Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Мир, где все стоят на голове
Александра Гримайло в цирке называют режиссером-авангардистом

Дата публикации:  20 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Александр Гримайло в цирке уже тридцать лет. Свою карьеру он начал с работы клоуна, а продолжает в качестве режиссера-авангардиста. Его цирк непривычен для зрителя, а потому к нему относятся подозрительно. Его клоуны - не придурковатые люди с накладными носами, а респектабельные, молодые и энергичные денди; артисты на батуте не просто прыгают, а играют в баскетбол; девушка-акробатка исполняет каучук не на устойчивой платформе, а на большом, подвижном шаре.

И хотя авангардное направление цирка родилось в России, востребовано оно пока в основном за рубежом. Там, где уже давно пройден путь от шокирующего своими металлическими конструкциями цирка "Архаос" до знаменитых, элегантных шоу Дю Солей, где все представления идут не на манеже, а на сцене. Наш российский цирк в основном остается по-прежнему классическим и традиционным - и не только потому, что многие зрители привыкли именно к такому цирку, но потому, что грандиозные шоу требуют немалых денег. А с этим всегда проблема.

Русский Журнал: Почему так трудно достать денег?

Александр Гримайло: Потому что у нас нет закона, который бы регулировал вкладывание денег в культуру. На Западе все проще. Ты вкладываешь деньги в культуру, тебя освобождают от налогов, и никто не спрашивает, где ты взял эти деньги. А у нас получается так, что богатым людям это неинтересно, потому что у них может возникнуть масса ненужных проблем.

Традиционный цирк не требует таких больших затрат. Программы формируются как дивертисментные, когда артисты один за другим выходят на манеж, отрабатывают свой номер и уходят. Авангардное шоу - это совсем другая история. Это идея, которая требует больших затрат на оригинальную музыку, нестандартные костюмы, специальные декорации.

РЖ: Чем, на ваш взгляд, интересен авангардный цирк?

А.Г.: Тем, что это развитие, поиски новых направлений, это не скучно, наконец. Во всяком случае, на Западе авангардный цирк приветствовался всегда и развивался. И это тем более обидно, потому что начало авангардному направлению положили мы, российские режиссеры и, конечно, очень хочется, чтобы оно нашло свое воплощение и в России.

К тому же сегодня, на мой взгляд, особое время - время экстремального восприятия мира. Вы посмотрите, сегодня самые популярные - это экстрим виды спорта, экстрим-отдых. Сегодня просто прыгнуть с парашютом уже неинтересно. А вот лететь как можно ближе к земле, а потом подниматься выше - это экстрим, это захватывает.

РЖ: Один из проектов вашего шоу называется "Скалолазы". Это шоу тоже задумано как экстремальное?

А.Г.: В общем, да. "Скалолазы" - это история о мужественных людях, которые не сгибаются и не сдаются никогда. Они могут выглядеть чуть придурковатыми, но только оттого, что живут в другом мире. Эпиграфом к этому шоу я взял слова - "Люди, живущие в реальном мире и думающие об ирреальном мире, который им видится в их грезах". На самом деле, эти люди вполне реальные, в Красноярске уже много лет существует направление, которое называется "столбизм". Они ходят на скалы, и это даже нельзя назвать увлечением или хобби, это их жизнь.

РЖ: И на чем будет строиться экстрим?

А.Г.: На эмоции.

РЖ: Это как?

А.Г.: Цирк сам по себе уже экстремален. Даже если артист работает в традиционном жанре, он все равно делает опасные трюки. Если в песне можно сфальшивить, а в театре забыть текст - и ничего страшного не случиться, то в цирке нельзя сделать сальто-мортале наполовину или упасть в сетку неправильно сгруппировавшись. Это может стоить здоровья, а иногда и жизни. Конечно, и в этом случае у зрителя возникает эмоция, ради которой многие и ходят в цирк. Но предположим, что в шоу эта эмоция будет усилена в десять раз.

