Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
У театрального разъезда
"Пучина" Островского в Малом театре

Дата публикации:  9 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Драму А.Н.Островского ╚Пучина╩ хорошо знают историки театра. Она начинается увлеченной беседой зрителей, вышедших из театра после спектакля. Их невероятно захватила игра великого Мочалова. Так, художественным словом, драматург зафиксировал для потомков ту магическую силу, которой обладал артист. И большие труды или короткие статьи, посвященные трагику, обязательно цитируют первые строки ╚Пучины╩. Правда, в сборники избранных пьес она почти никогда не попадает, да и сценическая история ее совсем не богата. Мало кто из знатоков вспомнит имя главного героя Кирилла Кисельникова, наивного, доброго, честного, беззащитного, совсем не от мира сего.

По-видимому, Александру Коршунову этот персонаж показался необходим именно сейчас, когда все большую силу набирает рациональный прагматизм, отметающий как ненужные порядочность, нежность и взаимовыручку. Возможно, что так. А может, режиссер просто захотел сыграть этого ╚маленького╩ человека, которыми всегда, со времен Карамзина, была полна русская литература. Ведь давно известно, что и бедные тоже плачут и их трагедии - высокие. Вариантов, наверняка, несколько, если не все разом, одновременно.

Что послужило толчком √ тайна режиссера, перед нами (на сцене филиала Малого театра) спектакль √ предмет для размышлений. Вот с ними - как раз проблема. Не потому, что их нет, а потому, что спектакль, их вызвавший, кажется уже виденным и не раз.

Аккуратная и безликая сценография с расцвеченной веселыми огоньками каруселью по середине сцены. Чем не Феллини. Ее повороты в промежутках между эпизодами словно отсчитывают улетающее в пучину время. Маленький мальчик, назойливо крутящийся на лошадке, и не может быть ╚прочитан╩ иначе, как Кисельников в детстве. И, конечно же, с самого начала ждешь, когда они встретятся √ Кисельников-мальчик и Кисельников √ обремененный (не буквально) сединами муж. А что может быть горше встречи с самим собой спустя сорок несчастливых лет, да еще на одном повороте круга, когда-то сулившего успех и радость. В этих декорациях можно сыграть чуть ли не все пьесы ╚замоскворецкого жителя╩. Того особенного, что могло отличать ╚Пучину╩ от других, не замечаешь. Так же аккуратны костюмы (сценография и костюмы О.С.Коршуновой). Так же невыразителен (!) Моцарт, знакомые интонации не ощущаются единственно необходимыми, скорее - случайными. Совершенно необязательны проходы артистов по залу. Наивно в своей прямолинейности начало обоих действий при чуть приглушенном свете. Но ведь понятно, что работа шла долгая, подробная и старательная.

Наверное, трудно уследить за всем, когда ты не только режиссер, но и исполнитель главной роли. Что-то да проскочит мимо внимательного глаза. Хотя Малый театр уже привык к таким ╚тандемам╩ в одном лице. Но в этом спектакле без Кисельникова проходит, пожалуй, только первый эпизод, все остальное время режиссер √ на сцене. Роль большая, требующая невероятной отдачи, полная мрачных переживаний. В зале-то трудно выдержать такое количество негативных эмоций, что уж говорить о сцене, на которой это все надо прожить, прочувствовать. В какое-то мгновение грустно подумалось о том, что пресловутая ╚чернуха╩ √ находка не 90-х годов ХХ века. И вспомнилось название другой пьесы Островского ╚Правда хорошо √ а счастье лучше╩. Точнее не скажешь.

Слава богу, Малый театр не оскудел актерскими силами. Об этом приходилось уже писать, но с радостью повторюсь. Ох как, видимо, не любил драматург плутоватых купцов. Наглые, хитрые, прижимистые. Но выписаны они мастерски, и сильно повезло артисту, которому довелось играть Самсона Силыча Большова из пьесы ╚Свои люди √ сочтемся!╩ или Пуда Кузьмича Боровцова из ╚Пучины╩. Имена-то какие! Боровцова, тестя Кисельникова, играет Валерий Баринов. Вот уж действительно Пуд. Пуд хитрости, изворотливости, пуд нравоучений, два пуда уверенности в правильности всего, что делает. С таким не поспоришь, не переубедишь: будет стоять на своем до смерти. Для такого самое главное √ его деньги, их прибавление. Не жаль ни дочки, ни внуков. Как, впрочем, не жаль и самого себя. Хитрость с банкротством обернулась против него. Обманул зятя на пять тысяч, а потом и самого обвели вокруг пальца, потерял уж все. Но не приуныл, не растерял интереса к жизни, которая для него невозможна без обмана и воровства. Да, торгует старьем и мелочью на рынке, но приведись что стянуть √ не откажет себе. Артист пишет портрет Пуда Кузьмича без лести, без снисхождения, но с азартом и интересом к тому, что еще может выкинуть этот самодур.

Почти таков же Неизвестный Василия Бочкарева. Манеры только поизысканнее, но суть та же √ хитрого безжалостного ╚волка╩, ради своей выгоды переступающего через человека. Как мягки его интонации, как точны его жесты, как холодна широкая его улыбка. Небольшой эпизод, а картина буквально впечатана в память. Зал с искренней благодарностью провожает артиста аплодисментами. И очень жаль, что этот Неизвестный больше уже не появится.

Зато Александру Коршунову не позавидуешь: нелегко на протяжении трех часов играть наивного до глупости, честного до приторности. Внутренняя константа персонажа оборачивается для артиста однообразием интонаций, движений, раздражая монотонностью и невыразительностью. Пожалуй, только в последней сцене, когда перед нами человек с помутненным разумом, когда изменилась его речь, став странно растянутой, когда движения приобрели иную пластику, возвращается интерес к герою. Из ходульного он превращается в живого и глубоко несчастного, вызывающего искреннее сочувствие зрителей. Но как долго к этому пришлось идти, заново восстанавливая контакт с залом.

Афиша Малого театра пополнилась еще одним классическим названием. Неплохо. Зрители познакомились с редко идущей пьесой великого драматурга. У артистов появилось еще по одной роли. Совсем хорошо. Но вот радости все это почему-то не вызывает. К сожалению. У этого театрального разъезда, на сегодняшней Ордынке, увы, не встретишь взволнованных игрой зрителей. Спора об игре нынешнего Мочалова не услышишь.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Опыт Адомайтиса /05.12/
"Большинство творческих людей выражают в своем творчестве то, чего им недостает. Я не король, но в роли короля на сцене я могу реализовать и утолить свою жажду власти", - говорит знаменитый советский актер.
Ольга Галахова, Банионис в России /30.11/
В Москву известный актер приехал, чтобы убить двух зайцев: сыграть в спектакле "Возможная встреча" в ЦДА им. Яблочкиной, а также сняться в фильме Аллы Суриковой "Только раз бывают в жизни...".
Майя Мамаладзе, Путешествие из Москвы в Киев и обратно /29.11/
Юрко Яценко и Лариса Парис до недавнего времени были единственными в своем роде актерами, режиссерами, сценографами, драматургами-интерпретаторами театра "Д.Ц.Т.Д.".
Татьяна Гамалей, Новосибирск готовится к Рождеству /28.11/
С 9 по 22 декабря в Новосибирске пройдет Четвертый международный Рождественский фестиваль искусств.
Григорий Заславский, Табаков - АнтиСПИД /27.11/
Название нового спектакля как будто взято напрокат из до сих пор неизвестной сказки Киплинга. "А в Конго есть тигры?" - вопрос как раз из тех, которыми задаются герои его сказок.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru