|
||
/ Обзоры / Театр < Вы здесь |
Сергей Маковецкий и его друзья. Разговор на полпути к вершине Продолжение Дата публикации: 23 Декабря 2002 получить по E-mail версия для печати Их темы в искусстве - человеческое одиночество и пограничье с безумием, сомнение, мука неполноценности, которую, однако, они считают знаком неординарного человека. Названия их фильмов - "Про уродов и людей", "Прорва", "Русский бунт", где снимался Сергей Маковецкий, или "Страна глухих", в котором участвовали Максим Суханов и Дина Корзун свидетельствуют о том, что именно в театре и кино они играют. Ощущая некрасоту и дисгармонию сегодняшнего мира, на сцене и на экране они превосходят реальную меру некрасивого, утверждая эстетику уродливого. Среди них нет актера-героя, как нет и трагического актера. Истинные дети нынешнего негероического времени, они играют не трагедию, а чаще - трагифарс и балаган. По собственному признанию, "дебильные недоумки" удаются им лучше, чем люди сильного драматического переживания. Их женщины страдают в поисках достойного партнера, ищут и не находят его. Актрисы поколения сорокалетних - ослепительно красивы, как Розанова, Метлицкая, Майорова, или же обладают настолько оригинальной, загадочной некрасивостью, как у Мысиной или Рутберг, что ценится дороже красоты. В красоте-некрасоте этих женщин русского театра переходной эпохи ( как и у актрис конца XIX - начала ХХ века) напрасно искать гармонии, успокоения. В болезненно-хрупкой Ирине Метлицкой всегда, даже в лучшие, благополучные (здоровые) ее годы, чувствовалась и пугала непрочность, неприкрепленность к земле, неозабоченность собой. Она была прекрасна. Жила вполне современным, трезвым, "вписавшимся в эпоху" человеком. Много работала, постоянно снималась (в фильмах, которые видели и увидят теперь одни лишь знатоки), ездила по миру, возглавляла фонды и фирмы, счастливо жила в семье - с предприимчивым, талантливым мужем, актером, режиссером, коммерсантом Сергеем Газаровым, сыновьями. Но чувствовалась в ней какая-то странная небрежность, равнодушие к себе, к собственной исключительности, удачливости; стремление "прочь" или "выше". В одной из лучших своих своей ролей - набоковской Лолите (режиссер Р. Виктюк), невесомо перемещаясь под куполом конструкции, "стеклянным", детским, неживым голоском проговаривая слова, она играла не живую двенадцатилетнюю девочку, а белый мираж, мечту или мертвую куклу. В царственной стати и прямизне плеч, сверкании аквамариновых глаз, звучаниях хрипловатого голоса красавицы Елены Майоровой были вызов, дерзость и страсть. Ее чеховская Маша в "Трех сестрах" Олега Ефремова шла по крутящемуся кругу пустой мхатовской сцены и по мученическому, убивающему надежду и радость кругу жизни. И даже в совершенных чертах русской красавицы Ирины Розановой, спокойствии, неподвижности, затаенности в ролях (и в жизни) ощутимы - горечь разочарования, недовольство собой и людьми, отторжение ото всех. Но почему они умирают так рано? Уже несколько лет, как умерли Метлицкая и Майорова. Обе - мучительно. Одна - в безнадежности неизлечимой болезни обратившись к религии. Другая - загоревшись, как живой факел (самоубийство, несчастный случай?), выбежала из дома, через двор, в служебный подъезд Театра имени Моссовета, и там в углу догорала, доживала, дотлевала, пока не приехала бесполезная скорая помощь. Многие уже умерли из поколения нынешних сорокалетних в зените жизни и судьбы. Умер, подкатившись на проспекте Вернадского под автобус на хрупком своем "жигуленке" Евгений Дворжецкий. (Его знаменитый отец - актер, узник Гулага, дожил до девяностолетия.) Умер, превысив дозу наркотиков, талантливый мхатовец Шкаликов. Жена-актриса вернулась с гастролей утром, увидела его, сидящим в кресле, перед телевизором, окликнула, а он не ответил. Подумала, что спит. А когда вернулась из ванны и заглянула мужу в лицо, оказалось, что тот давно мертв. Умер талантливый вахтанговец Пичугин, незабываемо сыгравший в студийном спектакле Пьера Присыпкина в "Клопе" Маяковского. Умер создатель театра "Летучая мышь", актер, режиссер, шоумен, драматург Григорий Гурвич, вернувший нынешнему зрителю одну из самых светлых мхатовских легенд начала века. Сорвался или бросился с балкона актер и режиссер театра Сатиры Михаил Зонненштраль, эрдмановский "самоубийца" - Подсекальников. Умерла талантливая ("гениальная", как говорят ее сверстники) Надя Кожушаная, автор сценариев фильмов "Прорва"и "Зеркало для героя"... Умерла от лейкемии еще одна красавица поколения сорокалетних - актриса театра им. А.С.Пушкина - Мария Зубарева... Воздух рубежного, переходного времени тому причиной? (Начало ХХ века было так же отмечено обилием смертей в художественой среде.) Хрупкость, нервность поколения? Слабая воля к жизни? Перегрузки, на которые многие идут добровольно, расстрачивая себя, исчерпывая себя до срока? Отсутствие "сверхзадачи", высшей идеи в творчестве? Отсутствие веры в "святость" служения искусству?
