Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Практика Клима
Об авангардном искусстве на фестивале "НЕТ"

Дата публикации:  12 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В центре имени Мейерхольда премьерой "Альцеста" начался фестиваль NET (новый европейский театр). Несколько лет назад он был задуман группой критиков как "рабочий" фестиваль, который знакомит публику и специалистов с творчеством молодых, ищущих, экспериментирующих. Здесь нет жюри, не присуждаются премии. Здесь люди смотрят, обсуждают, знакомятся и общаются.

"Альцест" - последняя премьера Клима и его новой театральной группы "ПрактикА". Для знатоков имя режиссера скажет достаточно. Вспомнятся давние "Творческие мастерские", почти магический подвал в центре Москвы, многочасовые, почти ритуальные действа и поиск, поиск, поиск. В последние годы Клим больше пишет: "Альцест" - это его о-очень свободный парафраз мольеровского "Мизантропа".

***

Пока заполняется зал, на темной сцене кружатся неясные фигуры в длинных одеяниях. Все - босоножки. Пространство сцены (оформление Ларисы Ломакиной) освещено лишь неяркими бликами, которые отбрасывают металлические листы (ими обит задник). В этом кривом зеркале отражается зал, потом возникнут искривленные фигуры актеров, резанет по глазам яркий отсвет софита (мастер по свету Алексей Смирнов).

Но спектакль начнется чуть раньше с яркой и многословной программки, где торжественно представлены все участники. В предисловии Клим пытается объяснить "что", "о чем", "почему" в этом спектакле, запутывает долгими рассуждениями, которые вообще всегда достаточно подозрительны, особенно до спектакля. Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать: "Театральные поколения делятся на растительные и строительные. Сейчас время растительное. Время ростка, который взорвет асфальт". Так и видится этим ростком Клим. Хотелось бы избежать иронии, но режиссер подставляется сам, не замечая не свойственной ему ранее помпезности и явных противоречий своего выступления: "Идея "Практики" тоже принадлежит новому, растительному циклу. Для меня "практика" обозначает и неразрывность творчества и обучения, и реальный художественный результат, и идею семидесятых годов, идею возможности существования компанией". Все замечательно. Кто откажется от компании? Кто не подпишется под единством творчества и обучения? Только вот не всегда лабораторные опыты, необходимые для рождения нового, означают достойный конкретный, сегодняшний и, главное, художественный результат.

Еще в начале прошлого века Чехов словами Треплева говорил: "Нужны новые формы". Они нужны по-прежнему, но не каждый художник считает, что он их нашел. Кто-то, независимо от своих деклараций, оказывается прав, кто-то остается на уровне намерений. В этот раз, увы, Клим во второй группе.

Можно взять любую составную спектакля: задумано своеобразно, но исчерпывается почти сразу же. И мужчины и женщины - в длинных одеяниях. Правда, женщины все-таки одеты в платья, а мужчины - в брюки-юбки (в первом действии мужчины босиком, во втором - в шерстяных носках, хотите - поломайте голову), все длинноволосы (потом Жан снимет парик и окажется наголо обритым): стираются все внешние половые признаки.

Все это для того, чтобы подчеркнуть универсальность проблемы отсутствия любви, понимания, возможности быть самим собой в лицемерном мире? Тем более что диалог Альцеста и Фелиса выстроен как ссора любовников, еще позже Альцеста назовут женщиной. Между тем все только и говорят о любви, не позволяя себе даже маленького шага в сторону любимого человека. Все хотят быть любимыми, при этом пытаются лишь манипулировать другими. Режиссер выстраивает плавно перетекающие из одного в другой диалоги, не отличающиеся ни по тону речи, ни по темпераменту собеседников, ни по внутреннему ритму. Этакое вечное mezzo-forte, фильм, снятый через тюль. Странно это произносить о спектакле Клима, почти всегда дававшего благодатный повод для долгих и интересных обсуждений с выходом на высокие и вечные темы. Но приходится напоминать: монотонность приводит к скуке, зал не зря уполовинивается в антракте.

Текст переполнен афоризмами, которые сами по себе вполне остроумны, но их постоянная многозначительность, декларативность утомляют, переставая волновать и интриговать. В какой-то момент, после очередного не запоминающегося перемещения актеров по сцене, помечталось: а может, стоит всех усадить за стол, чтоб не мельтешили, и спокойно прочитать пьесу, чтоб было слышно каждое слово. После "шептального" реализма очень хочется услышать хорошо поставленные актерские голоса.

Выбор исполнителя на главную роль - несколько вызывающ. Зато обеспечивает приход немалого количества любопытствующих. Альцест - Эдуард Бояков, возглавляющий ассоциацию "Золотая маска". Клим это делает сознательно, отдавая роль поэта, философа, погибающего в чиновничьем обличии, человеку, который достаточно известен в театральном мире и, естественно, вызывает у каждого свои ассоциации. По-видимому, Клим и рассчитывает на них. Но ошибается: весу спектаклю они не добавляют. Хотя Бояков в общем контексте ничем не выделяется, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Вот только рот у него всегда открыт. Это так нужно?

Грустное впечатление оставляет зрелище: так и не понимаешь, по какому разряду спектакль отобран на NET? Такой "росток" асфальт не взломает, наоборот, преспокойненько уляжется под тяжелый каток. Хотя для самого Клима это, возможно, важный этап творчества, выход из внутреннего кризиса. Так завалим же мир своими переходными периодами, кризисами среднего возраста, депрессиями и проч.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Оксана Дубовенко, Премиальный сезон. Начало /06.11/
Церемония вручения, как это всегда бывает с Премией Станиславского, была неутомительной, то есть недлинной, и торжественной без помпезности.
Наталия Звенигородская, EDF II в России: осенний марафон /05.11/
Как было бы удобно, если бы современный танец отвечал лапидарной мольеровской формуле: что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Но едва ли не у каждого в современном танце - свой стиль.
Николай Песочинский, Крэг, Вахтангов и Арто не получили бы "Золотого софита" /02.11/
Награды провоцируют спор о наших ценностях и критериях. Присуждение ежегодных петербургских театральных премий в разряде драматического театра, с одной стороны, никого не удивило. С другой...
Переход количества в не лучшее качество /31.10/
Замечательно, когда режиссер обладает поистине неисчерпаемой фантазией. Каждое слово вызывает у него желание тут же поставить трюк.
Марина Борисова, Гастрономические танцы /31.10/
Спектакль "Межгастрономическое путешествие" интересен как образец коллективного творчества, когда автором текста выступает вся группа.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru