Русский Журнал / Обзоры / Театр
www.russ.ru/culture/podmostki/20021217_myu.html

Новые русские театры в Париже
Марина Юрченко

Дата публикации:  17 Декабря 2002

В Париже закончился фестиваль "Москва на сцене", месяц нового российского театра, который проходил там с 15 ноября по 17 декабря.

Почти все участники молоды, большинство из них впервые показывали в Париже свои спектакли. Из 8 представлений 5 опираются на современные тексты последних лет. Интерес парижской публики к этому событию огромен, поскольку в последние десять лет в Париж приглашались только классики: Анатолий Васильев, Лев Додин, Петр Фоменко... В театре Пари-Виллетт сыграли спектакль "Между нами" театра-студии "Человек", в театре Сильвия Монфор - "Ощущение бороды" Ольги Субботиной (по пьесе Ксении Драгунской) и спектакль "Пластилин" Кирилла Серебренникова по пьесе Василия Сигарева (Центр драматургии и режиссуры под рук. Алексея Казанцева и Михаила Рощина).

Сигарев, напомним, недавно получил едва ли не самую престижную английскую драматургическую премию (не прошло еще и месяца с тех пор). Классик английской драматургии Том Стоппард, который вручал Сигареву эту награду, произнес такие слова: "Если бы Достоевский писал в ХХI, он бы обязательно написал "Пластилин".

В театре де ля Ситэ Интернасиональ можно было посмотреть "Пчеловодов" Николая Рощина творческой группы "Корабль дураков" и "Сны" Ивана Вырыпаева ("Театр.doc"). Естественно, что позвали Евгения Гришковца, которого парижский критик Жан-Пьер Тибода сравнивал как раз с классиками русского театра. Гришковец показал в Париже "Как я съел собаку" и "Одновременно" Евгения Гришковца (совместно с Осенним фестивалем в Париже). Помимо названного, в программе фестиваля значилась поэтическая композиция Брюно Нивера "Любовь к революции, или Революция любви".

Немного об истории и принципах отбора спектаклей на фестиваль. В 2000 году мэрия Парижа совместно с перечисленными выше театрами провела месяц английского театра, посвятив его новым авторам и режиссерам, доселе неизвестным во Франции. Фестиваль прошел с большим успехом, что подвигло мэрию на продолжение проекта. На этот раз была выбрана Россия. В течение двух лет директора пяти парижских театров приезжали в Москву в поисках спектаклей молодых режиссеров и на современные тексты. Каждый раз эти делегации принимались официальными московскими структурами, и в результате директора так и не смогли выбрать спектакли "по их интересам".

В результате чиновники обратuлuсь к Жилю Морелю и Татьяне Могилевской (компания "Графитти"), авторам проекта Восток-Запад-Зеркало, проекта, который познакомил в 2000-2001 году французскую публику с текстами 7 русских авторов в форме переводов и читок, сделанных французскими актерами на фестивале в Нанси и других городах Франции. Они, в свою очередь, и привели французов в альтернативные и недавно открытые подвалы и театральные центры, которые не входили в "официальную программу", предлагаемую каждый раз директорам театров.

Так сложилась нынешняя программа. Работа над афишей закончилась в марте этого года, что не позволило, например, увидеть самые свежие премьеры (например, "Облом-офф" Михаила Угарова).

Во время всего фестиваля на его сайте вышли на русском и французском языках интервью с артистами-участниками, фоторепортажи с репетиций и спектаклей.