Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20020110_ma.html

Большой театр обещают не закрывать
Петр Поспелов обещает хорошо спланировать творческую жизнь главного театра России

Петр Поспелов

Дата публикации:  10 Января 2002

Большой театр не закроют на реставрацию, но даже после открытия в следующем году новой сцены труппа будет сокращена. Cоюзу Мариинки с лондонским "Конвент-Гарденом" и нью-йоркским "Метрополитен опера" Большой собирается противопоставить союз с миланским "Ла Скала" и парижской "Гранд Опера". Об этом рассказал в интервью Русскому Журналу в прошлом - ведущий российский музыкальный критик и руководитель отдела культуры журнала "Эксперт", а ныне - начальник Управления творческого планирования Большого театра Петр Поспелов.


Оперы напрокат

Русский Журнал: Петр, вы пришли в Большой театр из стана критиков. Как изменилось у вас отношение к театру с тех пор?

Петр Поспелов: В этом смысле ничего не изменилось. Я никогда не был врагом Большого театра и всегда радовался его удачам. Думаю, нет такого критика, который желал бы зла Большому театру и хотел писать негативные рецензии. Не думаю, что с приходом в театр Александра Ведерникова и меня критики будут добрее - наоборот: пришли люди молодые, и с них нужно спрашивать еще строже. Вообще, очутившись здесь, я был очень удивлен, с каким вниманием читают прессу в Большом театре. Заметки множат десятками копий и распространяют по всему театру. Все рецензии кладутся на стол руководящему составу, внимательно изучаются и очень часто мнение прессы становится аргументом того или иного решения. Так что пресса остается конструктивным партнером Большого театра.

Русский Журнал: В последние годы много говорили о кризисе Большого театра, что, мол, дальше падать некуда. Кстати, вы разделяли подобную точку зрения. Теперь вы думаете по-другому?

П.П.: Во-первых, кризис действительно был, и нельзя говорить, что мы его миновали. Конечно, когда Ведерников летом пришел в Большой театр на пост музыкального руководителя, то обнаружил, что на новый сезон почти ничего из премьер не запланировано. Был лишь один оперный проект, который его предшественник - Рождественский - запланировал для себя. Пришлось срочно - на живую нитку - придумывать весь сезон. Поэтому-то были взяты напрокат оперные постановки: "Сила судьбы" из Сан Карло и "Адриенна Лекуврер" из Ла Скала - делать свои постановки просто не было времени. 26 декабря прошла первая премьера, примерно через месяц - вторая. "Своя" премьера будет - но будет лишь весной. Вместо запланированной Рождественским "Чародейки" Чайковского поставим "Хованщину" Мусоргского.

РЖ: Если я правильно понял, оперы "напрокат" - шаг вынужденный, и не он не станет генеральной линией новой политики Большого?

П.П.: Это - одна из линий. В театре Сан Карло мы взяли декорации - их привезли и увезут обратно в Италию, откуда оттранспортируют в другой театр. Это принятая во всем мире практика аренды - с декорациями арендуется и режиссура. Их режиссер приезжает и ставит так, как было у них. Артисты - наши. У нас с театром Сан-Карло заключен контракт на год - то есть до декабря мы имеем право показать данную постановку: восемь спектаклей в этом сезоне и два-три показа - в следующем. Так же и с постановкой "Адриенны Лекуврер". К тому же аренда обходится гораздо дешевле, чем новая постановка.

РЖ: Насколько я знаю, качественная оперная постановка может обойтись Большому или Мариинскому театру в 800 тысяч долларов, а то - и миллион.

П.П.: Аренда стоит на порядок меньше - примерно 65 тысяч. При этом мы даем возможность в России увидеть лучшие западные версии классических опер. В следующем сезоне такой спешки с планированием, разумеется, не будет. Теперь мы формируем весь следующий сезон и ведем переговоры на сезон 2003-2004 гг. Занимаемся также планами на более долгую перспективу и ведем переговоры с теми, кто эти планы должен будет осуществлять: с режиссерами, певцами, дирижерами, хореографами.

Артисты напрокат

РЖ: Кроме аренды, насколько я знаю, из-за рубежа приглашаются теперь и исполнители.