Там будут возникать конкретные герои, развиваться сюжет. Скалолазы-акробаты будут лезть на стену, визуально точно напоминающую скалу, в процессе они будут жонглировать, но не булавами, а карабинами. Они будут срываться со скалы, делать то же сальто-мортале - и оказываться на земле живыми и невредимыми. Они обязательно будут вызывать у зрителя чувство сопереживания, тем самым усиливая эмоцию. А в финале я хочу, чтобы появилось много маленьких детей, которые бы совершили свое первое восхождение, и это бы символизировало связь поколений, преемственность традиций. Так как это есть у настоящих скалолазов, как, впрочем, и у артистов цирка.

РЖ: И это зрелище будет называться цирком?

А.Г.: Я бы мог сказать, что это будет мюзикл, но мне не очень хочется, потому что это слово у нас сильно истрепали. Скорее, это будет действо, где будут соединены несколько видов искусств - цирк, живопись, танец, спорт...

РЖ: Судя по всему, в России вам пока ни разу не удалось осуществить ни один ваш замысел...

А.Г.: Нет, почему, удавалось и удается, но не в таких масштабах, как это получается в Японии или Англии. Один из моих последних проектов - шоу-мюзикл "Транс" по мотивам сказки Сент-Экзюпери "Маленький принц", премьера которого состоялась в мае этого года в Великобритании.

"Транс" - это настоящий, целый, спектакль, с удивительными декорациями, музыкой, песнями, сценографией, отличными спецэффектами и с прекрасными артистами. Моя двадцатилетняя соратница, балетмейстер Ирина Филиппова, поразительно точно нашла пластическое решение шоу.

РЖ: Скажите, а здесь не получается некоторой подмены - за счет пластики, красоты оформления теряется трюковой набор, который обычно исполняют цирковые артисты?

А.Г.: Ни в коем случае. Артисты выполняют трюки не просто такие же, как на манеже, но иногда их задача оказывается намного более сложной. Они должны сохранить образ, характер своего персонажа и выразить его через трюк в сложных, непривычных костюмах, в специфических декорациях.

РЖ: Каковы ваши прогнозы по поводу будущего нашего российского цирка?

А.Г.: Цирк - не умирающие искусство. Как ходили дети, взрослые, так и будут ходить. Цирк - это мир, где все стоят на голове, и он привлекает людей, которые стоят на ногах. Люди видят в этом искусстве свою мечту. Например, быть такими же красивыми, ловкими и сильными, как в цирке. Но, конечно, цирковое искусство должно переосмысливаться. Восприятие меняется и требует перемен в том числе и от цирка. Возможно, для зрителя непривычно будет увидеть авангардный цирк, но, я уверен, найдутся люди, которые это сразу оценят, а потом и остальные подтянутся. Не надо думать, что зритель - дурак и ничего не понимает. Ему просто нужно показать новый цирк.

Беседу вела Ольга Радова


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Козырная карта русской оперы /20.11/
Валерий Гергиев с оперой Прокофьева "Семен Котко" на сцене Большого театра в рамках обменных гастролей Большого и Мариинского театров заставил вспомнить об оперных потерях Москвы последних 10-15 лет.
Григорий Заславский, Писательская история в Пушкинском театре /19.11/
Актер Андрей Панин выступает против самой идеи театра-дома и театра, который заменяет актеру семью.
Майя Мамаладзе, Персоны грата на театральном фестивале во Вроцлаве /15.11/
Афиша первого Вроцлавского фестиваля "Диалог", прошедшего в этом октябре, блистала именами таких корифеев, как Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа.
Игорь Овчинников, Анна Каренина ожила в Таллинне, чтобы погибнуть /14.11/
Есть такой Государственный русский драматический театр в Таллинне. "Государственный" он потому, что по-прежнему поддерживается эстонским государством.
Татьяна Рыбакина, Практика Клима /12.11/
В последние годы Клим больше пишет: "Альцест" - это его о-очень свободный парафраз мольеровского "Мизантропа".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru