Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20020613_zven.html

Здравствуй, племя младое!..
Новое поколение приходит в балет

Наталия Звенигородская

Дата публикации:  13 Июня 2002

российского балета прекрасное будущее!" - обнадежил недавно Андрей Петров, председатель аттестационной комиссии на выпускных экзаменах в Московской академии хореографии. "Этот выпуск как никогда сильный", - заявил Мэтр и назвал имена Марии Богданович, Виктории Осиповой, Виктора Клейна, Анастасии Меськовой, Полины Семионовой, Карима Абдуллина. Правда, самому Петрову и его "Кремлевскому балету" юных гениев, похоже, не видать - едва ли не все они, по слухам, уже зачислены в труппу Большого. А вчера выпускников с пылу-с жару показали и большой публике - в главном театре страны состоялся концерт Московской академии.

Обстановка, как обычно бывает на подобных концертах, торжественная и в то же время домашняя. Юный трепет на сцене, друзья и родственники в зале, неизменная Софья Головкина в ложе.

В первом отделении представляли дивертисмент. Тон задала Юлия Гребенщикова, выступившая с Максимом Подшиваленко в белом адажио из "Лебединого озера". Стильная и техничная, с великолепными данными, Гребенщикова - готовая балерина. Правда, без особого обаяния, что, впрочем, объяснялось, возможно, волнением.

Мария Богданович и Виктор Клейн, как и на экзамене, исполнили адажио Дианы и Актеона из балета "Эсмеральда". Вряд ли это был случайный выбор. У партнера такая фактура, что грех не порадовать публику и не дать ему станцевать Актеона. Жаль, правда, что не было вариаций, но Ваганова поставила это па-де-де в расчете на виртуозов, и ученикам его, конечно, не осилить. С внешностью юного греческого бога, Клейн, стань он классным танцовщиком, мог бы составить конкуренцию Николаю Цискаридзе (что, к слову сказать, пошло бы на пользу и тому, и другому).

Полина Семионова на этой сцене не новичок. Год назад на IX Международном конкурсе артистов балета она получила здесь первую премию в младшей группе. Полину любят - и заслуженно. Хотя Одиллия она все же пока скорее трогательная - тела еще не нагуляла. Чего не скажешь об Анастасии Меськовой. Вместе с Константином Ивановым она исполнила па-де-де "Эсмеральда" в хореографии Гзовского. Знаменитый балетный хит - вариацию с бубном - танцевала с оттяжечкой, со смаком. Она уже знает, что такое успех. Слишком хорошо знает. С мужской половиной зала управляется умело. Но лучше бы старательнее тянула носок.

На десерт, во втором отделении, припасли давно обещанный совместный проект Большого театра и Академии - "Волшебную флейту".

В 93-м году позапрошлого века Лев Иванов поставил этот балет на музыку Дриго с учащимися Петербургского хореографического училища. Сегодня в Москве этот опыт повторил солист Большого театра Андрей Меланьин. Он совершенно изменил либретто и дал возможность детям продемонстрировать то, чему их учили в школе. Большего о хореографии не скажешь, но, может быть, большего от выпускного спектакля и требовать нельзя.

Пастушок Люлли мечтает стать музыкантом. Он тайно пробирается в Школу искусств, где, как и подобает в комическом балете, с ним происходит множество приключений. Заканчивается все, естественно, свадьбой. Даже двумя. Все по канону: две пары - героическая (Виктория Осипова и Карим Абдуллин) и характерная (Мария Богданович и Антон Кузнецов).

Об Абдуллине заговорили еще в прошлом июне, в кулуарах IX Международного московского конкурса. Заинтригованные, мы, наконец, дождались встречи. Что ж, он типичный балетный принц с хорошим ростом и благородной манерой. Продолжение, будем надеяться, воспоследует.

Вообще, счастливую идею подобных выпускных спектаклей на сцене Большого театра надо, безусловно, поддержать. Тут тебе и частности, и общий вид. И когда молодые солисты начнут так или иначе проявлять себя, не скажешь уже "Здравствуй, племя младое, незнакомое!". Может, и не я увижу твой могучий поздний возраст, а там... кто знает.

Нынешний выпуск и в самом деле заслуживает внимания. Ребята стараются - и не без успеха, - и к ним серьезных претензий нет, их можно только от души поздравить. Однако по-прежнему на лицо застарелые проколы московской педагогики - у мальчиков проблемы с поддержкой, у девочек - с манерой и стопами. Дай-то Бог им хороших репетиторов в театре.

Когда-то, больше века назад, с выпускного спектакля "Волшебная флейта" начался путь Михаила Фокина. Так, может, и нынешним выпускникам этот балет откроет звездные врата...