Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20021204_gz.html

Японский архитектор и Мариинский театр
Григорий Заславский

Дата публикации:  4 Декабря 2002

Конкурс на новое здание Мариинского театра продолжается. Следовательно, продолжается и борьба. Что не одно и тоже, о чем можно было догадаться еще в ту пору, когда единственным претендентом был американский архитектор Эрик Мосс.

Осенью наконец был объявлен конкурс, причем к участию были приглашены как отечественные, так и зарубежные мэтры. Премиальный фонд весьма достойный. И, как и в другом петербургском конкурсе, - на право возвести памятник Бродскому, жюри и организаторам удается сохранять "полную тайну вкладов". Олег Харченко, главный архитектор Северной столицы, не стал скрывать, впрочем, того, что и так многим было понятно: к участию в конкурсе приглашен, среди прочих, и Эрик Мосс, чей первоначальный проект был отклонен. Он же сказал - еще во время объявления конкурса, - что предполагается ограничить круг участников примерно пятью зарубежными авторами, примерно столько же проектов предложит и "российская сторона".

И вот - почти сенсация (хотя при такой закрытостью всякая мелочь грозит обернуться таковой). Поездка в Японию позволила узнать, что в конкурсе на новое здание Мариинки примет участие знаменитый японский архитектор Арата Исодзаки. Семидесятилетний мэтр японской архитектуры без малого сорок лет тому назад открыл в Японии собственное архитектурное бюро "Ателье Арата Исодзаки". В словарях о нем можно прочесть, что Исодзаки "Свой творческий путь начал как функционалист. Идея японского метаболизма 60-х получила яркое отражение в его ранних проектах и постройках", а принципы его проектирования "почти буквально совпадают с концепцией художественного творчества одного из крупных теоретиков искусства модернизма французского ученого А. Моля, одного из создателей так называемой информационной эстетики, разрабатывающей формальные методы создания произведения искусства с помощью ЭВМ".

В Японии участие Исодзаки в получившем уже скандальную известность конкурсе на новое здание Мариинки никем особенно не обсуждается. Говорят об этом лишь в кругах, близких мэтру японского театра Тадаши Сузуки, с которым Исодзаки связан годами, если не десятилетиями сотрудничества.

Для Тадаши Сузуки Арата Исодзаки строил когда-то театральную "деревню" в Того, где расположилась экспериментальная студия (сокращенно называемая "SCOT" - "Сузуки Компани оф Того"), а позже и театральный фестиваль. Позже Сузуки пригласил его освоить еще одно пространство - под Шизуокой, где для Сузуки и его школы был выделен немалый участок земли, с садами, чайными рядами, бамбуковой рощей и видом на Фудзияму. Исодзаки, надо отдать ему должное, не стал портить пространство постмодернистскими построениями. Большой овальный зал имеет раздвижную стену с видом на гору, - деталь, конечно, весьма провокативную, так как при Фудзияме играть, вероятно, еще сложнее, чем когда на сцену выходит кошка или собака... У нас, в России, есть, как известно, свои театры с раздвигающимися стенами, - новое здание Таганки, но эта дорогая игрушка была использована Юрием Любимовым, кажется, лишь однажды, - в "Трех сестрах". Ныне, доставшись Николаю Губенко, эта сцена все реже обнаруживает свои экспериментальные возможности.

Вернемся однако же к Исодзаки. Всего им построено уже восемь театров. Последняя и самая знаменитая его театральная работа, - конечно, "Граншип". Большой театральный "корабль", выстроенный три года назад, ко Второй всемирной театральной олимпиаде, которая проходила в Шизуоке (первая, напомним, случилась в греческих Дельфах, а Третья - год назад, в Москве). И хотя некоторые критики именуют архитектора "мастером диснейлендов", Исодзаки нельзя отказать в оригинальности мышления, а главное - когда Исодзаки того хочется, он не без удовольствия и умения учитывает и среду, и природные "мелочи", и исторические детали.

Речь не идет о том, чтобы лоббировать его интересы и, к примеру, "Граншип" совершенно невозможно представить в "интерьерах" Санкт-Петербурга. Громада, издалека больше напоминающая атомную подводную лодку, чем просто океанский корабль, смотрелась бы рядом с крохоткой Мариинки так же несуразно, как и оползающая стеклянная конструкция Мосса.

Тем не менее, с появлением нового участника в конкурсе появляется хоть какая-то интрига. Одно дело - Мосс, на все про все один. Другое дело, когда с ним вступает в состязание не менее, а вернее, куда более знаменитый японец.

К тому же, напомним, в отличие от Эрика Мосса, Арата Исодзаки уже имеет немалый опыт именно в театральной архитектуре.