П.П.: Дело в том, что в Большом театре есть штатная труппа и есть певцы, которых можно приглашать со стороны - из отечественных и зарубежных театров. Сейчас мы стараемся делать так, чтобы комбинировать - приглашать кого-то со стороны и брать на спектакли лучших солистов из Большого театра - кто свободен, кто лучше к этому репертуару подходит. Сначала - на премьеры, а в дальнейшей перспективе - на обычные репертуарные спектакли. Так, например, в "Силе судьбы" - премьерной постановке, которая прошла 26 декабря, заняты четыре гастролера: тенор Сергей Ларин, который поет на лучших мировых сценах, частый гость на Зальцбургском фестивале, Борис Стаценко - баритон из Дюссельдорфа, Наталья Дацько из Екатеринбурга и Георгий Заставный из Мариинского театра. Остальные - лучшие солисты Большого театра. Это хорошая практика, потому что когда появляются сильные гастролеры - наши начинают больше стараться. К примеру, есть такой тенор Михаил Дьяков - никто не думал, что ему можно доверить больше двух спектаклей, поэтому пригласили Заставного из Петербурга. Как только приехал Заставный - Дьяков блестяще выучил партию и теперь возникло сомнение: быть может, его поставить в первый состав?! Очень важно, чтобы была здоровая конкуренция между приглашенными артистами и своими. А скоро, вероятно вообще исчезнет такое понятие как "штатный артист Большого театра" - все будут на контрактах, где все спектакли будут расписаны, и мы сможем пригласить на выгодных условиях наших лучших певцов еще до того, как с ними подпишут контракт зарубежные коллективы. Как, кстати, сейчас происходит с балетом. Цискаридзе и ряд других солистов получает хорошие деньги, сопоставимые с теми, что получают на Западе, поэтому сейчас делают выбор в пользу Большого театра, особенно если предложения делаются заранее.

РЖ: Насколько мне известно, официально "выездными" из балетной труппы остаются только Цискаридзе и Ананиашвили...

П.П.: Насчет балета - боюсь соврать, поскольку пока мы занимаемся прежде всего - оперой. Опера более запущена, чем балет. А в балете - другая проблема: в отличие от оперы, у них очень мало обновляется репертуар - то есть мало премьер. К примеру, в будущем сезоне будет шесть или семь оперных премьер, а балетных - всего две.

РЖ: Возвращаясь к опере. Не так давно бывшие солисты Большого театра - два брата-баса Айк и Тигран Мартиросяны, получив выгодный контракт с Ковент-Гарденом, уволились и улетели в Лондон. И таких случаев много. Есть ли действительно сегодня в Большом театре востребованные на Западе оперные певцы, которые, оставаясь в штате ГАБТа, работают по контракту там, как это делают солисты балета Нина Ананиашвили и Николай Цискаридзе?

П.П.: Сейчас, действительно, есть люди, которые безвозвратно подались "туда", и мы пытаемся их вернуть. К примеру, Марина Мещерякова - она поет в Метрополитан и других театрах. Что же до Мартиросянов, то, к примеру, Айк приезжает сюда и поет какие-то из спектаклей. За рубежом поют многие, вопрос в том, где поют и что поют. Ведь многие из российских артистов поют на Западе: "кушать подано" - настоящих звезд из "западных" россиян найдется человек десять-пятнадцать. Наших штатных солистов действительно не всегда можно застать в Москве. У нас есть Маторин, который поет Бориса Годунова в Германии, Елена Зеленская поет за рубежом, Елена Манистина нарасхват в последнее время.

РЖ: То есть ситуация с востребованностью певцов примерно такая же, как и в Мариинском театре?

П.П.: Да.

Раскрутка звезд

РЖ: В заслугу Гергиеву и его театру последнее десятилетие ставится умение раскручивать звезд. Но там-то все держится исключительно на имени Гергиева - благодаря его связям Бородина дебютировала вместе с Доминго в Лондоне, благодаря его связям певцы подписывали контракты с западными звукозаписывающими компаниями и те делали бешеный промоушн за рубежом, благодяря его поддержке сегодня молодые певцы ездят в Америку и побеждают на конкурсах. Но ведь в Большом театре нет такого харизматического лидера?!

