Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Итоги театрального полусезонья
Дата публикации:  25 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В театре итоги принято подводить не по годам, а сезонами. Хотя и у этих "промежуточных забегов" были свои противники: Александр Петрович Свободин, помнится, недоумевал, с какой стати следует искать тенденции, разрывая естественный театральный процесс вполне условными границами летних каникул. Механическое деление на сезоны или годы, скорее, запутает естественный ход театральной жизни и не даст разглядеть живые тенденции и пренебрегшие сезонной условностью процессы. В театре, аргументировал он свое неприятие таких опросов, единицей измерения является не сезон, а нечто иное. Спектакль, может быть.

Подведение итогов года в эти декабрьские дни выглядит тем более странно, что год и два назад подводили итоги века, даже - тысячелетия. И на фоне этих итоговых обзоров наш сегодняшний ретроспективный взгляд неминуемо окажется куцым, легковесным. Начальный год ничем, кажется, не отягощенный на фоне века и тысячи лет, прогибающихся под тяжестью культурных накоплений, тонущих в трясинах культурных почв... Мальчик-Новый год, резвый, курчавый, перед мудростью и многими печалями состарившегося Века, про который уже никто не скажет, что он - волкодав, поскольку все зубы, все жертвы - в далеком прошлом...

Пренебрегая всем сказанным, скажем, что кое-что достойное случилось в театральной жизни и в этом году.

Во-первых, Всемирная театральная олимпиада в Москве. С одной стороны, она, как и положено, продемонстрировала, что театр ходит разными путями. Что улица, например, вполне подходит для серьезного театрального дела. Что клоуны не все остались в прошлом, где был Никулин и Шуйдин, а также Енгибаров и, ближе к нашему времени, но не к нам (увы!), - Вячеслав Полунин, который сегодня больше там, за границей. Почти все время - там...

С другой стороны, Олимпиада как-то даже успокоила, утвердив в мысли, что традиционный психологический театр, в смерти и исчерпанности которого пытаются убедить нас некоторые отечественные "инструменталисты", не так уж и мертв. Лучшие спектакли - "Чайка" Люка Бонди, например, - свидетельствовали как раз об обратном.

С третьей стороны, выяснилось, что и нам есть, что представить цивилизованному театральному миру. То есть, вернемся, как говорится, к нашим.

Наши классики в очередной раз подтвердили свое право называться именно так. Петр Фоменко в собственной своей "Мастерской..." выпустил давно обещанную премьеру "Война и мир. Начало романа". Спектакль - продолжение традиции неспешного чтения прозы, которой занимаются сегодня параллельно, то есть ни в чем друг с другом не пересекаясь, каждый по-своему, в своем ключе, - Петр Фоменко и Кама Гинкас. "Фоменки" - немногие из тех, кого справедливо называют молодыми, кто заботится о том, чтобы их талантливая, всеми любимая и многими воспетая молодость переросла в талантливую же зрелость. Для них: Полины и Ксении Кутеповых, Галины Тюниной, Мадлен Джабраиловой, Карена Бадалова, Ильи Любимова, Пирогова, других - кажется, вопреки нынешней моде, важно, чтобы с переходом в новый возраст в их игре заметили какие-то иные, новые, обретенные возможности.

В Московском ТЮЗе Кама Гинкас поставил вторую часть своей чеховской трилогии - "Даму с собачкой", заставив спорить не о качестве самого спектакля (тут все согласны в том, что Гинкас выпускает продукцию класса хай-энд), но о возможностях тюзовских актеров, Юлии Свежаковой и Игоря Гордина. Обоих хвалят, но по-разному.

МХАТ имени Чехова. Новый руководитель - теперь это признают уже все - вынужден разгребать завалы, как если бы он вошел в здание, подвергшееся землетрясению. Хотя в данном случае все как раз наоборот: это Табаков пытается перетрясти то, что давно уж залежалось, застоялось и не разгребалось никем... Пока, правда, куда больше удается ему удивлять публику количеством, но не качеством выходящих одна за другою премьер. Финансовые возможности еще не вошли в жесткую сцепку с творческими.

Вполне возможно, что надо было, наоборот, жестче действовать, поскольку нынешнее параллельное существование в спектаклях актером МХАТа и Театра под руководством Олега Табакова вряд ли пойдет на пользу тому или другому театру, но, кажется, одинаково раздражает тех и других.

Со стороны и впрямь говорить, а особенно советовать, трудно. То есть, наоборот, легко, но и советы в этом случае весят немного...

Среди новых главных, которых оказалось сразу много (раньше бы сказали, что целому поколению дали путевку в большую жизнь!), удачи - с наскока! - добился пока один Роман Козак. Это - если говорить об удачах творческих. "Академию смеха", которую он выпустил в Филиале Театра имени Пушкина и со стороны сильно смахивающую на антрепризную затею, нельзя назвать антрепризной работой. Андрей Панин и Николай Фоменко работают всерьез. И - по-настоящему.

Жаль, что другие - Андрей Житинкин, Вячеслав Долгачев, Семен Спивак, - пока не радуют театральным продуктом. А если и удивляют, то только числом, но не уменьем.

Кажется, в этом году, наконец, произошло какое-то движение в сторону современной драмы. Даже вот фестиваль NET, основоположники которого так единодушны были всегда в пренебрежительном отношении к усилиям британского "Ройял Корта", в этом году посвятил специальную программу новой драматургии Швейцарии, Австрии и Германии. Прошел летний фестиваль "Любимовка" (в Москве), позже - драматургическая лаборатория в Горках и сейчас уже, в декабре, - открытый конкурс молодой драматургии "Премьера". Но главное - успехи были и в театре. В первую очередь, это, разумеется, "Пластилин" Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры. Там же вышел "Поцелуй" Артема Хрякова. А сейчас грядет премьера пьесы Ксении Драгунской "Ощущение бороды"...

***

В последние годы мы привыкли провожать в последний путь эпоху. 2001 год - год ухода Андрея Гончарова, Александра Володина, Михаила Глузского... И это тоже - итоги театрального года.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Песочинский, Кондитерское искусство театра /20.12/
Театр имени Ленсовета, академический и некоммерческий, сделал неожиданный жанровый вираж. В этом здании, где до революции размещался Купеческий клуб, снова дают буржуазную салонную мелодраму.
Гюляра Садых-заде, Возвращение домой /19.12/
К концу года Мариинский театр, словно бы притихший и затаившийся с начала сезона, стал подавать признаки активности.
Вера Максимова, Про поцелуи в Таганском тупике /19.12/
"Центр драматургии и режиссуры" - "открытое пространство" для молодых авторов, постановщиков и актеров. Наверное - самое серьезное из подобных начинаний, укоренившееся в Москве.
Григорий Заславский, Жизнь прекрасна с высоты балкона /17.12/
Прозаическое, не раздробленное на реплики слово будоражит воображение Камы Гинкаса как будто сильнее, чем кем-то уже приноровленное к театральным запросам, разбитое на реплики и ремарки.
Майя Мамаладзе, Гришковец - это у нас надолго /14.12/
Конец осени и начало зимы в Москве прошли под знаком Евгения Гришковца. Сразу три официальные его московские премьеры: "Дредноуты" и "по По" в рамках фестиваля NET, и затем, отдельно, "Планета".
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru