Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Поиски стиля / Обзоры / Театр < Вы здесь
Балет "Москва" сменил ориентацию
Дата публикации:  7 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Отношение к современному танцу меняется, как представления о самой жизни. В этом убеждены организаторы только что завершившего 4-го Московского международного фестиваля современного танца. И все же свои взаимоотношения с этим порождением ХХ века они стремятся строить в традиционном русле.

Бессменный организатор ежегодного фестиваля Русский камерный балет "Москва" решил в некотором роде сменить ориентацию. До сих пор фестиваль был фактически смотром того, что интересного появилось в столице по части современной хореографии, отчего и назывался Московским. Теперь же он - международный и призван объединять театры танца, смело экспериментирующие, но базирующиеся при этом на классике, "наследующие традиции классического балета, но трактующие их с позиций меняющегося времени".

Подобный форум Москве необходим, но такая затея требует долгосрочного планирования и немалых затрат, дабы залучить к себе действительно стоящие труппы. Нынешний фестиваль впервые проходил при поддержке московского правительства и Комитета по культуре. Однако никто не хотел рисковать, так что полномасштабной материальной базы пока нет. Мяса, то есть престижа, молодой фестиваль тоже еще не нагулял, а потому программа, основанная на безгонорарном участии, собрана, что называется, с бору по сосенке. Чего тут только не было. Набившие оскомину общие места в опусе литовского хореографа Анжелики Холиной "Танго in Fa" (по-моему, пора наложить табу под страхом мучительной казни на использование музыки Астора Пьяццоллы). До приторной пошлости пафосный "Фатум", поставленный Марией Большаковой по лермонтовскому "Демону" в Петербургском Малом театре оперы и балета им. М.П.Мусоргского. "Мы прошли тот путь, которым шел Лермонтов", - скромно пояснила Большакова на пресс-конференции. Результат, правда, отнюдь не тот же. Впрочем, несамостоятельная хореография в полной мере соответствовала эпигонской музыке Сергея Жукова.

Странно было видеть все это рядом с номинантом "Золотой маски", общепризнанным лидером сезона, спектаклем, чье название, вместо беззубой "Рампы Москвы", могло бы символизировать если не итог, то хотя бы намерения устроителей фестиваля. Я говорю о "Взломе", созданном для балета "Москва" нидерландским хореографом Полом Нортоном.

С откровенно капустническим "Призраком Розы" в постановке Раду Поклитару - главного балетмейстера Национального театра оперы и балета Молдовы соседствовали философствования израильского хореографа Идо Тадмора о границах свободы и свободе самоограничения в "Клетке".

Неожиданным эхом отозвался этот мотив и в центральной акции фестиваля - новой версии балета П.И.Чайковского "Щелкунчик", представленной классиком отечественного современного танца, патриархом движения, пермяком Евгением Панфиловым.

Главный элемент сценографии - громадные спиралевидные конструкции - то ли елки, то ли шуховские башни. То ли клетки, в которые то и дело попадают герои трагической сказки.

Машу спасает Щелкунчик, а она выбирает Принца, даже не заметив подмены.

"Большой балет - это право", - сказал Панфилов на встрече с критиками. Он, несомненно, заслужил это право, хотя собственно хореография его "Щелкунчика", в общем-то, незатейлива. Панфилов мыслит пластически. Не хореографически, а именно пластически. Пластика живого человеческого тела, пластика материалов и подвижных конструкций для него едины. Как едины классическая пальцевая техника, модерн, джаз. Он ставит не сюжет, не жанр, а интонацию. И тут все средства хороши. Чистые цвета в дивертисменте контрастируют с аскетичной цветовой гаммой первого акта. Очень удачны костюмы, не в первый раз, кстати, созданные для своих спектаклей самим постановщиком. Порой прямолинейные, но оттого и бьющие точно в цель метафоры. Голый торс Щелкунчика против в буквальном смысле обмундированной армии мышей. Черная траурная лента по белому платью...

Снежинки у Панфилова - танцовщики-мужчины в нафталинных капотах и таких же "бабушкиных" шляпках. Он умеет одним неочевидным штрихом посеять ужас. Так, в знаменитом вальсе снежинок выводит на сцену солистку - двухметровую, на голову выше всех мужчин. Ну, чего, казалось бы, страшного? А страшно!

К тому же и мыши вовсе не повержены.

Панфилов вводит в спектакль артистов второй, необычной его труппы - балета толстых. Вводит как некую иррациональную, неодолимую силу. В жутковатых целофаново-слизистых костюмах они противостоят всему, что обогащает этот мир: краскам, ритмам, разнообразию чувств. Даже в "Розовый вальс" вносят свой, особый, акцент: MEMENTO, мол. Memento! А то раскатали губы-то на сказочку, да позабыли обо всем. А когда забывают, то и приключается то самое, о чем надлежит memento.

Когда все уже, кажется, раздавлено и сметено с лица земли, победным и пустым звоном звучит финальный - мышиный - марш. "И остается после сказки мышей бессмертная возня" - так заканчивается стихотворный эпилог к спектаклю.

Трагическая нотка звучит и в спектакле Раду Поклитару "Мир не кончается у дверей дома". Его нео-экспрессионизм на фоне нынешнего тотального пофигизма даже трогателен. В который уж раз лауреат множества престижных наград, и в том числе 1-й премии конкурса хореографов на IX Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве, демонстрирует редкие на просторах бывшего СССР профессионализм и образованность в сфере современного танца. Именно образованность, а не натасканность. И если можно надеяться, что следующие фестивали пройдут на таком уровне, значит, нынешняя робкая попытка себя оправдала.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Поиски стиля' (архив темы):
Полина Богданова, Власть воображаемой реальности /29.05/
Речь в этой статье пойдет об одной из любопытных тенденций сегодняшнего театра. Она проявляет себя в выраженном интересе к романтическим идеям и концепциям.
Олег Головин, Очередной "мюзикл, покоривший мир" /29.05/
Настолько надоели поросячьи восторги обывателей перед "его величеством Бродвеем", что любая театральная находка последнего времени, на которой отсутствует штамп "Made in USA", сама по себе заранее вызывает симпатию.
Илья Смирнов, Даши Намдаков: свет с Востока /29.05/
Сообщаю строго секретную информацию. Современное изобразительное искусство существует.
Анна Шалашова, Как важно быть серьезным /27.05/
Премьеру "Ревизора" в Вахтанговском театре уже смело можно назвать самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона.
Андрей Хрипин, Ночь в опере /06.05/
Даже Покровский вынужден признать, что в театре последнее слово всегда за публикой. Публике плевать на режиссерские рефлексии. Публика хочет зрелищ, секса и театральной крови. Поэтому "Сельская честь" и "Паяцы", краеугольные манифесты веризма, будут идти с неизменным кассовым успехом.
Наталия Звенигородская
Наталия
ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru