Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20011106_du.html

Премиальный сезон. Начало
На прошлой неделе в Москве вручили премии Станиславского

Оксана Дубовенко

Дата публикации:  6 Ноября 2001

Второго ноября в зале "Атриум" отеля "Балчуг-Кемпински", две недели спустя после объявления имен лауреатов, состоялось очередное, шестое по счету, вручение Премии Станиславского. По традиции эта премия подводит итоги минувшего театрального сезона. Таким образом был открыт марафон награждений и чествований людей театра.

Церемония вручения, как это всегда бывает с Премией Станиславского, была неутомительной, то есть недлинной, и торжественной без помпезности. Зал "Атриум", в котором по традиции проходит церемония, представляет собой закрытый внутренний дворик отеля, со всех сторон опоясанный этажами. Зал - не театральный, свет в нем не гаснет, отчего мероприятие носит характер не театральности, но светскости. И при всегдашней плохой акустике, не слыша слов очередного лауреата, публика занята разглядыванием соседей, отмечая, кого нет, размышляя, почему, благо видно все и всех.

Марк Захаров и Константин Райкин, нынешний министр культуры Михаил Швыдкой и Юрий Соломин, бывший министр, Геннадий Хазанов и Михаил Шемякин, Михаил Куснирович, Валерий Шадрин, банкиры и их друзья... На единицу площади приходилась супервысокая плотность интеллектуальной, творческой и деловой энергии. Оформлением зала занимался известный театральный художник Александр Боровский, сын другого легендарного художника - Давида Боровского. Он передал на сцене атмосферу чеховского, в смысле драматургии, усадебного дома. А бесшумно передвигавшиеся по нему артисты "Класса экспрессивной пластики" под руководством Геннадия Абрамова в костюмах начала прошлого века не позволяли этой атмосфере раствориться в торжественности церемонии. Ирина Апексимова своим низким голосом произносила текст, написанный Иваном Охлобыстиным, по жанру классифицируемый как "интеллектуальный гон". Парадоксы типа "бытие это не способ существования в театре" приятно разнообразили некоторую церемонность вечера. Государственный симфонический оркестр Московской государственной филармонии под руководством Владимира Понькина располагался по одну сторону в проемах окон, выходящих в зал. Сам маэстро дирижировал оркестром из окна напротив, и большинству присутствовавших были видны лишь его руки в белых перчатках. Отдельно белые руки управляли невидимым оркестром, просто Гарри Поттер какой-то, и в сочетании со смокингами и вечерними платьями подчеркивали незаурядность происходящего.

Открыл церемонию председатель жюри Константин Райкин. Он же вручил премию за лучшую женскую роль Ксении Кутеповой, Маше из "Семейного счастия", спектакля Петра Фоменко. Приз же за лучшую мужскую роль вышла вручать критик Нина Агишева. Юрий Соломин, получавший премию за роль Фамусова в спектакле Малого театра "Горе от ума" (постановка Сергея Женовача), не без иронии поблагодарил Марка Захарова, президента Фонда имени Станиславского за "обыкновенное чудо" и строго обратился к Агишевой: "Вы не всегда хорошо писали о нашем театре. Будем считать, что мы нашли консенсус". Критику оставалось лишь виновато кивнуть.

Премия - и как светское мероприятие, и, если можно так выразиться, "на бумаге", - свела тех, чей разговор в других условиях был бы вряд ли возможен. Театральная среда отличается жесткостью нравов, глубиной разрывов, впрочем - и быстротой их зарастания. Олег Янковский тоже получил премию за лучшую мужскую роль, Петра I в спектакле "Шут Балакирев". Он напомнил о летнем переполохе, когда на Московском кинофестивале вдруг ни с того ни с сего одноименный приз был вручен американскому киноактеру Джеку Николсону. Хотя логичнее было бы, например, ему как киноактеру дать премию Сергея Эйзенштейна, или как актеру американскому - премию Михаила Чехова. Сколько мест незанятых. Но говорят, это было личное пожелание господина Николсона и имя исторического персонажа он тоже назвал сам. Янковский сказал, что в июне после вручения Николсону приза Станиславского почувствовал себя неважно, но вот сейчас, кажется, отпустило. Говорил, что до этого ему не везло с царями и вождями, видимо, были не те, а теперь за роль Петра I ему, последнему народному артисту СССР (этот титул, впрочем, часто оспаривается), дают премию имени первого лауреата этого звания.

Премия за выдающийся вклад в развитие русского театрального искусства была вручена двум актрисам - Ольге Яковлевой и Наталье Гундаревой. Приз за Наталью Георгиевну получал ее муж, народный артист России Михаил Филиппов. Он прочитал написанную ею записку, переданную из больницы. В кратком письме актриса написала слова благодарности своему учителю, режиссеру, художественному руководителю Театра имени Маяковского, ушедшему недавно Андрею Александровичу Гончарову, и о том, о чем говорят сегодня все артисты театра, - что все надежды она связывает с появлением нового художественного руководителя. Таким, например, как Петр Фоменко... Зал приветствовал Наталью Гундареву стоя, что кажется не очень правильным, этичным.

За художественное оформление спектакля "Шут Балакирев" по пьесе Григория Горина в театре Ленком Премию вручили Олегу Шейнцису.

В номинации "За лучшее театральное исследование" и "За вклад в развитие русской драматургии" премию получили Людмила Старикова и Александр Володин, соответственно. Знаменитый драматург по болезни не смог приехать на церемонию (зато другие мировые знаменитости "поддержали" престиж этой награды). Главное театральное событие прошлого сезона, III Всемирная театральная олимпиада, было отмечено в номинациях "Лучшая режиссерская работа" и "Организация театрального дела". Немногие театральные премии могут похвастать тем, что звезды мировой величины считают за честь приехать за ними. Пожалуй, только имя Станиславского может заставить сорваться, отложить дела, приехать издалека (и казус с Николсоном - главное тому подтверждение). Режиссер Люк Бонди, представивший в финале Олимпиады "Чайку" венского театра, получил приз за развитие традиций К.С.Станиславского за рубежом. Вячеслава Полунина награждали за организацию в рамках Театральной олимпиады программы "Площадные театры мира", в которой он показал совершенно незнакомый России театр. Эймунтасу Някрошюсу премию вручали "За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства".

Надо признать, что Премия Станиславского объединила все лучшее и разное, что есть сейчас в театральном искусстве. Условный метафорический театр в его наивысшем сегодня проявлении - в спектаклях Някрошюса; классику Малого театра; Бонди, чья "Чайка" стала для многих одним из главных событий Олимпиады, другим событием которого - событием "в развитии" - стала программа шумных уличных театров и карнавалов, за которую отвечал Полунин.

Премия - редчайший для нынешних интеллигентских "камланий" случай! - и впрямь свела людей, чье пересечение вряд ли могло состояться в ином другом месте. Хотя бы потому, что, хорошие для одних, те же самые авторы и произведения кажутся незначащими, пустыми и даже вредными для других. Недавно, к примеру, умер писатель Петр Проскурин. Некролог в "Литературной газете" подписали только деятели культуры патриотического лагеря. Ни одного демократа в списке!

А здесь очевидные демократические устремления жюри не помешали признать, что в Малом театре ставят замечательные спектакли, а уж что касается актерского мастерства, то - так повелось со времен К.С. - учиться уму-разуму актерской профессии следует по-прежнему в Доме Островского, где традициям отводится первое место.