номинанты главной российской театральной премии "Золотая маска". Свой имидж "Киплинг" сделал тремя путями: жанром, темой и языком. Команда постоянно оформляет свои спектакли как танцевальные лекции. По аналогии с небезызвестным жанром литературно-музыкальной композиции, она делает постановки, где слово наряду с танцем лепит образ и обеспечивает прочную идеологическую основу. Во-вторых, "Киплинг" выделяет глубоко народные сюжеты, а именно - советская почвенность: кажется, группа всерьез решила исследовать феномен совка и создать антологию его мифов. Работая не покладая рук и ног в эстетике соц-арта, она тщательно восстанавливают всю панораму советской жизни в ее аутентичной красе. Наконец, "Киплинги" умеют наладить контакт с любой аудиторией, соединив абстрактный интернациональный язык современного танца с родной и демократичной лексикой. Они привлекают массы тем, что адаптируют западный танец к реалиям нашей жизни. Их модерн имеет глубокие российские корни.

Прибывшая из Мюнхена Катя Вахтер учла эти особенности. В ее спектакле спортивный текст и ходьба строем (выкрики: "Левой, правой") указали на связь с эпохой массового увлечения физкультурой и авиацией, а костюмы защитного цвета напомнили о военизированной стране, которая до сих пор гордится своим тоталитарным прошлым. Собственно танец, являющий серию коротких эпизодов для разного состава, был уже не так интересен, хотя его фрагменты (первое мужское соло, женский дуэт) запомнились нетривиальным использованием частей тела и могли служить хорошим пособием по анатомии (это моя рука, это моя лопатка). Однако в целом 35 минут было явно много для действия, где не прочитывалась внятная танцевальная идея, зато была заметна однообразная лексика. Главное, чем удивил немецкий хореограф, - явным пренебрежением к форме, которая выглядела не выверенной конструкцией, а спонтанным набором этюдов. Со стороны казалось, что в ней отсутствует цель и логика, что эпизоды небрежно смонтированы, а их порядок может варьироваться без ущерба для результата. Однако, возможно все, что российскому глазу казалось минусом, было осознанным выбором для немецкого. Безыдейность могла сойти за модную в Европе неагрессивность, а отсутствие формы - за страх тенденциозности. Возможно, что объевшись и тем и другим за ХХ век, Германия вступает уже в новую фазу, а мы, до сих пор ждущие от танца эмоции, силы и, по старинке, искусства, теряемся в отсутствии волевой руки.

Зато российская часть программы наших ожиданий не обманула. Спектакль "Межгастрономическое путешествие" интересен как образец коллективного творчества, когда автором текста выступает вся группа (постановка Натальи Левченко). Импровизация ее членов вылилась в симпатичную зарисовку с натуры на тему "Поход в магазин". "Путешествие" - новая серия затеянной "Киплингом" советской антологии, убеждающей: эту область не исчерпать. Первой ласточкой был веселый спектакль "Девочки - налево, мальчики - направо", посвященный прелестям советского общежития. Далее следовали "Высокорослые томаты, или Правда о грушах". Третья серия - "Межгастрономическое путешествие" - повествует о походе в магазин за колбасой "Отдельной". И опять же ясно, что перед нами не просто зарисовка с натуры, хотя спектакль, кажется, не претендует на большее. За незатейливыми сценками из жизни мальчика, которого мама посылала в магазин за хлебом, сметаной и прочими радостями, встает могучий и теплый образ Родины, где к магазину подходили не функционально, а художественно, даже философски. В магазин приходили не безликие потребители, чтобы вывозить товар в промышленном количестве на автомобиле, а интересные и разные люди, рассматривающие каждый продукт едва ли не как произведение искусства - то ли колбасу "Отдельную", то ли мятые алюминиевые лотки с надписью красными буквами "Рыба", то ли вилку, которой в булочной полагалось проверять хлеб на черствость. В магазин ходили не покупать, а общаться: маленький Саша - с Серегой, поймавшим зеленого жука, бабушки - с продавцом, отвечающим за свежесть утреннего привоза, помятые грузчики - друг с другом.

Тексты у "Киплинга" конкретны и колоритны. За ними - жизнь, какой она была еще каких-нибудь двадцать лет назад и которой - увы - уже никогда не будет. За 20 минут 7 танцовщиков создают теплый и уютный социум, где люди одеты в подлинные костюмы советской эпохи и одухотворенно общаются с пластиковой тарой (дуэт грузчиков с ящиком для бутылок), превращая ее на наших затуманившихся от ностальгии глазах в символ эпохи. Танцы "Киплинга", напротив, - из интернационального настоящего. Но европейская лексика очеловечена вкраплением родного меткого словца. Условность модерна "Киплинг" соединяет с чисто конкретным жестом нашей подворотни. В результате торжествует стиль "contemporary sowjetiko", которым группа и сильна в своем жанре.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Заславский, Современную драматургию теперь будут ставить /30.10/
Собравшимся раздали справку "О деятельности министерства культуры РФ в области современной драматургии", где в ярких публицистических тонах разоблачалась прежняя негативная роль министерства в этом святом деле.
Наталия Звенигородская, Ваша дама не убита! /30.10/
Известный приверженец и признанный мастер сюжетных балетов, Пети продемонстрировал, что он играючи оперирует и абстрактными формами.
Николай Песочинский, Новое поколение выбирает монодраму /26.10/
Различная по литературному строению, проза Ивашкевича и Булгакова совершенно не заинтересовала знаменитых молодых режиссеров (обоим немного за 30) ни историческим, ни социальным содержанием.
Григорий Заславский, Административный ресурс победил /23.10/
Второй день Четвертого съезда Союза театральных деятелей начался с того, что Калягин, тогдашний и нынешний председатель СТД, попросил пригласить в зал телевизионную группу ОРТ.
Алена Карась, Метаморфозы "вкрадчивого" /23.10/
Александр Калягин говорит, что не собирался баллотироваться: послушал делегатов и было решил раздумать. Но - не раздумал. А может, не дали ему раздумать. И вышел победителем. В чем же победа?
предыдущая в начало следующая
Марина Борисова
Марина
БОРИСОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru