|
||
/ Обзоры / Театр < Вы здесь |
Принуждение к разговору Премьера в Лондоне Дата публикации: 23 Ноября 2001 получить по E-mail версия для печати "First Night" ("Премьера") - самый последний спектакль компании Forced Entertainment. Предварительный просмотр состоялся в Лондоне прошлой весной, и в этом сезоне начинается гастрольный показ в Великобритании. "First Night" ставит акцент на отношениях между актерами и зрителями; небольшие сценические зарисовки по-разному высвечивают и усиливают напряженность по обе стороны нейтральной полосы, представленной оркестровой ямой. По ходу спектакля арт-директор цитирует The Entertainer Джона Осборна: "Вы были хорошими зрителями. Очень хорошими зрителями. Скажите мне, где вы будете работать завтра. Я приду посмотреть на вас". В течение всего вечера центр внимания в основном был смещен в сторону публики. Спектакль "First Night" открывается сценой, в которой восемь актеров с завязанными глазами пытаются угадать мысли зрителей - в лучших, освященных временем традициях мюзик-холла. При этом сцена все больше и больше погружается во мрак, а артисты предсказывают сидящим в зале то смертельную болезнь, то автокатастрофу, то ужасную смерть. Мрачный поворот действия одновременно выбивает из колеи и завораживает. В следующих сценах зрителей продолжают оскорблять и освобождать от предубеждений. "Хорошие вы люди, - говорит один из актеров. - Малолетних не растлеваете, жен не избиваете, расовых предрассудков не имеете", - и чувствуешь, как публика замыкается на себя. Никакие мы не хорошие - но кто из нас растлевает малолетних и втайне имеет расовые предрассудки? В этой сцене есть прекрасные и памятные моменты, когда власть исполнителя и грубая сила публики проявляются с особой отчетливостью. Но публика в процессе представления взбунтовалась. Длинные сцены, ощущение незавершенности, текст (очевидный плод коллективного творчества), любительский фарс... Все больше и больше зрителей покидало зал. Означает ли это, что Forced Entertainment одержала победу? В конце концов, она ведь поставила себе задачу продемонстрировать разрыв между публикой и исполнителями. Вполне возможно, что исход представления в Брайтоне был оценен Forced Ents как один-ноль в ее пользу. У меня же во время просмотра возникло несколько вопросов. Театральный зритель, вероятно, всегда будет с трудом воспринимать "реальное искусство". Ведь оно для того и существует, чтобы бросать вызов чистым жанрам, что достигается отчуждением нас, зрителей, от обычаев, которые мы традиционно связываем с театром. Но проблема в том, что, оттолкнув от себя зрителей, уже невозможно ни завладеть их вниманием, ни спровоцировать их, ни заставить задуматься. Покидая театр, они говорят себе: "Какое дерьмо. И стоило за это платить!" Их раздражение затмевает собою творческий порыв, который должен уметь порождать любой из тех, кто осуществляет какую-либо идею - даже если это идея постмодернистская. По моему ощущению, сама теория "реального искусства", подобно большинству идей, лежащих в основе экспериментального театра, увлекательна, жизненна и способна возбудить энтузиазм у тех, кто претворяет ее в жизнь. Однако слишком часто театральные исполнители жертвуют качеством ради идеи, и представление оказывается зацикленным на себе и попросту скучным. То, что в Брайтоне постановку приняли так плохо, - это тревожный знак: Гарднер-Центр находится на территории университетского кампуса, и аудитория состоит в основном из студентов и преподавателей. Тот факт, что Forced Entertainment не удалось угодить этой аудитории, не предвещает для компании ничего хорошего. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||