Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Принуждение к разговору
Премьера в Лондоне

Дата публикации:  23 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"First Night" ("Премьера") - самый последний спектакль компании Forced Entertainment. Предварительный просмотр состоялся в Лондоне прошлой весной, и в этом сезоне начинается гастрольный показ в Великобритании. "First Night" ставит акцент на отношениях между актерами и зрителями; небольшие сценические зарисовки по-разному высвечивают и усиливают напряженность по обе стороны нейтральной полосы, представленной оркестровой ямой. По ходу спектакля арт-директор цитирует The Entertainer Джона Осборна: "Вы были хорошими зрителями. Очень хорошими зрителями. Скажите мне, где вы будете работать завтра. Я приду посмотреть на вас". В течение всего вечера центр внимания в основном был смещен в сторону публики.
Forced Entertainment - самая известная британская компания в области "реального искусства". Ее проекты с восхищением встречали зрители по всей Европе; недавно они были представлены на театральной олимпиаде в России. Области деятельности Forced Entertainment - театральная постановка, инсталляция, критическое письмо и цифровые технологии. Ее проекты экспериментальны, вызывающи и не поддаются определению, поскольку нередко затевают игру с общепринятыми средствами выражения в искусстве. Такой вы можете представить себе Forced Entertainment: вооружившись громадным ластиком, она стирает границы между жанрами, между артистом и зрителем и, в конечном счете, между всеми нами.

Спектакль "First Night" открывается сценой, в которой восемь актеров с завязанными глазами пытаются угадать мысли зрителей - в лучших, освященных временем традициях мюзик-холла. При этом сцена все больше и больше погружается во мрак, а артисты предсказывают сидящим в зале то смертельную болезнь, то автокатастрофу, то ужасную смерть. Мрачный поворот действия одновременно выбивает из колеи и завораживает. В следующих сценах зрителей продолжают оскорблять и освобождать от предубеждений. "Хорошие вы люди, - говорит один из актеров. - Малолетних не растлеваете, жен не избиваете, расовых предрассудков не имеете", - и чувствуешь, как публика замыкается на себя. Никакие мы не хорошие - но кто из нас растлевает малолетних и втайне имеет расовые предрассудки? В этой сцене есть прекрасные и памятные моменты, когда власть исполнителя и грубая сила публики проявляются с особой отчетливостью.

Но публика в процессе представления взбунтовалась. Длинные сцены, ощущение незавершенности, текст (очевидный плод коллективного творчества), любительский фарс... Все больше и больше зрителей покидало зал. Означает ли это, что Forced Entertainment одержала победу? В конце концов, она ведь поставила себе задачу продемонстрировать разрыв между публикой и исполнителями. Вполне возможно, что исход представления в Брайтоне был оценен Forced Ents как один-ноль в ее пользу. У меня же во время просмотра возникло несколько вопросов.

Театральный зритель, вероятно, всегда будет с трудом воспринимать "реальное искусство". Ведь оно для того и существует, чтобы бросать вызов чистым жанрам, что достигается отчуждением нас, зрителей, от обычаев, которые мы традиционно связываем с театром. Но проблема в том, что, оттолкнув от себя зрителей, уже невозможно ни завладеть их вниманием, ни спровоцировать их, ни заставить задуматься. Покидая театр, они говорят себе: "Какое дерьмо. И стоило за это платить!" Их раздражение затмевает собою творческий порыв, который должен уметь порождать любой из тех, кто осуществляет какую-либо идею - даже если это идея постмодернистская.

По моему ощущению, сама теория "реального искусства", подобно большинству идей, лежащих в основе экспериментального театра, увлекательна, жизненна и способна возбудить энтузиазм у тех, кто претворяет ее в жизнь. Однако слишком часто театральные исполнители жертвуют качеством ради идеи, и представление оказывается зацикленным на себе и попросту скучным. То, что в Брайтоне постановку приняли так плохо, - это тревожный знак: Гарднер-Центр находится на территории университетского кампуса, и аудитория состоит в основном из студентов и преподавателей. Тот факт, что Forced Entertainment не удалось угодить этой аудитории, не предвещает для компании ничего хорошего.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталия Казьмина, Антиюбилей Театра имени Вахтангова /23.11/
Когда экспансивная Юля Рутберг, топнув ножкой у микрофона, пообещала присутствующим станцевать на 100-летии театра ("Мне будет всего 65!"), зал разволновался.
Мир, где все стоят на голове /20.11/
Авангардный цирк родился в России, но востребован пока в основном за рубежом. Там, где уже пройден путь от шокирующего своими металлическими конструкциями цирка "Архаос" до знаменитых шоу Дю Солей.
Козырная карта русской оперы /20.11/
Валерий Гергиев с оперой Прокофьева "Семен Котко" на сцене Большого театра в рамках обменных гастролей Большого и Мариинского театров заставил вспомнить об оперных потерях Москвы последних 10-15 лет.
Григорий Заславский, Писательская история в Пушкинском театре /19.11/
Актер Андрей Панин выступает против самой идеи театра-дома и театра, который заменяет актеру семью.
Майя Мамаладзе, Персоны грата на театральном фестивале во Вроцлаве /15.11/
Афиша первого Вроцлавского фестиваля "Диалог", прошедшего в этом октябре, блистала именами таких корифеев, как Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа.
предыдущая в начало следующая
Александра Дагдейл
Александра
ДАГДЕЙЛ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru