Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20020423_yo.html

Не все равно кому, или Есть ли жизнь на Марсе?
Современный танец в России

Ксения Ёлкина

Дата публикации:  23 Апреля 2002

Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Это науке неизвестно... Да не все ли равно, товарищи? Лично мне - все равно...

Из к/ф "Карнавальная ночь", из спектакля "Киномания, или Есть ли жизнь на Марсе" Ольги Пона (Челябинск).

Есть ли в России современный танец? Нет ли в России современного танца?.. Вопрос казался решенным с тех пор, как "Золотая маска" взяла российский современный танец под свое могучее крыло, не только удостоив танцующих полуподпольщиков внимания, но вдобавок выделив лично для них целую номинацию "Лучший спектакль современного танца". И все-таки даже триумф "Провинциальных танцев" из Екатеринбурга, за два года успевших получить целых три "Золотых маски", не избавлял от дурных предчувствий. Подвоха ждали долго. Дождались.

Путаницы вокруг этого нерадивого детища русского театра было много всегда. До сих пор кажется чудом, что Татьяна Баганова ("Провинциальные танцы") дважды получала "маску" как лучший хореограф, соревнуясь с классическими постановщиками из Мариинки и Большого. На вопрос, по каким критериям выставлялись на этих соревнованиях баллы, четкого ответа как не было, так и нет. Точно так же отсутствует ответ на вопрос, что можно считать современным танцем, а что нельзя.

Не думаю, что кому-нибудь приходило в голову назвать театр Романа Виктюка данс-театром и поставить его в один ряд с багановскими "Селедками". Однако в любом из спектаклей Виктюка хореографии больше, чем в спектаклях Васи Ющенко ("Квартира #5"). Сомневаюсь, что когда-нибудь на "Золотую маску" номинируют шоу-балет "Тодес". А вот отчаянно эстрадный "Эксцентрик-балет" из Екатеринбурга (профессионально-эстрадный, по-хорошему эстрадный, какой угодно замечательный, и тем не менее, сугубо эстрадный, чего сами они никогда не отрицали) не только номинирован, но и стал лауреатом. И сам с собой современный танец уж как-нибудь разберется, но как только дело касается сравнений, следствие заходит в тупик. Расскажите мне, как можно сравнивать отчаянные импровизации Ющенко с продуманным до последнего поворота головы спектаклем Татьяны Гордеевой? И каким таким загадочным образом возможно соотнести эти два моноспектакля с монументальными "Взломом" Пола Нортона (Камерный балет "Москва") и "Амальгамой" Александра Пепеляева (Школа современного танца, Екатеринбург)? И только потом я соглашусь послушать, кому и за что вы дали "Золотые маски".

Раньше логика жюри прослеживалась вполне четко. Сейчас тоже прослеживается, но все больше походит на абсурд. Две "маски", отданные лично Багановой в 2000 и 2001 году, так или иначе означали двухгодичную дисквалификацию русского классического балета. На третий год, осознав свою ошибку и решив устранить досадное недоразумение, "маску" отдают Мариинке... и тем самым окончательно посылают русский классический балет в нокаут. Потому что главную национальную премию получает хореограф из Германии Джон Ноймайер. Какое отношение имеет он к России? Ровно такое же, как голландец Пол Селвин Нортон, второй из четырех претендентов на звание лучшего российского хореографа. Нортон, кстати, тоже почивает на лаврах: "маску" за лучшую мужскую роль получил Роман Андрейкин (Камерный балет "Москва"), исполнитель одной из ведущих партий в спектакле Нортона. Получил вполне заслуженно, но если уж на то пошло, сам спектакль имел полное право стать лучшим спектаклем современного танца. Однако остатки патриотизма не позволили отправить за границу главную "маску". Тут-то и приключился главный казус.

Основными претендентами на масочную позолоту, как всегда, были "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга. Безупречный спектакль "Тихая жизнь с селедками" просто создан для наград. Спектаклю не откажешь в стройной концепции и яркой хореографии, "провинциалам" не откажешь в профессионализме. Но не давать же им четвертую "Золотую маску" подряд! Вот и встал ребром вопрос: "Тогда кому?".

Безусловно сильный и стильный "Взлом" (Москва) пришлось исключить по вышеуказанным причинам. "Амальгама" (Екатеринбург) явно напугала подростковыми воплями и чрезмерной экспрессией: за пугающим прямолинейным техно сложной хореографии уже не разглядели. Беззащитная, на удивление пристойная, на удивление не пошлая нагота девушек из "Киномании" Ольги Пона (Челябинск) и прелесть первых дуэтов были сведены на нет "синхронным плаваньем", составившим вторую половину спектакля. Любоваться дружным классическим модерном, пусть даже хорошо станцованным, все-таки неинтересно. Василий Ющенко слишком много говорит и слишком мало танцует, и потому его замечательный "Пейзаж" претендовать может на что угодно, только не на звание лучшего танц-спектакля.

В этой разношерстной компании по-настоящему на "маску" мог рассчитывать только один спектакль и только один человек. Моноспектакль Татьяны Гордеевой "Ястобой" (театр "Кинетик", Москва) - тонкая грань между наивностью, абсурдом и глубокой самоиронией одинокого существования. Цеплячьи крылья, мелкие шажки, игрушечная ворона на веревочке, запутанный текст Хармса - все это как будто случайно превращается в личную трагедию и настоящий танец. Тот самый, которого так долго ждали, тот самый, которого не заметили.

Собственно, не захотели заметить, как всегда сосредоточившись не на том. В прошлом году "Кинетик" уже поплатился за свою любовь к Хармсу. Сочетание текстов про некого Кузнецова и музыки И.-С.Баха дало ошеломляющий результат: на вручении "маски" "Кинетик" забыли озвучить даже в списке номинантов. Вряд ли Патрулев и его дочь, сменившие на этот раз Кузнецова, обрадовали жюри намного больше. И "Золотая маска" в очередной раз уехала в Екатеринбург.

"Голос" "Эксцентрик-балета" Сергея Смирнова, признанный лучшим спектаклем современного танца, можно назвать чем угодно, только не спектаклем. Это дивертисмент из пластических этюдов, идея которого - "озвучить" телом сменяющие друг друга музыкальные темы. Это добротное и стильное шоу, станцованное профессионалами. Это качественный продукт, но сей продукт не есть театр и никогда театром не был. Дать "Голосу" "Золотую маску" - то же самое, что наградить Спивакова премией "Оскар". И вряд ли награждавшие этого не понимали.

Есть ли современный танец в России? Нет ли современного танца в России?.. Танец есть, и зрителю это давно известно. Только вот "товарищам", кажется, все равно.