Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20020820_posu.html

Защитим кукол Образцова от Василия Ливанова!
В кукольном театре давно уже есть своя хорошая молодая команда

Наталья Гончарова, Елена Константинова

Дата публикации:  20 Августа 2002

С удивлением наблюдаем за перепалкой, с июля развернутой на страницах "Литературной газеты". Василий Ливанов выступил против министра культуры. Сейчас в эту "неравную войну" вступил "Московский комсомолец". Дискуссия господ Л. и Ш. (строящаяся на явно не парламентских определениях) развивается дальше, и таким образом за бортом оставлен вопрос, который являлся сутью затеянного. А именно - о судьбе Академического театра кукол имени С.В. Образцова. Становится очевидным, что основной интерес народного артиста сосредоточен в создании негативного общественного мнения, поскольку повод - постановка спектакля в образцовском театре - в публикациях упоминается уже между прочим, косвенно, наряду с другими "историями" - с ГАБТом, ГАСО и др. Деятельность творческих сил коллектива уже не оценивается, реальные истории не рассматриваются, а все внимание сосредоточено на фигуре министра.

Хотелось бы вернуться к разговору о Театре Образцова, который послужил "яблоком раздора", и мы готовы восполнить неосведомленность В.Ливанова. Ведь если из его монолога отбросить все исторические экскурсы и легенды-апокрифы, получается, что, сидя у себя дома, перешагнувший 90-летний рубеж Сергей Владимирович обещал передать "дом с игрушечными часами" не кому-нибудь из наследниц фамилии (кстати, его дочери Наталии Образцовой не стало только осенью прошлого года, во время Фестиваля кукольных коллективов к столетию большого сказочника), а именно ему, Василию Ливанову. Однако, исходя из текста статей, получается, что за прошедшее время В.Л. не только ни разу не посетил театр, но года два как ничего не слышал о переменах, которые там происходят...

Поневоле подумаешь, что Ливанов - то ли не единственный автор текста, то ли вообще имеет опосредованное отношение ко всей этой истории.

Дело в том, что почти два сезона, как в театр влился молодой коллектив под руководством Андрея Денникова. О нем много писали газеты, ребята побывали на гастролях в нескольких городах и странах, где производили "настоящий фурор" (из рецензий), являются лауреатами фестивалей. За полтора года эта команда выпустила три больших спектакля, и уже прошел предпоказ октябрьской премьеры, масштабного мюзикла "Тиль"... Именно в них, в их творчестве можно усмотреть счастливый для театра выход из кризиса последних лет.

И все же вернемся к статье в "Литературке". Что представляет собой "художественная платформа", на которой г-н Ливанов собирается возрождать главный кукольный театр страны? Начать с того, что речь идет об одной-единственной пьесе и, соответственно, спектакле. Цитата: "Пьеса о ...гороскопах, об инопланетянах, о снежном человеке, лохнесском чудовище и о прочем бреде". Здорово, согласитесь! На редкость актуальные и интересные составляющие, которые сам автор в своем программном выступлении величает "бредом". Сравним с тем, что уже вынесли на публику Денников и его команда - А.Пушкин "Маленькие трагедии", А.Дюма (+ Мольер, Булгаков) "Молодость короля Людовика XIV", Шиллер "Мария Стюарт" (эпизод), Г.Горин/Де Костер "Тиль". В процессе работы спектакль о Есенине со многими действующими лицами; "Мертвые души", "Ричард Третий".

Кстати, композицию "Пушкин-лицеист" Денников подготовил со своими учениками - то есть, костяк "новой генерации молодых людей образцовского типа", о которой печется В.Ливанов, уже есть! Все семеро молодых людей не только талантливо "подают надежды", но на равных участвуют в предстоящей премьере!

Все помнят слова Сергея Образцова: "Если после меня явится человек, который пойдет по моим стопам, этот театр погибнет. Повторы всегда хуже оригинала"...

Андрей, ученик Иоакима Шароева, и его творчество - совсем "другие". Даже сосуществование на сцене кукол и людей (подчеркнем, во "взрослых" спектаклях, ибо А.Д. сознает, что маленького ребенка с его детскими ощущениями кукловод отвлекать не должен) выглядит для наших зрителей новшеством. Они - новаторы. К слову, "полупустые залы", которыми пугает читателей Василий Ливанов, нам видеть не доводилось. На спектаклях Андрея, правда, весьма нечастых, всегда аншлаги, а билеты надо закупать за две-три недели. При этом команде приходится "бороться" с администрацией, мириться с отсутствием финансирования, поэтому что-то молодым кукольникам приходится делать за свои собственные деньги. В итоге, к удовольствию руководства, декорации, костюмы, кукольные персонажи - все выглядит очень достойно (а представляете, во сколько раз удорожает спектакль необходимость шить одежду не на маленьких человечков, а на "живых" артистов, - в последних премьерах кукол "занято" около пятидесяти, людей - около двадцати, практически вся труппа!).

...Конечно, Василий Ливанов - замечательный киноактер, мастер озвучания и даже признанно лучший в мире Шерлок Холмс. Но при чем здесь театр, в котором он никогда не работал?! Кто внушил ему мысль, что киноартист на склоне лет запросто сможет стать драматургом, режиссером и руководить огромным театральным механизмом?