П.П.: Гергиеву действительно удалось раскрутить несколько звезд: Бородину, Путилина, Галузина... Это еще связано и с успешными гастролями Мариинки за рубежом, и с успехом на питерском фестивале "Звезды белых ночей". Наверное, равного Гергиеву по харизме в России сегодня найти никого невозможно, поэтому Большой театр решил построить другую модель, когда работает команда. Разумеется: есть генеральный директор, есть главный дирижер, но нет такого человека, на котором держится все. Поскольку я работал немного в Мариинском театре как партнер, когда мы делали там оперу "Царь Демьян", я знаю, что без Гергиева там и гвоздя не вобьют, а если и вобьют, то к приезду Гергиева его тут же выдернут обратно. С одной стороны - здорово, что есть такая харизматическая фигура, с другой - на ней висит непомерно много и без нее никто не принимает каких-то принципиально важных решений. Поэтому мы сейчас движемся к тому, чтобы постараться жестко разграничить сферы деятельности и не зависеть от какого-то одного человека. По поводу раскрутки звезд, думаю, с каждой премьерой будет повод говорить о появлении все новых. Разумеется, к этому должен быть добавлен рекламный механизм - его пока нет, брендом сейчас является только слово "Большой" - отдельно взятых звезд уровня Галузина или Бородиной, с именем которых ассоциируется театр, пока нет, возможно, разве только - балетные имена. Этот механизм пока предстоит создать, тем более что материал для этого - есть.

РЖ: Гергиев делает звезд за счет контрактов с компаниями звукозаписи, выступлениями "своих" на сценах "Мет" и "Ковент-Гардена", а также благодаря выступлениям со своими друзьями - звездами первой величины. Что этим механизмам может противопоставить Большой театр?

П.П.: Со звукозаписывающими компаниями контрактов пока точно нет, потому что это увязает во множестве правовых вопросов. Партнеры есть - правда, несколько другие, чем у Мариинского театра: это "Опера де Пари" и "Ла Скала". В ближайшие годы будут какие-то обменные гастроли с этими театрами. Что же до выступления со звездами - в этом сезоне уже запланирован концертный цикл с участием бельгийского баса-баритона Жозе Ван Дама. С нашими звездами концерты также будут - в прошлом сезоне, к примеру, состоялся концерт Марины Мещеряковой, которым дирижировал Александр Ведерников. Видимо в ближайшее время Ведерникову важнее самому выступать со звездами, каким к примеру является Жозе Ван Дам.

РЖ: А сам Ведерников часто выступает за рубежом.

П.П.: Да, насколько я знаю, он сейчас постоянно выступает в Голландии, в Италии, в некоторых других европейских странах и в Северной Америке. У него довольно широкий репертуар - его сегодня интересует не только классика, но и современная музыка. Он дирижировал и балетными постановками, и оперными - к примеру, "Летучим голландцем" в Италии.

Сокращение труппы и отмена закрытия

РЖ: Гендиректор Большого Анатолий Иксанов не раз давал понять, что труппа велика и она будет сокращаться. Как этот процесс будет происходить на самом деле? Каковы будут критерии отбора?

П.П.: Художественные критерии для этого есть. То есть со временем будет понятно, кто нужен вообще, кто - для каких-то определенных спектаклей. Кто - в качестве солистов премьерных спектаклей, кто - в качестве солистов второго плана - так называемых "моржей", кто - в качестве страховщиков. Поэтому многие певцы в театре будут востребованы и дальше, но, возможно, в другом амплуа. Сейчас мы имеем некоторую уравниловку, к концу сезона уравниловка сойдет на нет. Есть, конечно же, какой-то процент певцов, от которых придется отказаться. Это должно будет происходить в строгой, юридически безупречной форме. Сейчас в штате Большого театра числятся две с половиной тысячи человек - сюда входит персонал, солисты оперы - около 80-ти человек, хор - 120 человек, из них много тех, кто просто не может петь. Предстоит конкурс в оркестр, предстоит конкурс в хор - возможно увеличение хора, потому что со следующего сезона будет уже две сцены. А балетную труппу, наоборот, нужно удержать. И в связи с этим отложены сроки реставрации. Основная сцена надолго не закроется - будет поэтапно делаться реконструкция главного здания. Театр в каждом сезоне сколько-то месяцев - да будет работать. Поэтому ремонтные работы придутся в основном - на лето, частично будет использовано время конца весны и начала осени. В эти годы - сезоны будут сокращены: не 10 месяцев, как обычно, а восемь, семь, а в последний год реконструкции, возможно, четыре месяца. Целиком выпадет календарный 2005-й год. Таким образом, долгожданная реконструкция основного здания начнется уже со следующего года. А сцена строящегося "филиала", которую мы уже называем не иначе как "Новой сценой Большого театра", начнет работать с декабря 2002 года - то есть будут параллельно работать две сцены. Возрастет занятость оркестра, оперной и балетной труппы.

РЖ: А будет ли повышаться зарплата? Насколько мне известно, за один спектакль артисты хора получают всего по четыре доллара.

П.П.: Этого я не знаю.

Беседу вел Михаил Малыхин