Никому не дано знать, сколько ему отпущено жизни. Но по делам и трудам, по судьбам этих "художников в зените творческого пути" (не на восхождении и не на спаде) люди будущего станут судить о нас и нынешнем времени, едва ли не самом трудном и смутном в истории России. Недавний, обязательный для каждого серьезного художника закон "сосредоточенности" их не увлекает. Наоборот, увлекает многое, полярно-разное и - одновременно. Но странно, что их творческое рассеянье, разнонаправленность интересов, работа на параллелях иногда дают удивительные результаты. Совместительство - вот их стихия. Скрытно (и явно) гармонию, медлительность, покой академизма, веками сложившийся театральный канон отвергающие, уверенные, что сегодняшний, перегруженный информацией, изнемогающий от впечатлений и эмоциональных стрессов современный зритель от традиционных форм театра устал, на спектаклях подобного типа скучает, они тем нем не менее не покидают своих "академий", своих метрополий и стационаров. Был момент, когда всем до зарезу нужный, востребованный, интригующе-интересный Маковецкий едва не ушел из Вахтанговского театра - структуры мало подвижной, со своей иерархией ценностей, сложившимися репутациями, накопленной за долгую жизнь инерцией Решил уйти и - не ушел даже тогда, когда сняли с репертуара его любимый спектакль - "Государя, моего батюшку!..", на который плохо ходил зритель. Правда, публика в это время в театр вообще не ходила. Стояли черные, страшные и на центральных московских улицах безлюдные вечера. Множились слухи о бандитских нападениях. Все вдруг бросились в коммерцию. Старый Арбат запестрел мириадами "Матрешек", картинами самодеятельных художников; продавцы торговались с покупателями, так что и к театру было не протолкаться. Однако, человек, который попадал в движение, настроение, атмосферу спектакля, становился горячим поклонником работы Фоменко.
Маковецкий не ушел, а остался потому же, почему не уходят вахтанговцы Суханов, Симонов, Рутберг, табаковцы Миронов и Машков из Табакерки, Домогаров из Моссовета, другие, активно работающие на стороне, в том числе и в чужих, "соседних" коллективах. Дорожа воздухом своего Дома, его теплом. Чувствуя в нем опору и крепость. А может быть, подсознанием ощущая, что шанс на долгую, большую жизнь в искусстве - здесь.
Долгое время Маковецкий оставался первым, лучшим, любимым актером Виктюка - режиссера, "который открывает в исполнителе невероятные возможности и требует игры "фибрами души"; который возводит форму в абсолют, в степень высокого искусства, находит соотнесение души и тела, пластики, музыки, ритма и одинаково чувствует мужчин и женщин на сцене, не только их психологию, но и физиологию. (Самые большие роли наших знаменитых актрис - Нееловой, Талызиной, Тереховой, Фрейндлих, Максаковой, Роговцевой - сделаны с Виктюком.) В гротескной пьесе "Уроки мастера" Д.Паунелла, где английский автор сочинил встречу Сталина, Жданова, Прокофьева и Шостаковича, которой на самом деле никогда не было, Виктюк хотел, чтобы Маковецкий сыграл страх Шостаковича.
У Виктюка, уже не на вахтанговской сцене, а на съемных площадках, в одной из первых тогдашних московских антреприз, в спектакле изощренной чувственности и пряной красоты "М.Баттерфляй" Маковецкий сыграл невероятную, экстравагантную, в 80-е годы казавшуюся бесстыдной историю любви. Он сыграл мужчину, который всю жизнь любит мальчика-шпиона, китайца, думая, что тот - идеальная женщина, певица, меццо-сопрано, дива, звезда...
Можно считать, что Маковецкий как современный актер, как индивидуальность, как художник с определенным комплексом идей и интересов сформировался у Виктюка. В последующие театральные работы, в новое российское кино он пришел уже с этим профессиональным и духовным зпасом. Многочисленных интервьюеров он провоцирует на самые опасные, острые вопросы и никогда не уходит от ответов. Как многие актеры его "генерации", не верит в проповедническую, воспитательную функцию искусства (перепоручая ее не театру, не кино, не литературе, а журналистике). С телеэкрана перед миллионами зрителей, называя все своими именами, рассуждает о том, в чем разница между эротикой и порнографией, на примере страшного своего Иоганна - в фильме "Про уродов и людей" доказывает, что тот всего лишь эротичен. Не видит ничего особенного и оскорбительного в том, что именно ему было предложено сыграть в кино маньяка и убийцу Чикaтило, а свой отказ от роли объясняет лишь тем, что в себе самом не нашел необходимых для нее качеств. Похоже, что для него в искусстве запретного, "постыдного" нет; что, патология, извращения, жестокость вплоть до садизма могут быть "материалом" творчества. Обласканный и избалованный славой, Маковецкий, тем не менее, начисто лишен цинизма, умеет слушать, в том числе и нелицеприятное о себе, и отнюдь не равнодушен к отзывам людей. Хорошие слова его волнуют, окрыляют если, конечно, они искренни.
Окончание следует поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||